Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:50, курсовая работа
Малый бизнес для рыночной экономики имеет большое значение. Рыночная экономика не в состоянии ни развиваться, ни функционировать без малого бизнеса. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.
Не секрет, что сегодня малому бизнесу в буквальном смысле слова приходится выживать: нестабильные общеэкономические условия, множество текущих сложностей, несовершенство законодательства и, зачастую, непреодолимые административные барьеры.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава I. Малый бизнес: стратегии развития ……………………….. 6
1.1Роль малого бизнеса в России и проблемы его развития ………….. 6
1.2 Анализ развития малого бизнеса в России …………………………… 22
1.3 Зарубежный опыт становления малого бизнеса ……………………. 24
Глава II. Разработка стратегии развития организации …………….. 27
2.1. Характеристика организации …………………………………………..
27
2.2. Анализ внутренней и внешней среды организации ………………….
29
2.2.1. Анализ отрасли и конкурентной среды ……………...
29
2.2.2. Анализ состояния организации ………………………
31
2.2.3. SWOT – анализ ………………………………………..
40
2.3. Миссия и цели организации …………………………………………. 41
2.4. Анализ стратегических альтернатив ………………………………….
44
2.4.1. Анализ стратегий конкуренции ………………………
44
2.3.2. Анализ стратегий развития организации …………….
46
2.5. Выбор стратегии ………………………………………………………...
50
Заключение …………………………………………………………………
53
Список используемой литературы ……
К сожалению, в России, прорывных событий не произошло, а отдача от инновационных вложений мизерная. В прошлом году, например, наши затраты на эти цели по государственной линии превзошли аналогичные американские в два с лишним раза, при том, что частные у нас кратно меньше, тогда как эффективность работы российского инновационного сектора, по оценке Национальной Ассоциации инноваций и развития информационных технологий, оказалась в 112 раз ниже работы американских коллег.
По-прежнему остается крайне низкой инновационная активность российского бизнеса, прежде всего крупного. Глубину проблемы рельефно высвечивает такой универсальный показатель, каким в мире считается уровень расходов на НИОКР в расчете на душу населения. По этому показателю российский предпринимательский сектор (40 долларов) отстает от государств-лидеров в 15-20 раз. Китай с огромным населением по уровню подушевых расходов бизнеса на НИОКР уже почти в полтора раза опережает Россию. Негативное влияние оказывает отсутствие в нашей стране подлинно конкурентной среды, что обусловливает слабую заинтересованность российского бизнеса не только вкладывать средства в производство инновации, но и пользоваться передовыми достижениями науки и техники.
Разумеется, без включения со стороны государства действенных рычагов, побуждающих бизнес заниматься разработкой и внедрением инноваций, невозможно добиться технологического обновления реального сектора российской экономики.
15 сентября в Российском новом университете (РосНОУ) состоялась Всероссийская молодежная конференция «Создание малых инновационных компаний в учреждениях образования и науки». Мероприятие проводил Российский новый университет по поручению Министерства образования и науки РФ (в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы). Проблем в нашей теме гораздо больше, чем мы можем представить себе. За рубежом инновационное предприятие - это предприятие, на котором в основном работает средний класс - основа нашего общества. Мы же отстаем, причины - и коррупция, и бюрократия, и распил денег, выделенных на поддержку инновационного движения. Тем не менее, что-то удается делать, кроме отрицательных есть и положительные примеры.
Россия отстает от мирового сообщества по количеству изобретений. В нашей стране не хватает инновационных менеджеров. В РосНОУ, кстати, ведется подготовка таких специалистов. Мы даже приглашали и обучали глав администраций муниципальных образований и подняли более 100 убыточных предприятий.
Россия на первом месте в мире по приобретению машинооборудования, но многое из этой техники даже не распаковывается, потому что никто не знает, как этим пользоваться. Мало уделяем внимания собственным исследованиям и разработкам. А вот Финляндия, например, бывшая часть Российской империи, уделяет максимум внимания исследованиям и разработкам, и поэтому Финляндия - одна из самых благополучных стран не только в Европе, но и в мире. Еще один хороший пример для нас - Ирландия. В этой стране удельный вес инновационно-активных предприятий в общем числе промышленных предприятий около 80%, а у нас - 10%. Есть куда стремиться. В нашей стране почему-то процесс важнее, чем результат, освоить ресурсы - да, это для нас важно, а вот проследить, куда и как ресурсы расходовались, не можем.
