Кадровая политика торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и разработка кадровой политики в торговой организации на примере любой из отечественных торговых организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ…...…..4
1.1. Понятие, цели и задачи кадровой политики………………………….…….4
1.2. Элементы кадровой политики……………………………………………….7
1.3. Типы кадровой политики…………………………………………………….8
Пассивная и реактивная кадровая политика………………………….……..9
Превентивная и активная кадровая политика………………………………10
Рациональная и авантюристическая кадровая политика…………………..10
Открытая и закрытая кадровая политика……………………………...……12
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ……………….…14
2.1. Политика занятости…………………………………………..……………..14
2.2. Политика обучения……………………………………………………...…..19
2.3. Политика оплаты труда……………………………………………………..24
2.4. Политика благосостояния…………………………………………………..35
2.5. Политика трудовых отношений…………………………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…40
Список литературы………………………………………………………………41
Приложение…………………..…………………………………………….……42

Вложенные файлы: 1 файл

Кадровая политика.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

Теперь, когда есть разные эталоны, можно сравнивать с ними факты: насколько процентов выполнена норма. Это соотношение и будем считать результатом.

Результативность —  это отношение фактического результата к эталонному, умноженное на 100%.

Результативность = Факт Эталон х 100%

 

Можно привести пример расчета.

Результаты работы магазина ковровых покрытий (за месяц):

ТАБЛИЦА 1

Магазин ковровых покрытий

Факт

Эталон

Результативность

Оборот (руб.)

88 000

100 000

88%

Число продаж (шт.)

205

200

1 03%

Общая результативность

91%


 

Результаты работы магазина обоев (за месяц):

Магазин обоев

Факт

Эталон

Результативность

Оборот (руб.)

67 000

70 000

96%

Число продаж (шт.)

290

300

97%

Общая результативность

93%


 

Примечание. Цифры в  таблицах условные.

Общая результативность, в данном случае подсчитывается как  произведение результативности по обороту на результативность по числу продаж (например, для магазина ковровых покрытий 0,88 х 0,103 = 0,91 или 91%).

Теперь непосредственно можно перейти к заработной плате. Она будет состоять из двух частей:

а) «базовой» - постоянной - части, которая устанавливается каждому продавцу (она может варьироваться в зависимости от знаний, навыков, опыта или иных достижений) и

б) «премиальной» - переменной.

«Но ведь это общеизвестно: Оклад + Премия».

ОТЛИЧИЕ 1.

Итоговая заработная плата рассчитывается по формуле:

 Итоговая з.п. = Базовая часть + Базовая часть х Общая результативность

ОТЛИЧИЕ 2.

Величина базовой части  устанавливается таким образом, чтобы итоговая заработная плата (то есть уже вместе с премией),

ОТЛИЧИЕ 3.

Премиальная часть рассчитывается по формуле:

Премиальная часть = Базовая часть х Общая  Результативность

Из этого следует, что  базой для исчисления премии является одноименная (базовая) часть зарплаты сотрудника (а не прибыль, оборот, число продаж и т.д.).

Другими словами: искомый  «конечный результат» учитывает  и продажи, и оборот, но премия за него начисляется в долях от зарплаты. (Просто размер «доли» прямо завязан на результативность).

Такой подход убирает  необходимость в решении некоторых сложных задач. Например, уже не требуется определять вклад сотрудника «в общее дело» с целью «справедливого» распределения премии (от прибыли, валовой выручки и т.п.). И, что не менее важно, такой подход не провоцирует сотрудников на отвлекающие от работы мысли о «справедливости».

В этом случае:

Заработные платы продавцов

Базовая ставка в руб.

Общая результативность в %

Итоговая зарплата в руб.

