Логистическая система управления ресурсами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрены виды логистических систем управления ресурсами на предприятии: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, складская, сервисного обслуживания. Уделено внимание организации логистического управления. Обсуждены виды и методы логистических систем. Особое внимание уделено основным зарубежным логистическим концепциям. Раскрыты понятия затянувшейся поставки, дефицита, пополнения и ускоренного расходования запасов, качественной и количественной гибкостей, синергизма, конгруэнтности и эмержентности распределительной логистики, логистического сервиса и другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 187.18 Кб (Скачать файл)

Сбор информации может  осуществляться в различных точках общего материального потока, и логистические  управляющие решения могут воздействовать также на различные его точки. Таким образом, могут возникнуть локальные информационные контуры, а вся информационная система в логистике в общем случае является многоконтурной.

Организация всей производственно-сбытовой деятельности определяет точки сбора  информации и приложения выработанных на основе этой информации логистических управляющих воздействий. Этим определяются структура информационной системы и ее декомпозиция на подсистемы, образующие локальные информационные контуры.

Информационные системы  в логистике, как и всякие системы  с обратной связью, помимо структуры  характеризуются такими количественными  показателями, как величина запаздывания и степень усиления.Запаздывания в принятии логистических решений по сравнению с поступлением информации, приведшей к этим решениям, могут быть различными по величине и возникать в разных местах регулируемого материального потока. Соответствующая классификация приведена на рис. 37.

Рис. 37. Запаздывания в логистических  системах 

 

Опираясь на получаемую информацию, лицо или органы, принимающие решения, должны обеспечивать качественное логистическое  управление. То есть под воздействием логистического управления производственно-сбытовая система должна переходить из одного установившегося состояния, определяемого  условиями окружающей экономической  среды, в новое состояние, соответствующее  произошедшим в этой среде изменениям. Такой переход должен происходить  с соблюдением требуемых показателей  качества.

Очевидно, что требования устойчивости и качества логистического управления приводят к определенным требованиям к величинам запаздывания и усиления, которыми характеризуются информационные системы в логистике. Задача обеспечения оперативного и адекватного реагирования на изменяющиеся условия функционирования в современных условиях решается двумя путями.

Первый путь относится  к структурным методам обеспечения актуальной и адекватной информации. Он заключается в переходе от функционального к системному подходу. До недавнего времени традиционно преобладалфункциональный подход, когда каждое функциональное подразделение создавало свою собственную систему сбора, обработки и использования информации. Оно при этом использовало свои формы документов и организацию документооборота, собственные архивы, каналы связи, методы, средства и пункты сбора данных. Такие информационные системы принято называть организационно-функциональными. При таком подходе имеет место дублирование информации, заполнение лишних документов, недостаточная гибкость управления и, самое главное, отсутствуют горизонтальные связи между производителями и между функциональными подразделениями. Системный подход предусматривает создание информационных систем, ориентированных на весь производственно-сбытовой процесс в целом. В результате такого подхода информационная система обособляется от систем производства, снабжения и сбыта в том смысле, что сбор, хранение, переработка, поиск и выдача информации производится своими, присущими только информационным процессам, методами и средствами. При такой структуре в информационных системах организуются горизонтальные связи, унифицируются формы представления и технология обработки информации. Организованные по такому принципу информационные системы принято называтьинтегрированными.

Использование интегрированных  информационных систем позволяет осуществить  централизацию всех работ по информационной технологии в рамках производственно-сбытовой системы как единого целого.

Кроме того, наличие интегрированной  информационной системы позволяет  участникам производственно-сбытовой деятельности создать так называемый «синергический портфель», который служит для ослабления отрицательного синергического эффекта. Вообще, под синергическим эффектом понимают эффект взаимного усиления связей компонентов при их кооперативных действиях. Положительный синергический эффект имеет место, когда своевременное выполнение своих обязательств всеми поставщиками приводит не только к своевременному выполнению обязательств по поставке потребителю результирующей продукции (что является непосредственной целью производителя), но и к повышению технологической дисциплины и качества конечной продукции, а также к снижению уровня необходимых запасов и уменьшению производственно-сбытовых затрат.

Отрицательный синергический эффект выражается, например, в том, что при невыполнении двумя или большим числом поставщиков своих обязательств результирующие потери, возникающие вследствие срыва продаж и потери клиентуры, оказываются значительно большими, чем общая сумма недопоставок. Этому способствует лавинообразное нарастание последующих потерь во всей производственно-сбытовой цепочке.

