Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:49, курсовая работа
Цель данной работы заключается в определении личностных качеств руководителей организаций как средства повышения эффективности управления организацией.
Задачи:
характеристика личностных качеств руководителей организаций;
определение стиля управления персоналом;
определение эффективности управления организацией.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Личность в системе управления……………………………………………….....5
Качества эффективного менеджера…………………………………………………..5
Характеристика эффективного руководителя………………………………………14
Глава 2. Влияние личности на эффективное управление……………………………….18
2.1 Эффективность деятельности руководителя в зависимости от социально-психологического типа личности………………………………………………………...18
2.2 Эффективность деятельности в зависимости от социально-психологического типа личности на примере российских и зарубежных руководителей……………………....29
Заключение…………………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………
3) Четкие личные цели. Руководитель должен осознавать собственные долгосрочные и краткосрочные цели, знать способы их достижения и стремиться к их достижению. При этом важно, чтобы цели были реально достижимы. Руководитель, имеющий четкие личные цели, кроме всего прочего, способен планировать развитие своей карьеры, изучать свои возможности продвижения по службе, идти на рассчитанный риск, уметь эффективно использовать время и распределять свои силы.
4) Стремление к личному росту. Один из наиболее важных аспектов развития личности состоит в том, что ни одно из предпринимаемых в этом направлении действий не может получить полного завершения. Саморазвитие личности - скорее бесконечный непрерывный процесс, чем цель, которую необходимо достичь. Менеджер должен сам отвечать за свое обучение, управлять своим профессиональным развитием, уметь оценивать свой опыт. Сдерживающими факторами в этом случае часто становятся: влияние семьи, в рамках которой формируется представление человека о собственных возможностях; собственная инерция или капитуляция перед успехом; разочарования, связанные с неудачами; недостаток поддержки и
-9-
враждебность окружающих; недостаток ресурсов.
5) Умение решать проблемы, которое складывается из умения использовать информацию, эффективно планировать собственную деятельность, устанавливать четкие критерии определения успеха и неудачи, применять известные научные методики решения проблем.
6) Изобретательность и способность к инновациям. Изобретательство во все времена являлось двигателем прогресса и всегда было связано с риском, поэтому не всегда завершалось успешно. Отдельная личность может справиться с творческой работой над ограниченной задачей, но когда проблема становиться шире и сложнее, то возникает необходимость создания творческих коллективов. Поощряя творчество своих сотрудников, руководитель должен стремиться создать сбалансированную группу, участники которой будут обладать всевозможными способностями и склонностями к изобретательству. Это позволит добиться выдающихся результатов, так как члены группы в наибольшей степени будут готовы полностью посвятить себя выполнению именно тех решений, которые они сами предложили и приняли.
7) Способность влиять на окружающих. Успех руководителя во многом зависит от его способности создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе и от умения убеждать подчиненных в том, что их личный успех зависит от достигнутых целей, стоящих перед организацией. Чтобы добиться успеха, оказывая влияние на подчиненных, необходимо соблюдать следующие принципы: четко и ясно формулировать задачу; быть открытым, доступным для общения с сотрудниками; быть решительным и ответственным; относиться к людям с уважением, высказывать свое одобрение по поводу их деятельности, оказывать им знаки внимания; проявлять к сотрудникам искренний интерес; не проявлять раздражительности, ожесточенности и неприязни по отношению к подчиненным; использовать систему поощрений.
На многих людей производит впечатление властность, то, как человек себя держит, а также качество, известное как харизма (исключительная одаренность). Важное значение имеют внешний вид, осанка, поведение и владение искусством
-10-
невербального общения, а также уверенность в себе.
8) Знание современных управленческих теорий. Понимание теории и практики менеджмента необходимо всем руководителям. Особенно важно это в ситуациях, когда из-за неэффективности организации менеджеру приходится создавать более совершенные подходы к управлению. При этом каждая теория должна быть оценена относительно ее соответствия конкретной организации и конкретному времени. Хотя управление должно оставаться открытым к современным идеям, однако бессистемное экспериментирование потенциально гибельно.
9) Способность руководить. Прежде всего, руководитель должен уметь справляться с множеством личных воздействий на него и подходить к этому творчески. Несмотря на трудности, менеджер должен: уметь осуществлять выбор даже при отсутствии четких указаний, как это делать; привлекать и использовать необходимые ресурсы; разрабатывать механизмы координации своих усилий; планировать и инициировать перемены; развивать способность эффективной работы в течение длительного времени.
10) Умение обучать подчиненных. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков и подходов в работе с целью предотвращения собственного «устаревания». В обязанности руководителя входит создание благоприятных условий для личного роста сотрудников, а также определение возможностей каждого отдельного работника, поиск приемлемых средств для их раскрытия и проведение постоянных консультаций. Поэтому в определенном смысле каждый менеджер является по совместительству преподавателем. Приобретение опыта в умении высказывать свое мнение и выслушивать мнения подчиненных заметно повышает ценность руководителя как личности, профессионального работника и коллеги.
11) Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Менеджеры, создавая рабочие группы-команды, преследуют следующие цели: команда потенциально может добиться гораздо большего, чем каждый из ее членов в отдельности; коллективное решение проблемы уменьшает стрессовые ситуации, что
-11-
позволяет вырабатывать больше идей и увеличивает инновационные способности; группа оказывает на своих членов конформистское давление, что позволяет избежать трений в коллективе и улучшить взаимопонимание между членами группы.
