Конкурентоспособность продукции, оценка качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:57, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Аттестационная работа .docx

— 448.49 Кб (Скачать файл)

3)  ежегодные  оценки деловых качеств работников;

4)  высокая  текучесть руководящих работников  высшего звена;

5)  ориентация  руководства на очевидные количественные показатели.   

 В Великобритании к  основным принципам управления  качеством

относят, как  правило, следующие:

• участие в  управлении качеством всего персонала; использование комплексного поиска и принятия решений в области качества;

» ориентация деятельности персонала прежде всего на решение  проблем качества;

• использование  широкого спектра приемов и методов  работы по достижению высокого качества продукции.

 

 

Для рассмотрения  общесистемных принципов управления  качеством необходимо заметить, что главным общим (базовым, основополагающим) исходным принципом является то, что системное управление качеством (как и целевая система управления качеством) должно и может быть только органичной составной частью системного управления всем предприятием (соответственно всей системы управления предприятием). Естественно, что система управления качеством не может функционировать отдельно, без взаимосвязи и взаимодействия со всеми другими СУ. Поэтому, прежде всего при управлении качеством, могут быть использованы объективные общие принципы управления (сбалансированного демократического централизма; сочетания единоначалия и коллегиальности, ответственности, материального и морального стимулирования, делегирования полномочий, заинтересованного и активного участия работников в управлении, преемственности и др.).

Наряду с этим целесообразно, применительно к управлению качеством, руководствоваться основными общесистемными принципами управления, к которым  следует отнести:

• целенаправленность, реализуемую формированием соответствующих подсистем для достижения поставленных целей;

• делимость, достигаемую  декомпозицией формируемой системы  на подсистемы и элементы;

• иерархичность, реализуемую формированием многоуровневой структуры системы с учетом делегирования  полномочий на соответствующий уровень управления (отдела, цеха, участка, бригады и т.д.);

• комплексность, достигаемую взаимной увязкой всех формируемых подсистем, элементов, стадий жизненного цикла продукции, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых при управлении качеством;

• взаимосвязанность, реализуемую посредством осуществления  взаимосвязей формируемых систем управления качеством со всеми другими СУ предприятием (установлением приоритетности одних целей по отношению к другим или принятием взаимосвязанных целей нескольких систем, осуществлением взаимосвязанных процессов их достижения);

• замкнутость  общих функций управления качеством (замкнутость управленческого процесса), реализуемую выполнением в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая прогнозирование и планирование, организацию, координацию работы и т.д.;

• систематичность, определяющую постоянное выполнение всех работ по управлению качеством, их долговременность и длительность действия;

• преемственность, которая должна проявляться как  при создании системы, так и при  ее функционировании и совершенствовании. Выражаться она может прежде всего в максимальном использовании передового отечественного и зарубежного опыта системного управления качеством;

• простота и  доходчивость, которые необходимо реализовать  для понимания каждым работающим всего, что касается управления качеством и обеспечения конкурентоспособности не только продукции, но и предприятия в целом. В условиях рынка это крайне важно.

Среди всех общесистемных  принципов управления качеством  необходимо обратить внимание, как  это уже указывалось ранее, на выполнение общих функций управления (ОФУ) замкнутого управленческого цикла.

В состав ОФУ  в ряде литературных источников включают, в частности, следующие функции:

• планирование, представляющее особый процесс подготовки менеджерами решений по обеспечению усилий коллектива для достижения целей предприятия в области качества и конкурентоспособности. Этот процесс из-за периодического переориентирования целей и постоянного изменения условий внешней среды не может быть дискретным, а должен быть непрерывным;

• организацию, направленную на структурирование всех работ организационного характера и их распределение по вертикали и горизонтали для достижения целей и выполнения намеченных планов в области качества и конкурентоспособности;

• мотивацию, обеспечивающую активизацию труда работающих по выполнению всех видов работ с высоким качеством (без ошибок) в соответствии с распределенными функциями, планами и требованиями. Мотивация включает, как правило, внешнее стимулирование (материальное и моральное) и психологическое стимулирование (создание условий для заинтересованности в труде, потребности в трудовой активности, удовлетворение от трудовой деятельности). Это одна из самых важных менеджерских функций, способствующих достижению целей деятельности предприятия в области качества и конкурентоспособности;

контроль, представляющий собой: 1) отслеживание того, что запланировано  по повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности, 2) определение  того, что сделано в этой области  в определенный промежуток времени, 3) сравнение запланированного с  достигнутым и 4) принятие корректирующих, «мягких» мер при обнаружении  отклонений от запланированного. С помощью контроля осуществляется обратная связь, которая должна быть объективной основой для эффективного вмешательства менеджеров в процесс повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции. Приведем пример варианта функций замкнутого управленческого цикла, выполняемого при повышении и обеспечении качества, называемого в зарубежных источниках PDCA (цикл Деминга): Р— планирование работы; D — выполнение работы по плану; С — проверка соответствия реального результата запланированному; А — принятие мер при наличии отклонений фактического результата от запланированного.

При выполнении управленческого цикла первостепенную роль играют организация, координация и регулирование процессов повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности. Выработанные корректирующие (регулирующие) воздействия на основе организации и координации работ посредством обратной связи способствуют оперативному устранению непредвиденных реальных отклонений (ошибок) процессов от запланированных. Следует отметить, что общие функции управления выполняются в реальности не строго последовательно, а последовательно-параллельно и соответственно с более сложными прямыми и обратными связями. 

При рассмотрении  ОФУ качеством следует отметить, что в производственном процессе (в производственной системе) выполняются специфичные общие производственные функции (ОПФ), в состав которых могут входить функции: подготовительная, производство изделий или услуг (работ), протекание естественных процессов, транспортирование, контроль и испытание, заключительная функция. 

