Корпоративный дух и организационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ корпоративного духа и организационной культуры турфирмы «Океан-Тур» и разработка предложений по ее совершенствованию.
Курсовая работа содержит три главы. В первой главе рассмотрены основы формирования корпоративного духа и организационной культуры, во второй главе изучен корпоративный дух и организационная культура, а также проанализирована деятельность турфирмы «Океан-Тур». В третьей главе разработаны методы по совершенствованию корпоративного духа и улучшению организационной структуры.

Содержание

Введение 6
1 Основы формирования корпоративного духа и организационной культуры в фирме 8
1. Основные положения и методы формирования корпоративного духа и организационной культуры в фирме8
2. Организационная культура и корпоративный дух как составляющая деятельности фирмы 15

2. Анализ методов формирования корпоративного духа и оргкультуры на примере турфирмы «Океан-Тур» 19
1. Краткая характеристика предприятия «Океан-Тур» 19
2. Методы формирования корпоративного духа и организационной культуры турфирмы «Океан-Тур» 21

3. Совершенствование корпоративного духа и организационной культуры турфирмы «Океан-Тур» 27
3.1 Мероприятия по совершенствованию корпоративного духа и организационной структуры «Океан-Тур» 27
2. Расчет проведения корпоративного мероприятия в турфирме «Океан-Тур» 37

Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А – Укрупненная модель организационной культуры 44
Приложение Б – Структура управления в ООО «Океан-Тур»45
Приложение В - Принятие решений о проведении корпоративных мероприятий 46
Приложение Г - Частота проводимых мероприятий 47
Приложение Д – Задачи проводимых мероприятий 48
Приложение Е – Препятствия для реализации мероприятий49
Приложение Ж – Место проведения мероприятий 50
Приложение З – Параметры идеального мероприятия 51
Приложение И - Самый надежный метод оценки эффективности корпоративного мероприятия 52
Приложение К – Наиболее удачные мероприятия 53
Приложение Л – Требования к компании-субподрядчику 54
Приложение М – Недостатки компаний-субподрядчиков 55
Приложение Н – Минусы мероприятий, проводимых своими силами 56
Приложение П –Составляющие корпоративного мероприятия57
Приложение Р – Прайс-лист услуг 58

Вложенные файлы: 1 файл

корпоративный дух и культура.doc

— 672.00 Кб (Скачать файл)

       Как правило, используется совокупность прямых и косвенных методов. Чем сложнее деятельность фирмы, чем образованнее сотрудники, тем более чувствителен персонал к косвенным методам управления. Одним из основных методов и является «организационная» или «корпоративная» культура.

       Таким образом, организационная культура выступает как основа жизненного потенциала организации. Она выполняет  функции внутренней интеграции и  внешней адаптации организации. Она определяет стратегию организации, цели и средства их достижения, а также критерии эффективности в достижении намеченных целей. Благодаря организационной культуре, в организации разрабатывается общий язык и концептуальные категории, критерии получения, удержания и утраты власти, правила поведения, системы поощрений и наказаний. Организационная культура обеспечивает более тесную коммуникацию между членами организации – основные посылки и теоретические положения, от которых отталкивается конкретный человек, являются общими для всех.

       Но  организационную культуру нельзя рассматривать без корпоративного духа.

       Сегодня понятие «корпоративный дух» воспринимается как показатель единства преданности  идеалам организации и чувства  приверженности ей.

       Преданность идеалам фирмы проявляется через  ряд ступеней. Прежде всего —  это преданность группе, затем преданность своей секции, отделу, предприятию и, наконец, фирме. В основе, лежит приверженность к своей рабочей группе, которая аккумулирует в себе все основные идеалы организации. Однако группа — это только элемент системы. Хотя работник, воспитывая у себя групповые идеалы, проникается и идеалами фирмы, преданность этим последним формируется у него в более широкой социальной среде, а именно в атмосфере фирменной организации, взятой в целом.

       Таким образом, корпоративный дух фирмы, главной составляющей которого является преданность идеалам, воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам, миссии. Эта задача решается с помощью весьма разнообразных методов и приемов. В частности, используется чувство принадлежности к организованным сообществам людей. Руководству фирмы остается применить вовремя какое-либо организованное действие, способное возбудить у людей положительную ответную реакцию.

       Кроме того, каждая фирма имеет свою форму, девизы, нередко гимны. В каждой фирме постоянно практикуются всевозможные ритуалы, собрания, конференции. На фирмах действуют ветераны, умельцы, воспитатели. Целенаправленное применение этих и прочих методов дает большой идеологический эффект.

