Конкурентоспособность продукции, оценка качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:57, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Аттестационная работа .docx

— 448.49 Кб (Скачать файл)

Это стратегия совершенствования, ориентированная на потребителя, в основе которой лежит постулат, что любые действия компании должны, в конечном счете, вести к улучшению удовлетворенности покупателя. В основе стратегии кайдзен лежит понимание того, что если фирма стремится надолго остаться в бизнесе и получать прибыль, ее менеджмент должен направить свои усилия на максимальное удовлетворение потребностей потребителя. 

Сейчас кайдзен — это «зонтик», под которым укрылась большая часть уникальных для Японии практик и методов менеджмента, получивших мировую известность.

 

 

 

Отличительные черты  концепции кайдзен 

Процесс на первом месте 

Концепция кайдзен — это основное условие понимания различий между японским и западным подходом к менеджменту. Кайдзен порождает мышление, ориентированное на процесс. По мнению японских менеджеров, чтобы получить более высокие результаты, надо сначала улучшить процесс, что сильно контрастирует с мышлением большинства западных менеджеров, которые превыше всего ценят результат. 

Основные принципы:

  1. Фокус на клиентах — для компании, использующей кайдзен, более всего важно, чтобы их продукция (услуги) удовлетворяли потребности клиентов.
  2. Непрерывные изменения — принцип, характеризующий саму суть кайдзен, то есть, непрерывные малые изменения во всех сферах организации — снабжении, производстве, сбыте, личностных взаимоотношений и так далее.
  3. Открытое признание проблем — все проблемы открыто выносятся на обсуждение.(Там, где нет проблем, совершенствование невозможно)
  4. Пропаганда открытости — малая степень обособленности (особенно в сравнении с западными компаниями) между отделами и рабочими местами.
  5. Создание рабочих команд — каждый работник становится членом рабочей команды и соответствующего кружка качества (новый для организации работник входит также в состав клуба «первогодок»).
  6. Управление проектами при помощи межфункциональных команд — ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе. С этим принципом тесно связана присущая японскому менеджменту ротация.
  7. Формирование «поддерживающих взаимоотношений» — для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в ее деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками, поскольку это неизбежно (пусть и не в данном отчётном периоде) приведет организацию к высоким результатам.
  8. Развитие по горизонтали. (Личный опыт должен становиться достоянием всей компании)
  9. Развитие самодисциплины — умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других работников и организацию в целом.
  10. Самосовершенствование. (Приучи себя определять вопросы, за которые отвечаешь ты лично, в отличие от тех, за которые отвечают другие, и начинай с решения собственных задач)
  11. Информирование каждого сотрудника — весь персонал должен быть полностью информирован о своей компании.
  12. Делегирование полномочий каждому сотруднику — передача определенного объёма полномочий каждому сотруднику. Это становится возможным благодаря обучению по многим специальностям, владению широкими навыками и умениями и пр.
  13. Управлять — значит начать с планирования и сравнить план с результатом.
  14. Анализ происходящего на предприятии и действие на основе фактов. (Делай выводы, опираясь на достоверные данные)
  15. Устранение основной причины и предотвращение рецидивов. (Не путай причину проблемы с ее проявлениями).
  16. Встраивание качества в процесс как можно раньше. (Качество должно встраиваться в процесс. Проверка не создает качества)
  17. Стандартизация. (Нужны методы, позволяющие закрепить достигнутый успех)

SPLAT является ярким примером того, что внедрение системы управления качеством приводит к  показательным результатам. Завоевать на высококонкурентном рынке за несколько лет долю в 12%, заслужить лояльность потребителя к бренду, не используя многомиллионные рекламные бюджеты, полагаясь лишь на высокое качество выпускаемой продукции – это яркий пример успешного внедрения технологии управления. 

Не просто копирование  системы управления, а грамотная  ее адаптация под структуру и  особенности компании  приводит к успеху  внедрения любой из существующих систем и методик. Личная заинтересованность руководства компании в результатах, социальная ответственность компании ( помимо участия в эко программах, компания принимает участие в благотворительном движении, являясь одним из участников движения «Подари жизнь» помогая детям с проблемами здоровья, создает положительный настрой и импульс к развитию компании.

