Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:33, дипломная работа
Цель дипломной работы – оптимизация работы по набору, отбору и профессиональной адаптации персонала в организации, расширение и углубление знаний в области кадрового менеджмента. Объектом исследования является система управления персоналом организации, предметом исследования - кадровые решения в сфере набора и отбора персонала. В теоретической части дипломной работы необходимо рассмотреть технологию набора и отбора персонала, методы адаптации персонала к потребностям организации.
Введение………………………………………………………………………….….3
1 Современный подход к системе набора и отбора персонала
в организации…………………..…………………………………………………..5
1.1 Политика организации в сфере формирования
кадрового потенциала………………………………………………….…………...5
1.2 Анализ требований к кандидатам при отборе на занятие
вакантной должности…………………………………………………………..….9
1.2.1 Компетенция…………………………………………………………………11
1.3 Выбор источников и методов привлечения рабочей силы………………...17
1.4 Анализ методов отбора персонала………………………...…………………25
1.5 Управление процессом трудовой адаптации персонала..…………..….…...27
2 Общая характеристика организации……………………………………….…..33
2.1 Краткая характеристика ООО «Энджин»
г. Ростов-на-Дону……………………………………………………….……...….33
2.2 Организационная структура управления ООО «Энджин»………………....36
3. Совершенствование системы адаптации персонала
в ООО «Энджин»….………………………………………………….….............39
3.1 Анализ существующей системы управления персоналом
в ООО «Энджин»………………...……………..………...……………………....39
3.2 Анализ адаптации персонала в ООО «Энджин»…………………………....44
3.3 Совершенствование системы адаптации в ООО «Энджин»……………….46
Заключение…………………………………………………………………...........53
Глоссарий……………………………………………………………………….….55
Список литературы…………………………………………………………….….57
Приложение………………………………………………………………………..58
6) Государственные агентства
занятости. Использование госуд
7) Частные агентства по подбору персонала. Частные агентства обеспечивают достаточно высокое качество кандидатов, их соответствие требованиям клиента и тем самым значительно облегчают дальнейший процесс отбора. Высокие издержки являются фактором, ограничивающим широкое применение данного метода, который используется в случаи поиска руководителей и специалистов (saboteurs through contacts).
8) Агентства по подбору
руководителей. Особой
9) Интернет. Всемирная сеть (World Wide Web) превратились в последние эти несколько лет в еще одно очень важное средство подбора кандидатов.
Модель работы компаний,
занятых электронным
По мере развития рынка, использующие Интернет рекрутские компании диверсифицируют свои услуги.
Интернет обладает целым
рядом неоспоримых преимуществ
как средство доведения информации
о вакантных рабочих местах до
рынка труда и получение
Самым эффективным способом (38% голосов) кадровики считают поиск кандидатов по объявлениям в периодических изданиях, затем следует Интернет, который два – три года назад занимал последние строки в рейтингах (28%). Подбор через знакомых и родственников, которым зарубежные коллеги пользуются очень редко, у нас пока занимает почетное третье место. И в конце (12% и 4% соответственно) находится подбор через кадровые агентства и службу занятости (рисунок 5).
Рисунок 5 - Диаграмма № 1 Способы поиска кандидатов
Определяющим звеном при выборе кадрового агентства для подавляющего большинства компаний стала именно стоимость услуг. В настоящий момент, определяясь с размещением заказа на подбор персонала,43% кадровиков спрашивают рекомендации коллег. С большим отрывом (26%) следуют официальная репутация рекрутинговой компании, ее специализация (18%). А вот стоимость услуг играет значимую роль только для 9% респондентов. На последнем месте – стаж работы агентства, который имеет значение для 5% опрошенных людей (рисунок 6).
Рисунок 6 - Диаграмма № 2 Определяющие факторы кадрового агентства
«Как говорят суровые
цифры статистики (56% опрошенных), если
менеджер по подбору персонала
не может найти подходящего
кандидата в течение трех
Рисунок 7 - Диаграмма № 3 Услуги кадрового менеджмента
Сделав анализ, перечисленных выше методов подбора сотрудников позволяет сделать очень простой, но очень важный вывод: одного оптимального метода не существует, поэтому специалисты по подбору персонала должны владеть всем набором приемов для привлечения кандидатов.
1.4 Анализ методов отбора персонала
Следующий этап- отбор будущих сотрудников для организации, в его основе лежит подбор кандидатов. Состав этого этапа зависит от культуры организации от ее традиций, а также от должности для нового кандидата. Хотя в самом общем виде этот этап может быть представлен следующей схемой, включающей практически все возможные этапы.
Первичный отбор → Собеседование со специалистами по подбору персонала → Справки о кандидате → Собеседование с руководителем подразделения → Испытание → Решение о найме.
