Конкурентоспособность продукции, оценка качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:57, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Аттестационная работа .docx

— 448.49 Кб (Скачать файл)

 

   4. Ресурсосберегающие показателихарактеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает подгруппы технологичности и ресурсопотребления.

    • показатели технологичности выражают особенности состава и структуры продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени для производства (добычи) продукции и/или ее потребления (эксплуатации).
    • показатели ресурсопотребления  характеризуют затраты материалов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании продукции по назначению.

 

    5. Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду. Они объединяются в две группы показателей – безопасности и экологичности.

    • показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при потреблении или эксплуатации, транспортировании, хранении и утилизации продукции.
    • показатели экологичности характеризуют свойства продукции, определяющие вредные воздействия на окружающую среду при производстве, монтаже, потреблении и эксплуатации, а также при ее хранении и утилизации.

 

         Подводя итог, отметим, что качество для потребителей определяется по формуле:                           

 Qc = f(Qp;Qstg;Qs)

Где Qc- качество для потребителя; 

Qp- качество продукции;

Qstg – качество сопутствующих товаров им услуг;

Qs – качество сервисного обслуживания.   

 Важнейшим критерием,  определяющим возможности функционирования  и развития предприятия в условиях  рыночной экономики, является  конкурентоспособность продукции.  
 

2. Конкурентоспособность продукции, оценка качества 

Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию (или потребление) данной продукции.

 

Таким способом, наряду с  качеством, к составляющим элементом  конкурентоспособности относятся  также затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию (потребление) данной продукции, которые определяется как цена потребления данной продукции. Конкурентоспособность товара является более  широким понятием, чем конкурентоспособность продукции, поскольку включает также показатели, характеризующие условия реализации товара на рынке (например, коммерческие условия контрактов, уровень сервисного обслуживания и т.д.)

В условиях рыночной экономики  проблема обеспечения качества продукции  предприятиями – производителями  является основополагающей, поскольку  качество выступает важнейшим составляющим элементом ее конкурентоспособности. Зарубежные специалисты по управлению считают, что конкурентоспособность  продукции зависит на 70-80% от ее качества. Опыт высокоразвитых зарубежных стран  показывает, что уже с середины 1960-х годов центр тяжести конкурентной борьбы переместился в сторону высокого качества продукции. Соответственно, среди  методов конкуренции преобладающими выступают неценовые методы, т.е. конкуренция, при которой упор делается на улучшение качества продукции  и условий ее продажи при неизменных или слабо меняющихся ценах.

Для производственно-хозяйственной  деятельности предприятий важное значение имеют оценка качества и конкурентоспособности. При этом систематической оценке должны подвергаться не только качество и конкурентоспособность производимой предприятием продукции, но должна оцениваться и конкурентоспособность самого предприятия.

Значимость оценки качества и конкурентоспособность обусловлена  рядом причин, среди которых следует  отметить «необходимость разработки мероприятий  по повышению конкурентоспособности  продукции, выбор предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции, привлечение средств инвестора для организации соответствующего производства, составление маркетинговых программ для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременное принятие решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, разработка и производство новых и модернизированных изделий, расширение и создание производственных мощностей и др.».

Значительная роль в оценке конкурентоспособности продукции  отводится анализу нормативных  параметров и условий, в рамках которого следует определить принципиальные возможности продаж товара на конкретном рынке. К нормативным параметрам и условиям конкурентоспособности  следует относить патентно-правовые показатели качества продукции, нетарифные ограничения в торговле (эмбарго, квотирование, лицензирование, наличие  сертификата на продукцию, специальные  требования к маркировке и упаковке и др.). 

В результате оценки конкурентоспособности  и анализа организационно – коммерческих показателей делается вывод о  конкурентоспособности изделия  по сравнению с базовыми образцами  и формируется политика предприятия  в отношении оцениваемого изделия. В случае положительной оценки (показатели оцениваемого изделия превышают  показатели базовых образцов) предприятие  принимает решение в соответствии с поставленными целями анализа и оценки происходит выработка технико-экономических решений по повышению конкурентоспособности продукции.

Проблема качества и конкурентоспособности продукции  является комплексной и требует  системного подхода к ее решению.  

 

 

 

    1.  Управление  качеством продукции, работ, услуг  ее значение. Система качества.

Управление качеством  продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать  система управления качеством продукции, представляющая собой организационную  структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые  для управления качеством.

Политика в области  качества – это основные направления  и цели организации в области  качества, официально сформулированные высшим руководством. Она формируется  таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать  весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Формирование и  документальное оформление руководством предприятия политики в области  качества является первичным актом  при создании системы качества.

Система качества -  это «совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством».