Необходимо уйти от перевернутой системы оценки, смотреть надо на результат, и тогда не выгодно будет давать откаты, заниматься излишней бюрократией и так далее. Анализ деятельности МИПов при вузах в системе учета и мониторинга организации хозяйственных обществ по ФЗ217: основные ошибки и возникающие барьеры». По данным ЦИСН, на апрель 2011 года зарегистрировано 874 хозяйственных общества (малых инновационных предприятий), из них 850 созданы 172 вузами; еще 24 организованы 20 НИИ. В 2010 году правительство РФ предусмотрело выделение на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений 3 миллиардов рублей, в 2011 году - 2 миллиардов рублей, в 2012 году - еще 3 миллиардов рублей.
Однако из 56 победителей конкурса (все они - федеральные образовательные учреждения высшего профессионального образования) только 45 создали инновационные хозяйственные общества. Остальные 11 вузов (в основном это крупнейшие вузы страны) не выполнили своих программ развития инновационной структуры. Три из 29 национальных исследовательских университетов не создали ни одного предприятия.
Финансовый директор «Интеллектуал Пропети Менеджмент Групп» Елена Белова рассказала об учете прав на результаты интеллектуальной деятельности вуза, поделилась опытом решения экономических и бухгалтерских вопросов при создании малых инновационных предприятий.
К сожалению, воровство идей стало нормой, а создатели идей в дефиците, - отметил председатель подкомитета ТПП РФ по развитию инновационного предпринимательства Виктор Малай. - Носители новых идей - это основное конкурентное преимущество. Раньше технологии «жили» по 20 лет, сейчас время жизни технологий уменьшилось до 3 лет. Мы за последние 10 лет создали 800 объектов инфраструктуры, работают едва ли единицы. То есть мы вложили 40 миллиардов долларов в стены, а не в мозги. Чтобы это преодолеть, мы должны создать информационную инфраструктуру. Сейчас мы не знаем, кто и что у нас выпускает, не знаем номенклатуру товаров, выпускаемых в том или ином регионе, нет системы продвижения, а ведь на продвижение товара нужно как минимум столько же, сколько на его создание, и 5% от стоимости продукции проблему не решат.
Инновационная активность - основа конкурентной борьбы. Невозможно внедрить инновации там, где нет жесткой конкуренции, там, где не нужно снижать издержки. Нефтяникам инновации не нужны, у них рентабельность зашкаливает, строителям не нужны, они продают здания как минимум в пять раз дороже их реальной стоимости.
По нашему менталитету мы сначала создаем что-то, а потом ходим по кабинетам и несколько лет предлагаем, но это никому не нужно. Надо перестроить систему, перевернуть наши мозги, нужно выстроить систему запроса на инновации. Сначала запрос, а потом создание инноваций. А не наоборот.
Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, — запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодлевать нередко искусственные административные барьеры. Так, более половины опрошенных предпринимателей (55%) заявили, что рынок недвижимости в регионе имеется, но цены на недвижимость непомерно высоки и для малого бизнеса недоступны. А почти 16% респондентов сообщили, что рынка деловой недвижимости в регионе по существу нет и площади можно приобретать только через чиновников.
Непомерна также тяжесть арендного бремени. Более чем у половины (54%) респондентов на оплату аренды уходит 30% (почти треть!) всех расходов предприятия, а у 18 – 50% и более [1]. О каком развитии малого бизнеса может идти здесь речь?
Другая проблема развития малого бизнеса в России, выявленная в ходе исследования, – взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. В 2004 г. в среднем по России каждое малое предприятие проверяли 5 раз, а в Тамбовской, Ростовской и Московской областях и в Мордовии – 10 раз. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.
Особенно неудовлетворительно поставлена в стране правовая защита малых предпринимателей. Более 60% опрошенных предпринимателей сами не заинтересованы в обращении в судебные органы. Какие же способы защиты своих прав предпочитают малые предприниматели? Это, прежде всего, обращение к посредникам из властных структур. Другими словами, альтернативой суду, по существу, является коррумпированный государственный аппарат.
Помимо обращения к посредникам из властных структур 14% респондентов заявили, что для решения своих проблем обращаются к посредникам из криминальных структур, а 16% – к вышестоящим должностным лицам. И только 11% опрошенных надеются на помощь предпринимательских объединений.