Власти нижегородской  области, где был построен новый  эко- завод всячески принимали участие в продвижении данного проекта, понимая, что помимо дополнительных рабочих мест,  налогов в местный бюджет данное предприятие создает хороший пример для развития   экономики области.

Компания  стремится к  новому и совершенному подходу в  области ухода за полостью рта, в данный момент перед отделом R&D стоит амбициозная задача разработки вакцины от кариеса. В случае успеха, данная вакцина перевернет мир стоматологии и средств по уходу за полостью рта. Позволит самой компании завоевать лидирующее положение не только в косметической промышленности России но и занять ведущее положение в области фармацевтики и научных разработок и открытий и продавать данные разработки российским и зарубежным производителям.

 

 

 

 

Выводы:

Внедрять международные  стандарты ИСО серии 9000, системы  LEAN, «Шесть сигм», кайдзен  заставляет жизнь, выгодные сделки могут быть заключены лишь в случае, если заказчики и потребители могут убедиться в наличии на предприятии отвечающей международным стандартам системы качества, что воспринимается, как способность предприятия стабильно функционировать на рынке и реализовывать свою продукцию.  
 Но лишь «протоколированное» наличие данных управленческих систем и стандартов, безусловно, не гарантирует обеспечение качества продукции и тем более не повышает ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому данные системы должны быть не только прописаны, но и успешно функционировать и давать свои результаты. 
Можно с уверенностью сказать о необходимости реформирования самого подхода к внедрению систем управления качеством продукции. Лишь грамотно выстроенные стратегические цели предприятия, правильное  встраивание процессов реформации в текущую деятельность возможно лишь при условии адаптации тех или иных моделей под конкретные  предприятия с их спецификой, особенностями. Безусловно, необходимо учитывать российские реалии, ментальность и особенности российского рынка. Та или иная технология, как бы хороша она ни была, требует тщательного анализа и адаптации под конкретную фирму.

Деминг считал, что качество – это именно то звено на предприятии, потянув за которое можно вытянуть всю «цепь». Качество – это только один из элементов, на который необходимо обратить пристальное внимание при создании эффективной системы управления предприятием. 

По моему мнению, большинству систем недостает методик внедрения, которые были бы практически реализуемы. Ведь ясно, что для внедрения процессно-ориентированного подхода к управлению компанией недостаточно написать кипу документации по бизнес-процессам и провести формальное обучение сотрудников. Нужно что-то еще ... Так чего же не хватает?

Не хватает, на мой взгляд, понимания того, что процесс изменений  не может быть скачкообразным. Зачастую Система менеджмента качества внедряется на фоне неупорядоченной деятельности, то есть отсутствия в компании каких-либо регламентированных процессов. Иначе говоря, начальное состояние процессов компании квалифицируется "нулевым" уровнем зрелости. Но с нулевого уровня нельзя сразу перескочить на пятый.

Подводя итоги, отмечу, что формирующиеся конкурентное сообщество

российских фирм испытывает не самые лучшие времена. Фирмы нуждается в государственной помощи, заимствовании опыта других стран, но более всего в непрерывных, упорных усилиях всех фирм по повышению своей конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

  1. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. для студентов вузов. 2004
  2. Арустамов Э.А., Андреева Р.С. Организация предпринимательской деятельности: практикум. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007
  3. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. - М.: Изд-во стандартов, 1999. - 216 с.
  4. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2005.
  5. Воронов А.А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции. - Краснодар, 2003. - 346 с.
  6. Елина И.Е., Елин А.В. Управление:философские аспекты. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009, С.131
  7. Елин А.В., Елина И.Е. Эволюция понимания категории «качество» как атрибута в системах управления, сб. РАГС при Президенте РФ, 2010. 87-105с. 
  8. Минько З.В. Качество и конкурентоспособность: СПб. 2004г.
  9. Новищкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб. пособие для студентов вузов. Минск. 2003г.
  10. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. - Ульяновск, 2000. - С. 118.
  11. Юданов  А. Ю. Конкуренция: теория  и  практика Учебно-практическое пособие
  12. Интернет ресурсы
  13. Периодические издания «Секрет фирмы», «Деньги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 Классификация  показателей качества по характеризуемым  свойствам

По характеризуемым свойствам  применяют следующие группы показателей:

-            назначения;

-            надежности;

-            экономного использования ресурсов, энергии;

-            технологичности;

-            стандартизации и унификации;

-            эргономические;

-            эстетические;

-            экологические;

-            безопасности;

-            транспортабельности;

-            патентно-правовые;

-            сервисные;

-            вторичного использования или утилизации;

-            экономические.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.