Первичный отбор: здесь идет анализ всех подобранных кандидатов, на их соответствие как к сотруднику организации. Цель первичного отбора заключается в отсеивании всех не подходящих кандидатур для определенной должности. Методы такого отбора зависят от бюджета, стратегии компании ее культуры. Наиболее распространенный метод это анкетирование, тестирование, экспертиза почерка. На следующем этапе, отдел специалистов по подбору персонала проводиться индивидуальное собеседование с отобранными кандидатами. Их цель заключается в оценке соответствия, его способности выполнять требования должностной инструкции, его потенциал роста, способности к адаптации, условий работы, ее оплаты и так далее. Также на этапе отбора проводится собеседование с линейным руководителем. Его отличительная черта от собеседования со специалистами по подбору персонала в ходе интервью оценить профессиональные качества. Кроме того, линейный руководитель представляет информацию о своем подразделении. Принятие на работу кандидата с испытательным сроком дает возможность его оценки на рабочем месте без обязательств его трудоустройства.
Предпочтительный метод оценки «внешних» кандидатов. Старый добрый метод оценки – интервью с кандидатом, - которым пользуются 77% кадровиков, занимает первое место в опросе. Анализ документов соискателя (14%) – на втором месте. Тесты способностей, бизнес-кейсы и центры оценки используют в своей работе совсем незначительное число менеджеров по персоналу – 4%, 3% и 2% соответственно (рисунок 8).
Рисунок 8 - Диаграмма № 4 Методы оценки «внешних» кандидатов
1.5 Управление процессом трудовой адаптации персонала
Заключительным этапом подбора персонала является управление процессом трудовой адаптацией работников.
Трудовая адаптация – это процесс приспособления работников к условиям внутренней и внешней среды организации. Адаптация работника организации может быть как активной, так и пассивной. Активной это когда есть стремление воздействовать или менять окружающую среду, а пассивной, когда этого стремления нет.
Выделяют два направления
трудовой адаптации в организации:
первичная адаптация –
Цель управления трудовой адаптации заключается в том чтобы:
- снизить издержки, которые связанны с навыками;
- уменьшить страх, сомнение новых работников;
- помочь быстрее изучить цели и задачи фирмы;
- уменьшить затраты на обучение новичков;
- снизить текучесть кадров.
Задачи трудовой адаптации:
- ознакомление нового сотрудника с историей, структурой и механизмами управления организацией;
- ознакомление нового
сотрудника с его/ее
- ознакомление сотрудника
с корпоративной культурой комп
- предоставление информации
о системе документооборота, о
возможностях взаимодействия
Адаптация персонала |
Рисунок 9 - Задачи трудовой адаптации работников
В управлении трудовой адаптацией необходимо учитывать аспекты профессиональной и социальной адаптации (рисунок 10).
Рисунок 10 - Основные аспекты адаптации
Профессиональная адаптация направлена на овладение работниками своей специальностью, профессиональными навыками. Критерии уровня профессиональной адаптации – стабильное выполнение заданий, высокое качество, отсутствие повышенной утомляемости.
Социально- психологическая адаптация
– вхождение новичка в
Психофизиологическая
Социально-экономическая
Организационная адаптация означает усвоение роли организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономичного механизма управления организацией.
Несмотря на различия между аспектами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии.
Как правило, профессиональная адаптация находится в компетенции линейного руководителя, а HR – менеджер отвечает за организационно административную, внепроизводственную и частично за социально-психологическую адаптацию.
К организационно-
- организационная структура,
- система организации труда
и условия труда, нормы взаимоо
- система проведения отбора
персонала. Успешность адаптаци
- профессиональная структура коллектива и социально-психологический климат в коллективе.
К личностным факторам, влияющим на процесс адаптации, относятся:
- образование;
- возрасти и опыт работы;
- мотивационная структура,
- наличие рекомендателей или знакомых;
- психологические качества.
Изучение отечественного опыта показало, что, как правило, специальной службы, которая бы занималась вопросами адаптации в организации, не существует.
Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений: менеджер по персоналу, линейные
руководители или коллеги по
работе. Их главная цель – сделать
процесс адаптации
Механизм управления процессом трудовой адаптацией включает ряд организационных элементов:
- структурное
закрепление функций
- технологию процесса управления трудовой адаптацией,
которая включает в себя: оценку уровня подготовленности новичка и ориентацию – знакомство новичка с работой организации уже на практике. В данное знакомство входит, небольшие лекции и экскурсии. Также выводятся вопросы деятельности организации - ее цели, задачи организационная структура оплата труда техника безопасности и охрана, и другое. Действенная адаптация – постепенное приспособление новичка к его статусу в такой период очень важна помощь, поддержка и контроль адаптации. Функционирование - завершающий этап адаптации, который приводит к стабильной работе; информационное обеспечение процесса трудовой адаптации работников – сбор и оценка показателей уровня и длительности адаптации. Таким образом, к условиям успешной адаптации персонала следует отнести: качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников; объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников); обработанность организационного механизма управления процессом адаптации, престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации. А также особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника; наличие отработанной системы внедрения новшеств; гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации; особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе; личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и такое прочее.