       Некоторые фирмы имеют свои гимны, и рабочие каждое утро исполняют их. Содержание фирменных гимнов приблизительно одинаково — в них говорится о добродетелях фирмы и задачах ее работников.

       Большое внимание фирменное руководство  уделяет мерам по установлению доверительных отношений с персоналом. Немалый вклад в эту консолидацию вносят и системы многочисленных надбавок к заработной плате, соответствующим образом поставленное профессиональное обучение персонала и организация его досуга.

       Большинство фирм для укрепления корпоративного духа практикуют различные развлекательные мероприятия, групповые выезды, всякого рода вечера, способствуют организации семейных торжеств — свадеб, юбилеев, совместных прогулок. За счет фирм часто проводятся различные спортивные соревнования, посещение театров, массовые встречи. Все это создает у работников ощущение причастности к фирме, и многие не мыслят своей жизни вне ее пределов. Будучи в отпуске, некоторые только на несколько дней отрываются от фирменной атмосферы. Отмечается немало случаев, когда работники не полностью используют положенные им свободные от работы дни и вечера. Жизнь фирмы целиком поглощает их.

       Каждая  фирма считает своей первейшей  обязанностью нести определенные расходы  с целью создания у работников положительного настроя. Считается, что без этого корпоративный дух не поднимешь.

       Руководство фирм твердо убеждено в том, что потраченные  на рабочих средства и внимание к  ним с лихвой компенсируются той  отдачей, которую фирма получает от рабочего, пропитанного корпоративным  духом. Более того, активность фирмы, демонстрируемая на поприще стимулирования работников, служит ей отличной рекламой, привлекающей молодые и способные кадры, от которых во многом зависят будущие успехи.

       Корпоративный дух, проявляющийся в преданности  работников идеалам фирмы, выступает как цель, и как средство управления. Любая фирма не должна  жалеть усилий для поддержания корпоративного духа на должной высоте.

       1.2 Организационная  культура и корпоративный  дух как составляющая  деятельности фирмы 
 

       В современном мире организационная культура является основополагающей для успешной деятельности фирмы. Во многих случаях выполнение этой задачи возложено на руководителя предприятия. Процесс отбора, критерии оценки исполнения работ, система вознаграждений, мероприятия по обучению персонала, развитию карьеры, продвижению и ротации кадров гарантируют, что отобранные кандидаты будут соответствовать организационной культуре фирмы.

       Система управления организационной культурой призвана координировать действия всех структурных подразделений предприятия, проводить качественную подготовку специалистов, оперативное управление ими, осуществлять ритмичное функционирование деятельности предприятия в соответствии с заданной программой. Укрупненная модель организационной культуры представлена на рисунке А.1 (Приложение А).

       Особо выделяют три фактора, которые играют определяющую роль в поддержании  организационной культуры:

  1. отбор персонала;
  2. деятельность высшего руководящего звена;
  3. методы, которые помогают работникам адаптироваться к организационному окружению (социализация).

       Отбор персонала преследует определенную цель - идентифицировать и нанять людей, обладающих знаниями, навыками и способностями успешно выполнить работу. Как правило, необходимым требованиям отвечает больше, чем один кандидат. При окончательном отборе предпочтение отдается тем кандидатам, которые в большей степени совместимы с организационной культурой фирмы. Попытка выявить совместимость проявляется в стремлении нанять людей с системой ценностей, идентичной организационным.

       Одновременно  в процессе отбора кандидаты получают полную информацию об организации. На основе этой информации, если кандидат выяснит, что его ценностные ориентиры  находятся в противоречии с ценностями организации, то он сам отказывается от дальнейшего участия в конкурсе на получение данного места. Отбор в этой связи решает сложную задачу: с одной стороны, помогает кандидатам выявить, соответствуют ли они требованиям организации и, с другой стороны, организация получает возможность отсеять тех кандидатов, которые впоследствии могут разрушающим образом воздействовать на ее ключевые ценности.  
В свою очередь, деятельность руководящего звена сильно влияет на организационную культуру. Менеджеры среднего звена будут устанавливать основные правила и нормы поведения, основываясь на высказываниях руководителей и их реакции на различные ситуации. Перечень этих правил и норм далее опускается на более низкие уровни. Сотрудники организации узнают из них, какие формы поведения наиболее предпочтительны. Например, поощряется ли готовность пойти на риск? Как много свободы предоставлено сотрудникам в решении вопросов, связанных с их непосредственной работой? Какие требования предъявляются к внешнему виду? На каких критериях основана система вознаграждений?