Главный  (базовый) принцип системного  управления качеством, все общие принципы, а также общесистемные принципы предопределяют создание целевой системы управления качеством и наличие в ней соответствующего комплекса подсистем и их компонентов: во-первых, элементов входа и, во-вторых, объекта (управляемой подсистемы) и субъекта (управляющей подсистемы) системы. Применительно к системе компонентами входа могут быть цели, политика и обязательства в области качества и конкурентоспособности продукции, а также внешние условия, которые влияют на систему. 

Цели, формируемые менеджерами  высшего звена, ориентируют на получение  конечного результата системного управления качеством. Их необходимо выражать как  в качественном, так и в количественном виде. Наиболее предпочтительным видом  является количественный, который точно  определяет критерии достижения целей (завершенность, сроки и ресурсы).   

 Политика  и обязательства в области  качества формируются предприятием-изготовителем (поставщиком) в зависимости от поставленных им целей. Все цели в области качества должны взаимоувязываться между собой и с целями других систем. Например, выход на внешний рынок и занятие там лидирующего положения по определенному виду продукции могут рассматриваться во взаимосвязи с целью укрепления и стабилизации экономического положения предприятия.  

 Цели, политику и обязательства в области качества следует документировать, фиксировать в письменной форме все цели и обязательства в области качества (стратегические, тактические и оперативные). Отражение целей и политики может быть осуществлено или в отдельных документах, или, например, в основополагающем документе на систему, качества. Обязательства предприятия в области качества, как правило, указываются в договорах на поставку продукции.  

 Менеджерам  системы УК целесообразно обеспечивать позитивное понимание целей, пути их достижения, образа действий и их реализацию, а также принятых обязательств в области качества и конкурентоспособности продукции (всего того, что должно быть сделано в этом отношении).  

 Что касается состава элементов управляемой и управляющей подсистем как систем управления предприятиями в целом, так и систем управления качеством в частности, то существуют различные точки зрения. Для условий рыночных отношений в составе управляемой и управляющей подсистем системы качества следует (помимо целей, политики и обязательств в области контроля продукции, а также качества ресурсов на входе системы, внешних условий и факторов, влияющих на систему) выделять результирующие, ресурсные и функционально-организационные группы элементов. 

 

 

 

Прежде чем вводить  любую из имеющихся систем качества, необходимо тщательно и довольно скрупулезно подойти к оценке  процессов управления в компании на момент решения о внедрении системы управления качеством. Оценить уровень «зрелости» компании для того чтобы внедряемые процессы соответствовали текущему  положению компании.


Так вот, с помощью этой модели можно оценить текущий  уровень управления процессом и  определить условия перехода на следующий  уровень. Этот подход позволяет проводить эволюционные изменения процессов, повышая их уровень зрелости шаг за шагом.

Не менее важно также  следующее обстоятельство. Процессы не существуют изолированно. Они образуют цепочки. Зрелость цепочки процессов  не выше чем зрелость самого отстающего процесса. Из этого мы получаем важное следствие: "Улучшение процесса, не являющегося «слабым звеном», не дает отдачи на средства, вложенные в его улучшение".  Таким образом, модель зрелости процессов позволяет оптимизировать усилия, направляемые на совершенствование системы управления и получать максимальную отдачу на инвестиции в организационное развитие.

 

 

 

В последнее  время  стали крайне популярны  такие  концепции как

Бережли́вое произво́дство (lean production, lean manufacturing; в России используется перевод «бережливое», также встречаются варианты «стройное», «щадящее», «рачительное»,  — концепция менеджмента, основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.

Бережливое  производство — это интерпретация идей Производственной системы компании Toyota американскими исследователями феномена Тойоты.

Отправная точка бережливого производства — ценность для потребителя.

Ценность — это полезность, присущая продукту с точки зрения клиента. Ценность создается производителем в результате выполнения ряда последовательных действий".

Сердцем бережливого  производства является процесс устранения потерь.

Потери — это любое действие, которое потребляет ресурсы, но не создает ценности для потребителя.

В соответствии с концепцией бережливого производства всю деятельность предприятия можно классифицировать так: операции и процессы, добавляющие  ценность для потребителя, и операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. Следовательно, всё, что не добавляет ценности для потребителя, классифицируется как потери, и должно быть устранено.

 

Основные принципы 

Джим Вумек и Дэниел Джонс в книге «Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании» излагают суть бережливого производства в виде пяти принципов:

    1. Определить ценность конкретного продукта.
    2. Определить поток создания ценности для этого продукта.
    3. Обеспечить непрерывное течение потока создания ценности продукта.
    4. Позволить потребителю вытягивать продукт.
    5. Стремиться к совершенству.

 

Другие принципы:

    • Превосходное качество (сдача с первого предъявления, система ноль дефектов, обнаружение и решение проблем у истоков их возникновения);
    • Гибкость;
    • Установление долговременных отношений с заказчиком (путем деления рисков, затрат и информации).

Инструменты бережливого  производства

Тайити Оно в своей работе писал, что производственная система компании Toyota стоит на двух «китах» (которые часто называют «столпами TPS»): системе дзидока и «точно вовремя».

    1. принцип «точно вовремя» (just-in-time);
    2. принцип автономизации (autonomation), или автоматизации с использованием интеллекта. Также известен как «дзидока», что означает встраивание качества.

Принцип «точно вовремя» заключается в том, что во время производственного процесса необходимые для сборки детали оказываются на производственной линии строго в тот момент, когда это нужно, и в строго необходимом количестве. В результате компания, последовательно внедряющая подобный принцип, может добиться сведения к нулю складских запасов.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции, оценка качества