Зарплата продавца магазина ковровых покрытий

2 000

91%

3820

Зарплата продавца магазина обоев

2 000

93%

3860


 

Теперь магазины дружат семьями.14

Можно привести еще один пример, магазин дорогой парфюмерной  продукции принадлежит одному хозяину  и состоит из разных отделов. Каждый отдел торгует «своим брэндом» (продукцией только одной марки). Таковы требования поставщиков - Например, есть отдел «Эсте-Лаудер», есть отдел «Ланком», есть отдел «Нина Ричи» и т.д. Соответственно, в каждом отделе с Клиентом работает свой специалист.

Ситуация:

Иногда покупатель не может собрать необходимый комплект товаров в одном отделе. Например, женщина не может подобрать к помаде карандаш для губ, но в принципе могла бы подобрать его в другом отделе. И вот, общаясь с продавцом отдела «Ланком», она спрашивает: «А может быть, карандаш к этой помаде я подберу в отделе «»Эсте-Лаудер»?

В ответ, вместо консультации, Клиент получает живописное описание недостатков всех «соседних брэндов».

В таких случаях Клиент не приобретает в магазине ничего, кроме неприятного осадка, и может не купить даже выбранной помады.

Пострадали два отдела, пострадал магазин в целом. Как быть?

Прежде чем приступить к решению, еще раз обратим внимание читателей на то, что по условиям задачи, владелец у магазина один, смешивать товары/услуги нельзя, а описанная ситуация воспроизводится ежедневно десятки раз.

Решение.

Противоречие: «По условиям задачи, смешивать товары/услуги нельзя и не смешивать тоже нельзя, т.к. получается конкуренция среди товаров/услуг, реализуемых через одну и ту же фирму».

На первый взгляд, решение  может показаться очевидным. Существует неоднократно описание в литературе по менеджменту рекомендация: когда  на одном предприятии, при достижении одних и тех же целей, сотрудники начинают недобросовестно конкурировать  друг с другом, рекомендуется поставить премию в зависимости не только от своих, но и от коллективных результатов.

Чем больше отделов/подразделений в компании, тем больше премия от общего результата превращается в уравниловку. Получается следующее (более глубокое) противоречие: «Премия должна зависеть и от общего, и от не общего результата».

Одно из возможных  решений: премия представляет собой симбиоз «своей» премиальной части и премиальной части одного из остальных отделов, например... «выпавшего» при розыгрыше ежемесячной лотереи.

Представитель каждого  отдела в лотерейном барабане «вытягивает» номер другого отдела, результаты которого также будут учитываться при начислении премии. Так, например, отдел № 1 выиграл в лотерею «результаты» работы отдела № 3. Можно рассчитать общую премию.

Формула:

Заработная  плата продавца = Базовая часть + Общую результативность

Базовая часть заработной платы продавца составляет USD 100. Чтобы подсчитать переменную (премиальную) часть, необходимо найти общую результативность.

Общая результативность = Результативность своего отдела х 67% + Результативность отдела, «выпавшего»  в лотерею х 33%

Соотношение 67% и 33% выбрано  случайно. От собственной результативности премия зависит на 2/3, а от «чужой» - только на 1/3.

Очевидно, что при соотношении 50% на 50% лидеры получают премию, одинаковую с отстающими, а при соотношении 90:10 вклад другого отдела будет просто проигнорирован.

В том случае, когда  «премия от чужого результата» попадает в диапазон от 25 до 35 %, восстанавливается разумный баланс. Эта доля, с одной стороны, уже значительно влияет на итоговую заработную плату сотрудника, а с другой – не превалирует над его собственной результативностью.

Результативность своего дела:

Результативность  отдела = Результативностьотдела по числу продаж х Результативностьотдела по обороту

Результативностьотдела по числу продаж =(Фактическоечисло продаж отдела / Эталонное число продаж отдела) х 100%

Для отдела №1 был установлен эталон по числу продаж – 500 продаж в месяц. Фактически было совершено 510 продаж.

Результативностьотдела по числу продаж = (510/500)х100%

Результативностьотдела по обороту = (Фактический оборот отдела / Эталонный оборот отдела ) х 100%

Для отдела №1 был установлен эталон по обороту – USD 4000. Фактически оборот отдела составил USD 3950.