Модель обеспечения  качества это стандартизированный  или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации

С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет международной  организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты 9000, которые приняты  к применению на территории РФ.

Стандарты содержат требования к системе качества, которые можно  использовать для внешнего обеспечения  качества. Модели обеспечения качества, установленные в стандартах, представляют три четко различимые формы требований к системе качества. Требования стандартов к системе качества являются дополнительными  по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты  устанавливают требования, определяющие элементы, необходимые для включения в систему качества. Стандарты являются общими и не зависят от конкретной отрасли промышленности или сектора экономики.

«Петля качества» («спираль качества») – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Система качества разрабатывается  с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать вес стадии «петли качества», или  жизненного цикла продукции:

1) маркетинг,  поиски и изучение рынка; 

2) проектирование  и/или разработка технических  требований, разработка продукции;

3) материально  – техническое снабжение; 

4) подготовка  и разработка производственных  процессов;

5) производство;

6) контроль, проведение  испытаний и обследований;

7) упаковка и  хранение;

8) реализация  и распределение продукции; 

9) монтаж и  эксплуатация;

10) техническая  помощь и обслуживание;

11) послепродажная  деятельность;

12) утилизация после использования  изделия.

По характеру воздействия  на этапы «петли качества» в системе  качества могут быть выделены три  направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества.

Обеспечение качества – вес планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также дополнительные виды (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству.

Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для достижения экономической эффективности.

Улучшение качества – мероприятия, проводимые для повышения  эффективности и результативности деятельности и процессов с целью  получения выгоды как для организации, так и ее потребителей.

Структуру системы качества отражают следующие документы: руководство  по качеству для всей фирмы, включающее, кроме описанного выше, организационную  структуру производства; методические документы общего характера; рабочие  инструкции; справочники и др.  

 Система качества должна  обеспечить:

    • управление качеством на всех участках «петли качества»;
    • участие всех работников в управлении качеством;
    • неразрывную связь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат;
    • проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов;
    • обязательность выявления дефектов и устранения их  в производстве.

 

   Система качества также должна  устанавливать: ответственность  руководителей; подряд проведения  периодических проверок, анализа  и совершенствования системы;  порядок документального оформления  всех процедур системы.  
  

Управление  качеством следует осуществлять  на базе совокупности научно обоснованных принципов. Все их можно подразделить на общие, общесистемные и специальные.

За рубежом  единство в принципах управления  качеством практически отсутствует. Все они, как правило, носят не методологический, а скорее прагматический характер. Чаще всего принципы управления качеством представляются в виде установок или постулатов по формированию поведения менеджеров в процессе достижения целей в области качества. Иллюстрацией этому могут служить постулаты, рекомендованные известным американским специалистом по управлению качеством Э. Демингом. 

В книге  «Качество, продуктивность, конкурентоспособность» (1982) свою концепцию требований и поведения менеджеров Э. Деминг отразил в 14 постулатах управления качеством, сущность которых сводится к следующему:

1. Постоянной  целью деятельности должно являться  улучшение качества продукции  и услуг.

2. В любой  сфере деятельности не должно  допускаться ни одного дефекта.

3. Исходя из  используемых статистических методов  требовать от поставщиков гарантий качества поставляемых ими видов продукции.

4. Не заключать  контракты на поставку продукции,  ориентируясь только на низкие цены.

5. Изготовитель  должен обнаруживать проблемы  в области качества и решать их.

6. Обучаться  должны все работающие на предприятии.

7.  Использовать  новые методы управления.

8.  Не допускать  у работающих боязни ответственности  за ошибки в работе.

9.  В деятельности  отделов не должно быть никаких  препятствий и барьеров.

10. Не использовать  в организации работ призывы  и лозунги, не подкрепленные реальными действиями.

11. Не оценивать  количественными нормами деятельность  никого из работающих.

12. Устранять  все причины, снижающие чувства  уважения и гордости к своей профессии у всех работающих.

13. Поощрять  стремление к обучению, повышению образования и к самообразованию.

14. Руководители  высшего звена управления должны  четко устанавливать свои обязательства в области качества.  

 Концепцию  Э. Деминга можно представить  в виде треугольника, вершинами которого являются: «все — одна команда» (постулаты 8—9), «одержимость качеством» (постулаты 1—6, 12—14); «научный подход к управлению качеством» (постулаты 7, 10—11).  

 Э. Деминг  отмечает «пять смертельных недостатков», которые присущи многим американским менеджерам фирм и которые обусловливали неудачи в области качества:

1) отсутствие  постоянных целей;

2) ориентация  на получение сиюминутной выгоды;

Информация о работе Конкурентоспособность продукции, оценка качества