       Кроме организационной  культуры многочисленные фирмы пользуются методами для укрепления корпоративного духа:

       - Концентрация на достижении успеха, а не на избегании неудач. Это равнозначно разнице между позитивной и негативной мотивацией. При позитивной мотивации человек работает ради достижения успеха; у него имеется цель, он предвкушает мгновения триумфа, когда он ее достигнет.

       По-другому  складывается ситуация при негативной мотивации: неудача со всеми ее последствиями  стоит у человека перед глазами, увеличивается страх ошибиться, энергия направлена на то, чтобы избежать наказания. При решении стоящей перед ним задачи это совершенно нежелательные и нервирующие осложнения.

       - Снисходительное отношение к ошибкам и поражениям. Неудачи анализируются в полном объеме и воспринимаются вполне серьезно и реально. На их примере учатся, а не рассматривают их в качестве конца света.

       - Работа путем вовлечения, а не принуждения

       Даже  не считая того, что подобный метод  для всех намного приятнее, он также  во всех отношениях намного полезнее остальных. Руководители стараются позитивно мотивировать всех своих сотрудников. На длительную перспективу вовлечение, а когда необходимо и воодушевление, оказывается эффективнее, чем принуждение, особенно если учесть, что принуждение связано с наказанием (иначе оно не было бы им).

       - Социализация

       Как бы эффективно ни были организованы процессы подбора и отбора персонала, новые  работники могут быть не знакомы  с организационной культурой  и вряд ли будут сразу ей соответствовать. Именно поэтому предпринимаются  усилия помочь новым работникам адаптироваться к организационной культуре. Этот адаптационный процесс называется социализацией. Так, например, процесс специального обучения новых работников на некоторых фирмах длится до года - тестируются интеллект, умение работать в команде и т.п. Делается это для того, чтобы помочь новым работникам вписаться в коллегиальный стиль управления фирмой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 АНАЛИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ДУХА И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ТУРФИРМЫ «ОКЕАН-ТУР» 

       2.1 Краткая характеристика предприятия «Океан-Тур» 
 

         Общество с ограниченной ответственностью «Океан-Тур» основано в 2004 г. Зарегистрировано в едином федеральном реестре туроператоров под № МВТ 002374. В своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом РФ, действующим законодательством РФ, Уставом и разработанными на их основе внутренними нормативными актами. Расположен по адресу город Хабаровск, улица Ленинградская 28, офис 325а.

       ООО «Океан-Тур» работает на рынке как туроператор и  турагент, занимающийся внутренним и въездным туризмом, продает как готовые туры, так и формирует их под клиентский заказ.

       Компания  «Океан-Тур» специализируется на поездках широкого спектра: с культурно-познавательными, лечебно-оздоровительными целями, автобусных турах, программах детского отдыха, молодежных, экологических, горнолыжных  турах и путешествиях для лиц старшего возраста.

       Занимается  отправкой клиентов в Китай, Таиланд, Японию, Корею, Турцию, США и страны Европы. Имеет аккредитацию в консульствах Китая и Японии.

       По  России фирма предлагает отечественным  туристам поездки в Приморский край, Краснодарский край, Москву и Санкт-Петербург.                          

       Директором  предприятия является Маркин Сергей Юрьевич. Директор организует работу компании и несет персональную ответственность за его деятельность, издает приказы о назначении на должности работников компании, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка, разрабатывает штатное расписание, положения об оплате труда, о премировании и другие внутренние документы. Директор несет  единоличную административную, уголовную  ответственность за деятельность фирмы. 

В подчинении директора находятся: бухгалтер – Коренова Людмила Федоровна, Начальник туристического отдела - Омельченко Яна Валерьевна, ведущий специалист по туризму – Королева Ольга Александровна и менеджер по туризму – Иванова Елена Николаевна.

       Бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, осуществляет контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Менеджеры по туризму принимают заявки от туристов на оформление туров, работают с зарубежными и отечественными партнерами, несут ответственность за оформление и сохранность документов туристов, составляют рекламные программы туров. Кроме того менеджеры занимаются рекламой продукта. Также курируют телевидение, интернет и рекламу в средствах массовой информации, участие в выставках.

Информация о работе Корпоративный дух и организационная культура