Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:54, курс лекций
1. Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.
Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды. ' Спрос величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса или объема спроса, и изменение характера спроса.
1. Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.
Цены на товары и услуги складываются
на рынке, где действуют спрос и предложение. Спросом называется
количество товаров и услуг, имеющееся
на данном рынке, которое покупатель готов
приобретать по определенной цене независимо
от того, действует он рационально
или под влиянием среды. ' Спрос величина
переменная. При этом следует
различать изменение величины спроса или объема
спроса, и изменение характера спроса.
Величина спроса меняется тогда, когда
переменна только цена данного товара.
Характер же спроса меняется тогда, когда
изменяются факторы, имевшие , ранее постоянные
величины. Предложение товара - это количество
данного товара, которое могут
и намерены сбыть производители на
рынке по данной цене. Положение производителей
на рынке не является постоянным
и одинаковым (масса предлагаемого
товара, различные издержки производства,
количество затраченного труда и т.д.).
Однако все они стремятся максимизировать
свой доход, т.е. получить самую высокую
цену. Кроме цены, на предложение оказывают
влияние и другие факторы: цены факторов
производства; технология; количество
производителей продавцов, ценовые
и дефицитные ожидания агентов рыночной
экономики; размер налогов и т.д. Конкуренцию
можно рассматривать как
элемент рыночного механизма, обеспечивающий
взаимодействие субъектов хозяйствования
в процессе производства и сбыта продукции,
а также в сфере приложения капитала.
Формой существования конкуренции
является общественная система
норм и правил организации, имеющая
в своей основе государственные директивы
и рыночные методы
функционирования структурных подразделений
национального хозяйства в форме государственных
и частных фирм.
2. Эластичность спроса и предложения.
Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их цены.
Мерой такого измерения служит коэффициент
эластичности спроса. Эластичность спроса
определяется как отношение
между процентной величиной изменений
запрашиваемого количества товара и величиной
колебаний цен. Существуют товары низкой
эластичности, спрос на которые стабилен,
и товары высокой эластичности, спрос
на которые резко меняется при изменении
цены. Спрос на любой товар зависит не
только от его цены, но и от уровня цен
на другие товары. Для учета влияния сопутствующих
и заменяющих товаров используют перекрестные
коэффициенты эластичности, показывающие,
на сколько процентов изменяется спрос
на другой товар при условии, что остальные
цены и доходы потребителей остаются прежними.
Ценовая неэластичность товара означает,
что изменение цен не вызывает значительных
изменений в объеме продаж. Эффект
изменения цен на неэластичном рынке
проявляется в двух формах: при снижении
цены теряется часть прибыли; при увеличении
цены резко вырастает объем продаж и прибыли.
Чувствительность объема предложения
к изменению рыночной цены показывает
эластичность предложения, которую можно
определить как степень изменения количества
предлагаемых к продаже товаров и услуг
в ответ на изменение рыночной цены. Измерение
эластичности предложения также производится
с помощью коэффициента эластичности,
который рассчитывается как отношение
процентного изменения количества предлагаемой
продукции к процентному изменению цены.
Чувствительность объема предложения к изменению
рыночной цены показывает эластичность
предложения, которую можно определить
как степень изменения количества предлагаемых
к продаже товаров и услуг в ответ на изменение
рыночной цены. Измерение эластичности
предложения также производится с помощью
коэффициента эластичности, который рассчитывается
как отношение процентного изменения количества предлагаемой
продукции к процентному изменению
цены.
3. Валовой внутренний продукт. (ВВП). Ва-
Валовой национальный продую (ВНП). Национальный доход (НД). Номинальный и реальный ВВП (ВНП). Дефлятор ВВП (ВНП). Система национальных счетов отражает поток товаров, вновь произведенных в течение данного периода. Исходным показателем в системе национальных счетов с 1992 года является показатель валового внутреннего продукта (ВВП). До 1992 года таким показателем был валовой национальный продукт (ВНП). ВВП - это исчисленная по рыночным ценам совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых внутри страны за определенный период времени (обычно за 1 год). Так как ВВП измеряет объем национального годового производства, он служит источником роста национального богатства страны, которое представляет собой совокупную стоимость имущества (активов), принадлежащего частным физическим, юридическим лицам, а также государству.
ВНП - это исчисленная по рыночным ценам совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных с помощью собственных ресурсов страны за определенный период времени (независимо от того, на какой территории осуществлялось производство). ВНП = ВВП + чистые поступления из-за границы.
Поскольку ВВП представляет собой денежную оценку произведенного годового объема производства, получатся разные данные в зависимости от того, в каких рыночных ценах он будет рассчитан.
ВВП, исчисленный в ценах текущего года, называется номинальным ВВП. Номинальный ВВП отражает как реальный объем производства, так и уровень цен текущего года.
ВВП, исчисленный в ценах какого-либо базового года, называется реальным ВВП. Реальный ВВП отражает только реальный объем производства, но не уровень цен в текущем году, то есть учитывает (исключает) инфляцию.