Неблагополучно в малом предпринимательстве и с конкурентной ситуацией. Как свидетельствуют исследования, главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки служат региональные и муниципальные власти. Так, мешают доступу на отдельные рынки администрация региона (20% опрошенных), администрация города или населенного рынка (20%), крупные компании — монополисты (24%). Две трети опрошенных (65%) указали, что представители администраций используют свое служебное положение для поддержания отдельных фирм. Самой проблемной отраслью в этом опросе было строительство и монтажные работы: 43% представителей этой отрасли заявили о том, что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческие интересы, в той или иной степени препятствуют работе независимых малых предприятий.
Подводя некоторый итог исследованиям малого бизнеса в России, следует отметить значительное расхождение в отношениях к малому бизнесу в различных регионах. В одних регионах проблемы его развития связаны главным образом с бюрократическим произволом. В других регионах основным барьером для выхода на рынок становится острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития бизнеса вообще и малого в частности наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.
Определенную роль в решении проблем малого бизнеса сыграла реформа по снижению административных барьеров, начавшаяся в 2001 г. с принятием Закона о проверках и инспекциях. Вслед за тем были приняты законы о лицензировании и регистрации, об упрощенной системе налогообложения о техническом регулировании. Данные опросов представителей малого бизнеса, проводимых Центром экономических и финансовых разработок показали, что есть определенные, но еще не достаточные положительные изменения.
Так, несколько сократилось число проверок и время, которое эти проверки отнимают у предпринимателей. По последним данным, 73% руководителей малых предприятий затрачивают на проверки менее 5% своего времени, в то время как четыре года назад их доля составляла 50%.
Упрощение процедуры лицензирования, ее частичная отмена и удлинение сроков действия лицензий привело к тому, что удельный вес предприятий малого бизнеса, обратившихся за лицензиями, сократился с 31 до 14%. Вместе с тем известны случаи, когда некоторые чиновники выдают лицензии на право осуществления розничной торговли в то время, как этот вид деятельности малого бизнеса вообще не лицензируется.
За эти годы заметно возросла доля малых предприятий, использующих упрощенную схему налогообложения. Ныне ее используют более 60% предприятий, имеющих на это право.
Остается еще много проблем, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса в стране. Главная из них — покупка и аренда помещений и земли, как для производственной деятельности, так и под офисы. Следует отметить, что за последние два года время, затрачиваемое предпринимателями на покупку помещений и земли, возросло почти в 10 раз. Помимо того что недвижимость становится все дороже, ее приобретение или аренда усложняются, что служит благодатной почвой для коррупции чиновников. По некоторым исследованиям, коррупционный бюджет в России с 2008 по 2011 г. увеличился в 11 раз. С этим полностью согласен президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» С. Борисов. Особенно серьезное положение с предпринимательским климатом в таких территориях, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Красноярский край. Начать здесь новый бизнес, открыть новое предприятие — бесперспективно. В основном здесь укомплектован торговый бизнес, а инновационные и производственные сферы, по существу, не развиваются, так как возможности развития отсутствуют.
Можно также сделать вывод о том, что на федеральном уровне для малого и среднего бизнеса в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что за указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.
Необходимо также упорядочить процедуру банкротства. Совершенно нормально, когда в зоне малого и среднего предпринимательства рождаются и гибнут предприятия. Это — закон рыночной экономики. Так, в США ежегодно рождается около 500 тыс. малых предприятий и примерно столько же умирают. Ликвидировать предприятие там очень просто.
У нас закрыть предприятие чрезвычайно сложно. Поэтому данные статистики и фактического положения дел в малом бизнесе России существенно расходятся. Эту проблему необходимо разрешить.
То, что главным тормозом роста малого бизнеса в стране стала отечественная бюрократическая система (а точнее – коррупция и административное давление), подтверждено исследованием «Что препятствует развитию российского бизнеса?», осуществленным ассоциацией менеджеров и журналом «Деньги» в III квартале 2005 г. По результатам исследования, такой фактор, как общая политическая и экономическая нестабильность, успешно переместился со второго места на четвертое. Это свидетельствует о том, что по сравнению со II кварталом 2005 г. ситуация в деловой среде в целом несколько улучшилась. Среди факторов, мешающих развитию бизнеса, на первом месте по прежнему налогообложение. Его показатель важности около 63%. По-прежнему высокий рейтинг такого фактора, как нехватка квалифицированных кадров — почти 46%.
Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.
Первый фундаментальный недостаток - это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.