Централизованная информационная система создает возможность  управления различными запасами и оперативного управления взаимосвязями и взаимозаменяемостью  подразделений, осуществляющих взаимные поставки, то есть участвующих в  общем материальном потоке. Наличие такого оперативного резерва и образует синергический портфель.

Для построения интегрированных  компьютеризованных информационных систем требуется соответствующее техническое, программное и лингвистическое  обеспечение.

Как правило, современные  компьютерные средства, образующие интегральную информационную систему, объединяются с использованием иерархического принципа в локальные вычислительные сети. Эти сети могут объединяться в многоуровневые комплексные сетевые структуры, так называемые гиперсети.

На нижнем уровне интегрированных информационных систем логистики располагаются следующие технические средства:

– устройства сбора, регистрации  и подготовки данных (регистраторы, устройства клавишного ввода, установки  промышленного телевидения, устройства сканирования и др.);

– устройства передачи данных (телексы, факсы, концентраторы, электронная  почта и др.);

– каналы связи и сетевые  устройства и средства (телефонные линии и радиоканалы, серверы  и др.);

– устройства обработки информации (персональные компьютеры, счетно-перфорационные машины, сортировочные узлы и др.);

– устройства хранения и  накопления информации (устройства оперативной  памяти и внешней памяти на различных  носителях);

– оконечные терминальные устройства (табло, мнемосхемы, мониторы, клавиатура, принтеры и плоттеры и  др.).

На верхних уровнях интегрированных информационных систем логистики располагаются следующие технические средства:

– унифицированные каналы связи;

– аппаратура приема/передачи данных, модемы;

– персональные компьютеры как диспетчеры обмена информацией;

– ЭВМ значительной вычислительной мощности и быстродействия, включая  дополнительные устройства памяти, устройства внешней памяти и терминальные устройства;

– устройства подготовки, контроля, визуализации, документирования и размножения  информации, а также различные устройства оргтехники.

В компьютеризованных интегрированных  информационных системах логистики  используются также различного рода неразрушаемые носители машинной информации.

К их числу относятся сканируемые  бумажные документы, перфоленты и перфокарты, магнитные диски и дискеты, компакт-кассеты с магнитной лентой, лазерные диски типа CD-ROM.

Скомпонованный и структурно организованный многоуровневый комплекс технических средств интегрированной  информационной системы сможет функционировать  только при наличии соответствующегоматематического и программного обеспечения.

В настоящее время имеется  ряд математических методов, пригодных  для решения типовых задач  управления. Эти методы уже упоминались  выше и будут рассмотрены далее  применительно к конкретным задачам  управления.

Средства компьютеризации  рассматриваемых информационных систем в настоящее время могут быть оснащены следующими разновидностями  программных средств:

– пакеты проблемно-ориентированных  прикладных программ;

– программы, обеспечивающие организацию вычислительного процесса в условиях многозадачного режима;

– программы автоматизации  программирования, а также кодирования  и декодирования для конкретных компьютеров;

– тестовые и наладочные программы.

С помощью упомянутых средств  в широких масштабах выполняются  такие работы, как оформление заказов, учет наличия и уровня запасов  сырья, материалов и комплектующих, а также готовых изделий. Они  применяются также для составления  и документирования торговых отчетов  и анализов, прогнозов продаж. Эти  средства применяются и для документирования операций складирования и транспортировки.

Наконец, в настоящее время  достаточно высокое развитие получило лингвистическое обеспечениекомпьютеризованных систем. Под такого рода обеспечением понимают совокупность языковых средств, формализованно описывающих информацию, предназначенную для ввода, и определяющих процедуру ее обработки.

Для создания программного обеспечения  компьютеризованных информационных систем в логистике целесообразно использовать следующие языки:

– Фортран – для решения  организационно-технологических задач;

– Бейсик – для решения  более простых организационно-технологических  задач;

– Кобол – для технико-экономических  задач;

– СЛАМ II – для имитационного  моделирования сложных и не поддающихся  аналитическому описанию процессов.

Сюда же относятся системы  кодирования, обеспечивающие перевод  информации на соответствующий формализованный язык.

Методы идентификации  и хранения данных в логистическом  управлении

Многообразие и большое  количество параметров, характеризующих  материальные потоки в логистике (номенклатура МР, НП, ГП, ассортимент, габаритные и  весовые характеристики, потребительские свойства, виды применяемой тары и упаковки, логистические УДЕ и т.д.), вызывают необходимость автоматической идентификации продукции, тары, упаковки, грузовых единиц, SKU и т.п., которая в настоящее время в ЛИС осуществляется с помощью сканирования штриховых кодов.