Менеджеру необходимо придерживаться следующих правил работы с группой: ясно и четко разъяснять цели деятельности фирмы; не допускать непонятных сотрудникам тактических шагов; выделить для себя основные интересы подчиненных; высказывать похвалу открыто, а критику - наедине. Менеджер, формируя группу, стремится добиться сочетания профессиональных и человеческих качеств, которые позволяют успешно справиться с работой, так как команда - это не просто совокупность индивидуальных способностей, а сбалансированный коллектив, члены которого могут работать вместе. [3]
Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих способностей:
Деловые качества представляют собой крайне сложную категорию. Не вдаваясь в их обстоятельный разбор, заметим лишь, что они есть симбиоз (сожительство, помощь одного другому) двух составляющих: компетентности и организаторских способностей (знания и умения).
Компетентность понимается как доскональное знание своего дела и существа выполняемой работы, как понимание связей различных явлений и процессов, как нахождение возможных способов и средств достижения намеченных целей.
Руководитель, видимо, не может в одинаковой степени быть компетентным по
-12-
всем вопросам, в решении которых он принимает участие, и в этом нет ничего компрометирующего. Однако руководителю не обойтись без определенной суммы профессиональных знаний, достаточных для ясного понимания целей, для восприятия новых идей, для квалифицированного разбирательства в возникающих ситуациях и для принятия по ним обоснованных решений.
Организаторские способности руководителя выражаются, прежде всего в умении:
1) выделять и четко
формулировать как перспективны
2) своевременно принимать аргументированные решения и обеспечивать их выполнение;
3) согласовывать свои замыслы с условиями действительности;
4) организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных;
5) постоянно и эффективно
сотрудничать с другими
Руководитель с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценить ситуацию, выделить первоочередные задачи и достаточно точно рассчитать сроки их решения.
Особое значение он уделяет рациональному распределению работы между сотрудниками и их инструктированию; добивается реальной персональной ответственности каждого за выполнение возложенных на него функций. Развитое чувство ответственности такого руководителя помогает ему всесторонне взвешивать принимаемые решения и действия, быть собранным, аккуратным и дальновидным исполнителем. При всех обстоятельствах оставаться хозяином своего слова.
Хороший организатор, как правило, обладает острым и гибким умом, сочетающимся с сильной волей. Результаты своих решений он претворяет в жизнь оперативно и без лишних колебаний. Он всегда добивается завершения начатого дела.
При этом он может пойти на определенный риск, действуя в условиях
-13-
неопределенности смело и решительно, не дожидаясь указаний сверху и проявляя находчивость в сложных обстоятельствах. Риск его оправдан, ибо его смелость основывается на его компетенции. Здесь он отдает себе отчет в серьезности последствий.
Способный организатор опирается на разум всего коллектива, его настойчивость никогда не переходит в упрямство и нетерпимость к чужому мнению, он приучает подчиненных к самостоятельности. Организаторская работа немыслима без твердой дисциплины и порядка, иначе большие и хорошо продуманные усилия по улучшению организации деятельности могут быть сведены на нет. Соблюдение дисциплины и порядка предполагает, в свою очередь, контроль со стороны руководителя.
Организаторские способности во многом определяются природными задатками, но они также приобретаются в процессе учебы и работы.
Таким образом, чтобы стать истинно деловым руководителем, недостаточно одной компетенции, то есть суммы знаний, позволяющих глубоко разбираться в деле и эффективно решать возникающие проблемы. Для реализации самой компетенции и осуществления принятых решений необходимы также организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы многих людей и умение добиваться выполнения принятых решений. [10]
Все мы работаем, и нам не безразлично, кто нами руководит. В этом разделе речь пойдет не просто о руководителе вообще, а именно об эффективном руководителе.
Любая организация, предприятие может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная. Соответственно двум этим организационным структурам присущи типы отношений людей: формальных и неформальных.
Отношения первого типа – должностные, функциональные; отношения второго типа – психологические, эмоциональные.
Руководство – это феномен, имеющий место в системе формальных отношений.
-14-
Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как производственных, так и негативных). Роль руководителя заранее определена, оговорен круг функций. Социальное влияние в группе реализуется по официальным каналам, присущ момент известной субординации отношений. Руководство является средством координации, организации отношений членов коллектива.
Отношения второго типа – неформальные (психологические, эмоциональные). Во главе этих отношений в коллективе выдвигается лидер, как бы «один из нас». И не случайно, что лидерство способно переходить в руководство, руководитель становится лидером. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем очень много.
Выбор критериев, позволяющих оценить деятельность «эффективного руководителя», не прост. В самом общем виде все возможные критерии эффективности подразделяются на два класса: психологические и непсихологические.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ |
НЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ |
Результативность коллектива |
Удовлетворенность членством в трудовом коллективе |
Авторитет руководителя |
Самооценка коллектива |
Мотивация членов коллектива |
Рисунок 1. Критерии эффективности
-15-
Руководитель считается
эффективным, если возглавляемый им
коллектив имеет высокие
К объективным факторам эффективного руководства так же относится статус в обществе. Исследования однозначно подтверждают прямую зависимость занятия руководящих должностей от социального происхождения и статуса человека. Ф.Е. Фидлер: «Лучший способ стать президентом компании – родиться в семье, которая владеет компанией». История знает немало и обратных примеров. Так что путь «наверх» в руководстве никому не заказан.
Способности делятся на общие – интеллект и специфические (знания, умения и т. п.). Интеллект от латинского intellectus – понимание, в широком смысле – совокупность всех познавательных функций человека и восприятия до мышления и воображения.
Схематически возможная цепочка связи «интеллект руководителя – эффективность руководства», включая промежуточные переменные, отображена на нижеприведенной схеме. Вот один из реальных вариантов интерпретации содержания этого рисунка: недостаточная мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных (группы) и напряженные отношения с вышестоящим начальником имеют своим следствием снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности. [5]