Чтобы получить значение уровня цен в текущем году, нужно взять отношение номинального ВВП к реальному ВВП и умножить на 100%. Полученная величина называется дефлятором ВВП и показывает, как изменился уровень цен в текущем году по сравнению с базовым годом (дефлятор базового года равен 100%). Дефлятор рассчитывается для любого года и позволяет вычислить реальный ВВП в соответствующем году на основе имеющихся в системе национальных счетов данных о номинальном ВВП в том же году.
Национальный доход представляет
собой сумму факторных доходов, полученных
собственниками национальных факторов
производства. НД = сумма факторных доходов = заработная
плата (оплата труда наемных работников)
+ доход самостоятельно занятых (доходы
некорпоративных производителей) + рента
+ процентные доходы + прибыль корпораций
4. Вклад различных направлений
научных школ в науку и
Школа научного управления (1885 - 1920) связана с работами Ф. Тейлора. Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.
Административная (классическая) школа в управлении (А. Файоль): эффективность применительно к работе всей организации. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху.
Школа человеческих отношений (МП Фоллет, Э. Мэйо). Использование приемов управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Современные школы менеджмента: ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Учеными строились модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития. В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений. В настоящее время исследования в области управленческих решений направлены на разработку методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях и др
5. Стили управления. Достоинства и недостатки различных стилей управления.
Под стилем руководства
6. Характеристика разных типов организационных структур.
В современном менеджменте выделяют два типа организационных структур управления - бюрократический и органический, каждый из которых имеет свои специфические черты и, следовательно, сферы своего развития.
Главным в бюрократических оргструктурах управления является «должность», а не «человек» с его индивидуальностью. В результате организация, использующая бюрократические оргструктуры управления, становится «жесткой», ее развитие возможно исключительно благодаря мероприятиям, проводимым извне. Бюрократический тип оргструктуры управления имеет разновидности, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся: линейно-функциональную, линейно-штабную, дивизиональную структуры управления организацией. Линейно-функциональная оргструктура строится по функциональным подсистемам. Линейно-функциональные оргструктуры управления эффективны в условиях, когда аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся, жестко связанные задачи. Линейно-штабная (штабная^ оргструктура управления также строится по принципу функциональной специализации управленческого труда, однако главной задачей менеджеров является координация действий функциональных служб в штабах различных уровней и этим самым направление этих действий в соответствии с общими интересами организации. Диви-зиональная оргструктура управления применяется в крупных организациях, и это связано со стремлением разукрупнения гигантских организаций, повышения гибкости и приспосабливаемости к изменениям во внешней среде.
Органический тип оргструктур управления предполагает импровизацию управленческой деятельности вместо планирования; гибкость структур вместо жёсткости, связанной правилами и нормативами; коллегиальность в принятии решений вместо авторитарности; доверие среди персонала вместо власти. Проектные оргструктуры управления применяются в организациях, занятых целе-напрвленными изменениями в действующей или создаваемой системе управления. Матричная оргструктура управления создается с помощью совмещения двух типов оргструктур — линейно-функциональной и проектной. Бригадная оргструктура управления представляет собой многоуровневую иерархическую систему бригад, каждая из которых состоит из менеджеров и специалистов-исполнителей. Целевая организационная структура управления представляет собой комбинацию нескольких видов оргструктур. К ней следует прибегать в тех случаях, когда цель является нетрадиционной.
7. Распределение прав и полномочий в менеджменте.
Одна из проблем менеджмента - повышение результативности труда управляющих. Решается эта проблема прежде всего на основе разделения труда менеджеров, то есть специализации управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничении полномочий, прав и сфер ответственности.
Разделение основывается на формировании групп работников управления, выполняющая, одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Соответственно, в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами. Структурное разделение управленческого труда исходит из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая, территориальная специфика. В силу разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. Можно выделить общие черты, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров. Вертикальное построено на выделении трех уровней управления - низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки. Средний уровень (50 - 60% общей численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.
Высший уровень (3-7 %) - администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На каждом уровне управления предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Более глубокое разделение предполагает специализацию по основным подсистемам предприятия (персонал, НИОКР, маркетинг, производство, финансы).
Учитывает виды и сложность выполняемых работ. Выделяют руководителей (принятие решений, организация их реализации), специалистов (проектирование и разработка вариантов решений), служащих (информационное обеспечение процесса).
8. Жизненный цикл товара. Особенности ценообразования на различных стадиях.
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - это время существования товара на рынке. Концепция ЖЦТ исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Продолжительность ЖЦТ в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. Представление о ЖЦТ дает возможность фирме-изготовителю принимать конкретные меры относительно товара, планировать свою деятельность на перспективу. С помощью средств маркетинга ЖЦТ на целевом рынке можег быть продлен либо сокращен.