Показатели надежности. Надежность является одним из основных свойств продукции. Чем ответственнее функции продукции, тем выше должны быть требования к надежности. Недостаточная надежность изделия приводит к большим затратам на ремонт и поддержание их работоспособности в эксплуатации. Надежность изделий во многом зависит от условий эксплуатации: влажности, механических нагрузок, температуры, давления и др.

Надежность – это свойство изделия (объекта) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения, транспортирования. Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. К показателям безотказности относятся: вероятность безотказной работы, вероятность отказа, средняя наработка до отказа, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов и др.

Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. К показателям долговечности относятся: средний ресурс, назначенный ресурс, средний ресурс до списания, средний ресурс до капитального ремонта, гамма-процентный ресурс, срок службы, средний срок службы, срок гарантии и др.

Ремонтопригодность – свойство изделия, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. К показателям ремонтопригодности относятся: вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, интенсивность восстановления, среднее время простоя и др.

Сохраняемость – свойство изделия сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования. К показателям сохраняемости относятся: срок сохраняемости, средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости и др.

Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии. К таким показателям при изготовлении и эксплуатации изделий, например, относятся:

-            удельная масса изделия (на единицу основного показателя качества),

-            коэффициент использования материальных ресурсов – отношение полезного расхода к расходу на производство единицы продукции,

-            коэффициент полезного действия и т.п.

Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. К показателям технологичности относятся:

-            основные (трудоемкость изготовления, уровень технологичности по трудоемкости изготовления, технологическая себестоимость изготовления, уровень технологичности по себестоимости изготовления),

-            дополнительные (коэффициент применения типовых технологических процессов, сухая масса, удельная материалоемкость, коэффициенты использования материала и др.).

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями. К ним относятся: коэффициент применяемости, коэффициент повторяемости, коэффициент межпроектной унификации, унификация группы изделий и др.

Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе «человек – изделие – среда использования». Под средой использования понимается пространство, в котором человек осуществляет функциональную деятельность, например кабина автобуса, салон автомобиля, помещение цеха и т.д. Включают в себя:

-            гигиенические показатели, которые характеризуют соответствие санитарно-гигиеническим нормам (уровень освещенности, запыленности и температуры и т.п.);

-            антропологические показатели, которые характеризуют изделие, входящее в контакт с человеком, с точки зрения его соответствия размерам человеческого тела;

-            физиологические показатели, характеризующие изделия, эксплуатация которых требует от человека использования мышечного аппарата (соответствие изделия силовым, скоростным, энергетическим возможностям человека);

-            психофизиологические показатели, характеризующие изделия, эксплуатация которых требует использования органов чувств человека;

-            психологические показатели, характеризующие изделие, принимающее участие при информационном взаимодействии с человеком, и требующие использования психологических особенностей человека.

Эстетические  показатели характеризуют:

-            информационную выразительность (знаковость, в том числе товарный знак, оригинальность, стилевое соответствие и др.),

-            рациональность формы (функционально-конструктивная приспособленность, целесообразность),

-            целостность композиции (организованность объемно-пространственной структуры, тектоничность, пластичность, колорит и др.),

-            совершенство производственного исполнения и товарного вида (тщательность покрытия и отделки поверхности, чистота выполнения сочленений, округлений, четкость исполнения фирменных знаков, устойчивость к повреждениям).

Оценка эстетических показателей  качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта. К ним относятся:

-            физические (механические – уровни пылевыделения, уплотнения почвы, шума, ультразвуковых колебаний; электромагнитные – уровни радиопомех, биологической активности электромагнитного поля и др.; радиационные – уровни излучаемости альфа-, бета- и гамма-частиц),

-            химические (содержание токсичных веществ, выбрасываемых в окружающую среду, коэффициент сохраняемости токсичных веществ и др.),

-            микробиологические (уровень патогенности и вирулентности микроорганизмов, выделяющихся из препаратов микробиологического синтеза, и др.),

-            наличие знаков экологичности.