Результативностьотдела по обороту  = (3950/4000)х100%=99%

Результативностьсвоего отдела = 1,02х 0, 99=1, 01 или 101%

Итоги:

Отдел №1

Факт

Эталон

Результативность

Оборот (USD)

3950

4000

99%

Число продаж (шт.)

510

500

102%

Результативностьсвоего отдела

   

101%


 

Примечание. Результативность своего отдела в данном случае подсчитывается как произведение результативности по обороту и результативности по числу продаж.

Результативность отдела, «выпавшего» в лотерею: не будем  приводить подробный расчет результативности отдела № 3, он выполняется аналогично.

Отдел №3

Факт

Эталон

Результативность

Оборот (USD)

3800

4000

95%

Число продаж (шт.)

380

500

76%

Результативностьсвоего отдела

   

72%


Общая результативность = 1,01 х 0, 67 + 0,72 х 0,33= 91%

Заработанная плата  продавца отдела №1 = 100+100х0,91 = 191USD

Первый отдел пострадал  из-за третьего. Однако, можно обратить внимание на другой факт: какой-то отдел  в магазине (допустим четвертый), вытянув  в лотерею первый отдел, получил  прибавку к зарплате.15

Можно сделать выводы: сегодня одна из основных тенденций в системе материального стимулирования работников — переход от оплаты труда к оплате результата посредством бонусов и премий. Это  связано с тем, что компании стремятся снизить свои постоянные затраты. Кроме того, зависимость переменной части зарплаты от результата мотивирует сотрудника правильно распределять рабочее время и силы, целенаправленно идти к достижению заданной цели.

Однако здесь есть и ряд ограничений. Первое из них заключается в том, что не всегда можно точно определить критерии оценки результата работы. Например, эффективность деятельности PR-менеджера сложно представить в виде каких-либо количественных показателей. Чтобы их получить, необходимы регулярные маркетинговые исследования, а многие российские компании предпочитают экономить на этом деньги.

Второе ограничение  связано с первым. Даже там, где  можно выделить четкие показатели эффективности работы сотрудника или подразделения, есть опасность неадекватной оценки. Личные отношения, субъективность— все это способно сильно исказить реальную картину положения дел.

Обычно переход к  системе оплаты результата занимает примерно год. Сложность такого перехода зависит от структуры компании и  разнообразия позиций. На испытание новой системы (кстати, ее внедрению обязательно предшествует разъяснительная работа) выделяется примерно три месяца, и проводится она в одном, максимум, двух подразделениях.

Управляя переменной частью материального вознаграждения, следует помнить:

    • бонусы и премии необходимо выплачивать на основе объективной оценки индивидуальных или командных достижений, поскольку практика поголовной раздачи премий или фиксирования их размера из месяца месяц нерезультативна;
    • сумму дополнительной выплаты следует делать достаточно большой, чтобы она стала для сотрудника привлекательным ориентиром и «подогревала» его стремление достичь высокого результата; обычно «порог чувствительности» находится на уровне 15 % от дохода сотрудника за установленный период;
    • поставленные цели должны быть амбициозными, но достижимыми, в противном случае, можно спровоцировать демотивацию коллектива;
    • сотрудникам важно точно знать, при выполнении каких условий они получат бонус или премию, как рассчитывается величина полагающегося им вознаграждения и в какие сроки будут произведены выплаты16.

 

                      2.4. ПОЛИТИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ

 

Особенно важна мотивация  при политике «Создай кадры» (как  система мер по удержанию сотрудников компании), потому что не всем сотрудникам достаточно только энтузиазма при росте от продавца до администратора.

К материальной мотивации  относится повышение заработной платы, премии, поощрения, которые выражаются в денежном эквиваленте. Оплату проезда, оплату сотовых телефонов тоже можно отнести к материальным поощрениям.

Информация о работе Кадровая политика торговой организации