Машиночитаемый штриховой код (bar-code) – это определенная комбинация темных и светлых полос (штрихов или пробелов), дающая возможность кодировать, считывать и расшифровывать информацию о товаре (продукции) с использованием компьютерной техники.

Автоматическая идентификация (сканирование) штриховых кодов продукции в процессе выполнения логистических операций и функций позволяет достичь следующих основных преимуществ:

• оперативно получить полную и достоверную информацию о продукте (товаре, таре, упаковке, грузовой единице, единице хранения и т.п.);

• получить информацию о  производителе товара, грузоотправителе, грузополучателе, логистическом посреднике;

• осуществить контроль и  мониторинг с помощью информационно-компьютерных систем за продвижением каждой единицы  продукции (укрупненной грузовой единицы  или SKU) на любом участке логистической  цепи (канала, сети);

• осуществить автоматизированную электронную обработку товарно-транспортных, финансовых и других документов в логистическом менеджменте;

• обеспечить автоматизированный учет наличия, расходования и движения МР, НП, ГП на складах, производственных участках и других подразделениях ЛС;

• снизить затраты, существенно  упростить и ускорить процедуры  сбора, обработки и выполнения заказов потребителей; процедуры управления запасами продукции в производстве и дистрибьюции;

• обеспечить точность и  достоверность логистической информации о материальных потоках;

• повысить эффективность  процедур, контроля качества продукции  и логистического сервиса;

• облегчить процедуры  маркетингового анализа спроса и  рынка для заданного ассортимента товаров.

Рассмотрим основные проблемы и аспекты применения штрихового кодирования в логистике.

По оценкам западных экспертов  в области международной торговли, в настоящее время затраты, связанные  с обработкой бумажных документов, составляют от 3,5 до 15% от цены товара. Введение систем автоматизированной индикации на основе сканирования штрих-кодов позволяет снизить эти затраты до 0,5–3%.

Данные сканирования широко применяются персоналом логистического менеджмента зарубежных фирм в так называемой концепции «Direct Product Profitability» (DPP) – «прямая прибыльность продукта (товара)». Эта современная концепция заключается в определении прямой прибыли от продажи конкретного товара конечному потребителю, т.е. основана на учете всех элементов добавленной стоимости продукта от склада ГП предприятия-изготовителя до конечного потребителя-покупателя. Таким образом, в концепции DPP отслеживаются с помощью ИКТ и сканирования штриховых кодов проданных товаров составляющие добавленной стоимости (чистая прибыль) каждого логистического посредника и общая чистая прибыль фирмы-производителя товара. Анализ, проведенный зарубежными фирмами свидетельствует, что около  
76% издержек в розничных магазинах приходится на обработку товаров. Использование технологии DPP и сканирования штриховых кодов позволяет получить объективную оценку каждой логистической составляющей издержек и определить пути их снижения.

Технологии DPP и сканирования заложены в основу самой современной  интегральной логистической концепции «Product Channel Management», которую многие эксперты на Западе называют «Следующей революцией в логистике».

Внедрение информационных технологий штрихового кодирования относится  к началу  
1970-х годов, когда в США был принят универсальный товарный код UPC, пригодный для исполь-зования как в промышленности, так и в торговле. Вообще США являются лидером по применению штриховых кодов. В частности известны следующие американские стандарты штриховых кодов: Datamatrix (Data Code), Code 1, Code 49, Codablock 39/128, Code 16K, PDF 417 и другие.

В 1977 г. сначала на Европейском  континенте, а затем и на других утвердилась Европейская система  кодирования – EAN (European Article Numbering). В  настоящее время уже сотни  российских предприятий стали пользователями кода EAN. Оценки экспертов показывают, что только применение штрих-кодов на упаковке товаров снижают затраты на 10–15% от их стоимости.

Штриховой код EAN-13 однозначно идентифицируют товар в международной  торговле. На рис. 13.13 представлен пример штриховых кодов EAN-13 и EAN-8.

Предположим, что штриховой  код, размещенный на упаковке отечественного товара, имеет набор 13 цифр: 4601234567893. Тогда первые две цифры (46) являются номером банка данных, выдавшего этот номер товара (необязательно означают страну происхождения товара). Номера, выдаваемые предприятиям, фирмам и другим производителям товаров Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, начинаются с 46.

Информация о работе Логистическая система управления ресурсами на предприятии