Учет экологических показателей  должен обеспечить: ограничение поступлений  в природную среду промышленных, транспортных и бытовых сточных  вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, не превышающих предельно допустимые концентрации; сохранение и рациональное использование биологических ресурсов и т.д.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д.

К показателям безопасности относятся: механические (коэффициенты деформируемости, изнашиваемости, уровень шума и вибраций и др.), электрические (время срабатывания электрозащиты, вероятность поражения электротоком и др.), термические (вероятность переохлаждения и перегрева, уровень термохимической агрессивности и др.), пожаро- и взрывоопасные (вероятность возникновения пожара или взрыва и др.), биологические ( вероятность биологической опасности и др.), наличие знаков безопасности и др.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Такими показателями являются габаритные размеры, масса, коэффициент максимально возможного использования вместимости транспортного средства, диапазон допустимых температур, влажности, давления и ударных нагрузок при транспортировании, затраты, время и трудоемкость подготовительных и заключительных работ и др.

Наиболее полно транспортабельность  оценивается стоимостными показателями, позволяющими одновременно учесть материальные и трудовые затраты, квалификацию и  количество людей, занятых работами по транспортированию.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту.

К патентно-правовым относятся показатели: патентной защиты, патентной чистоты, территориального распространения. Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении конкурентоспособности продукции.

Сервисные показатели. К ним относятся такие показатели как наличие и удаленность сервисных структур, уровень качества сервисного обслуживания, стоимость обучения, монтажа, кредитования, поставок, гарантийные сроки, стоимость утилизации, стоимость вторичного использования и др.

Показатели вторичного использования или утилизации (уничтожения). (Коэффициент вторичного использования и др.), утилизация, уничтожение (трудоемкость и цена уничтожения и утил.).

Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции. К экономическим показателям относятся:

-            затраты на изготовление и испытания опытных образцов,

-            полная себестоимость изготовления продукции,

-            затраты на расходные материалы при эксплуатации технических объектов и т.д. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

СТАНДАРТ GPM

GMP — Good Manufacturing Practice. Эту аббревиатуру можно расшифровать как «надлежащая практика производства». Стандарт GMP был введен в действие в 1963 году.


Что такое GMP?

GMP — это свод требований, среди которых есть более строгие,  чем предусмотренные российскими  стандартами. Например, создание  «особо чистых цехов» — помещений  с особым режимом фильтрации  воздуха и входными шлюзами.  Согласно GMP, расфасовка продукции  должна производиться именно  в таких цехах. Особенно важны  правила GMP при изготовлении лекарств  и космецевтической продукции — например, пищевых добавок. Все ведущие мировые производители лекарств признают и выполняют эти правила. Что касается космецевтической продукции, то Европейская парфюмерно-косметическая ассоциация (COLIPA) и Совет Европы издали руководство по косметической версии GMP, которое признается европейскими властями.

Цель GMP

Обеспечить наибольшую безопасность, идентичность и эффективность действия производимых препаратов. Стандарт GMP требует от производителя неукоснительного соблюдения всех этапов технологического процесса.  Продукт, изготовленный  с нарушением стандартов GMP, считается  бракованным, а лицо, ответственное  за это нарушение, несет наказание  по закону.

Требования GMP к  производственному процессу:

  1. Постоянная микробиологическая и химическая очистка цехов и оборудования
  2. Особую ответственность GMP возлагает на группу контроля качества, которая проверяет соответствие технологии изготовления лекарств, а также оценивает в производственном журнале качество и содержание упаковки, этикеток и надписей
  3. Высокая квалификация и соблюдение правила личной гигиены персоналом на фармацевтическом и космецевтическом производстве (каждый сотрудник проходит тщательный врачебный осмотр; стерильная одежда, защитные шапочки, маски, перчатки обязательны)
  4. Осуществление постоянного микробиологического контроля.

 


Информация о работе Конкурентоспособность продукции, оценка качества