Малый бизнес:стратегии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес для рыночной экономики имеет большое значение. Рыночная экономика не в состоянии ни развиваться, ни функционировать без малого бизнеса. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.
Не секрет, что сегодня малому бизнесу в буквальном смысле слова приходится выживать: нестабильные общеэкономические условия, множество текущих сложностей, несовершенство законодательства и, зачастую, непреодолимые административные барьеры.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава I. Малый бизнес: стратегии развития ……………………….. 6
1.1Роль малого бизнеса в России и проблемы его развития ………….. 6
1.2 Анализ развития малого бизнеса в России …………………………… 22
1.3 Зарубежный опыт становления малого бизнеса ……………………. 24
Глава II. Разработка стратегии развития организации …………….. 27
2.1. Характеристика организации …………………………………………..
27
2.2. Анализ внутренней и внешней среды организации ………………….
29
2.2.1. Анализ отрасли и конкурентной среды ……………...
29
2.2.2. Анализ состояния организации ………………………
31
2.2.3. SWOT – анализ ………………………………………..
40
2.3. Миссия и цели организации …………………………………………. 41
2.4. Анализ стратегических альтернатив ………………………………….
44
2.4.1. Анализ стратегий конкуренции ………………………
44
2.3.2. Анализ стратегий развития организации …………….
46
2.5. Выбор стратегии ………………………………………………………...
50
Заключение …………………………………………………………………
53
Список используемой литературы ……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик СТРАТЕГИЯ.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.),  обслуживающей и реализующей этот интерес.

Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков,  вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время.

Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, «за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере». Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году - 532 тыс., а в 1988 году - 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн. деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе.

1.2  Анализ развития малого бизнеса в России

 

Российский малый бизнес – именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Дата его рождения - 18 июля 1991 года.

Сегодня становится все более ясным огромное значение сектора малых предприятий в России. Малое предпринимательство стало массовым явлением, обеспечивая решение как экономических, так и социальных проблем. Так оно способствует формированию конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, расширению ассортимента и повышению качества товаров, работ, услуг; структурной перестройке экономики, придавая ей гибкость, мобильность, маневренность; привлечению личных средств населения на развитие производства; созданию дополнительных рабочих мест, сокращению уровня безработицы. Для того чтобы малое предпринимательство действительно выполняло эти функции, необходимо провести анализ его состояния и выявить проблемы, препятствующие его развитию.

На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего, в его малых формах. За 1992 год было создано 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло, главным образом, за счет малых предприятий. В 1995 году 65% всех российских частных предприятий были малыми. Количество малых предприятий в России увеличилось за год на 10% - до 946 тыс.

В 2002 году количество  малых  предприятий  сократилось  с 896 900 в 2000 году до 841 700  в  2003 году (на 6,55 %).  Это произошло из-за слияния большого числа малых предприятий в более крупные, которые уже нельзя было отнести к категории малых.

Количество малых предприятий в России увеличилось за 2011 год на 10% - до 946 тыс. Доля малых предприятий в ВВП составляет 10-12%, в то время как в развитых странах эта цифра равна 50-60%.

На тысячу жителей России приходится около 7 малых предприятий, а в США и Европе - от 30 до 35. России только 19% занятого населения работает в сфере малого бизнеса, а в Европе - 70%.

«Однако, нельзя напрямую сравнивать западную и российскую статистики, так как в США малым считается предприятие с численностью 1 тыс. человек, а в РФ - компания, численность сотрудников которой не превосходит 100 человек» [6, стр. 16] .

13 июля 2009 года президиум правительства Российской Федерации одобрил уточненный экономический прогноз на 2010-2012 годы, разработанный Минэкономразвития. При составлении данного прогноза был выбран базовый сценарий развития событий.

В соответствии с Правилами разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 596, Минэкономразвития России доводит показатели прогноза на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 21 сентября 2011 г. (протокол № 32), для использования при разработке уточненного прогноза социально-экономического развития отраслей и сфер экономики в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов (срок представления в Минэкономразвития России до 1 ноября 2011 г.). Прогноз показателей инфляции и системы цен ссоставил соответственно 1,082; 1,072; 1,071; 1,068 [15]. Также отмечено, что существуют предпосылки для роста инвестиций в основной капитал, а, следовательно, темпы роста промышленности хоть и будут немного меньше, но, все же они будут положительными.

 

1.3  Зарубежный опыт становления малого бизнеса

 

После того как в работе мною были отмечены характеристики и особенности малого бизнеса в России, в связи с этим,  большой интерес будет представлять опыт зарубежных стран. Я хочу рассмотреть основные характеристики малого бизнеса на примере Южной Кореи.

Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в Южной Корее предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

Развитие малого бизнеса Южной Кореи идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Представители малого бизнеса – это средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.

История Южной Кореи наглядно доказывает, какую роль в экономическом развитии может сыграть малый бизнес. Ведь не секрет, что в 50-е годы Южная Корея считалась одной из самых отсталых стран не только Азии, но и мира. Причин этому много, главными из которых стала Корейская война, и разделение Кореи на две части: Северную и Южную. Весь промышленный и научно-технический потенциал остался в Северной Корее.

Основное пополнение бюджета Южной Кореи обеспечивало сельское хозяйства, поэтому неудивительно, что малый бизнес Южный Кореи сосредоточился в то время на аграрном секторе экономики. Появилось множество частных фермерских хозяйств. Они активно развивались, обеспечивая потребности не только внутреннего рынка, но и внешнего. Таким образом, жители страны изначально были очень склонны к созданию своего собственного малого бизнеса.

После 60-х годов в стране была провозглашена новая политика экономического развития. Она основывалась на тесном сотрудничестве с США, создании крупных компаний и корпораций – конгломератов, экспорте своей продукции на американский и мировой рынки. Таким образом, увеличивая обороты выпускаемой продукции, Южная Корея вошла в список развитых стран мира.

«Малый бизнес в Южной Корее – это предприятия с численностью штатных сотрудников до 20 человек. Однако власти страны в основном поддерживали крупный бизнес, всюду создавая мегакорпорации. Кредитование бизнеса Южной Кореи было ориентировано на крупные предприятия. Таким образом, малый бизнес не мог активно развиваться и подавлялся большими компаниями. Несмотря на это, был достигнут серьезный экономический рост» [10, стр. 62].

Именно развитие крупного бизнеса в итоге и привело к финансовому кризису. Крупный бизнес, как известно, требует серьезных денежных вливаний. Компании-конгломераты активно пользовались банковскими кредитами, наращивая темпов своего производства. Но в 1997 году, из-за накопившихся долгов крупных компаний, банки перестали давать займы, и большинство предприятий не смогли больше покрывать свои издержки. В результате финансового кризиса 1997-98 года, разразившегося не только в Южной Корее, но и в других странах Азии государство обратило свое внимание на малый бизнес.

После кризиса, государство поддержало часть малых и средних компаний, списав с них часть кредитных долгов. При активной поддержке южнокорейских властей создаются ассоциации, инвестиционные фонды, научно-технические центры, ориентированные на предприятия малого бизнеса. Банки в результате кризиса 98 года охотнее теперь кредитуют именно малый бизнес. Из аграрной, пищевой промышленности, малый бизнес был переориентирован на инновационное и наукоемкое производство. В результате государственной политике активней стали появляться и развиваться малые предприятия, что привело к уменьшению безработицы, пополнению бюджета страны, увеличению ВВП.

В настоящее время Южная Корея одна из самых развитых стран мира. Все мы знаем известные южнокорейские бренды: Samsung , LG , Sony и т.д. Однако и малому бизнесу в Южной Корее определена значительная роль. Малые предприятия покрывают потребности внутреннего рынка и также ориентированы на экспорт своей продукции в другие страны.             

Таким образом, уже сейчас ярко прослеживаются отличия в развитии малого бизнеса в России и зарубежных странах.  В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как в зарубежных странах уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Данный опыт в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.             


Глава II

 

Разработка стратегии развития организации

 

2.1. Характеристика организации ООО «Лагуна»

Фирма «Лагуна» является обществом с ограниченной ответственностью, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уставной капитал общества составляет 30 тыс. рублей, поделен между двумя учредителями в равных долях. Дочерних и зависимых предприятий не имеет. ООО «Лагуна» является юридическим лицом и пользуется всеми правами, вытекающими из своего правового статуса – осуществлять хозяйственную деятельность, заключать договоры и т.д.

Основной вид деятельности производство и реализация минеральной, питьевой, газированной воды и соков. Предприятие оснащено современным высокотехнологичным оборудованием, соответствующим всем европейским стандартам, что позволяет производить высококачественные минеральные и питьевые воды.

Таблица 1

Основные показатели фирмы ООО «Лагуна» за 2009-2011 гг.

Показатели

Ед. изм

2009

2010

2011

2011

2009

2010

абс

%

абс

%

Выручка

тыс. руб

900000

1002000

1100000

20000

122

98000

109

Себестоимость

тыс. руб

760000

852000

940000

180000

123

88000

110

Прибыль

тыс. руб

140000

150000

160000

20000

114

20000

107

Рентабельность

%

15

14,97

14,55

-0,45

970

-0,42

971

Среднее число рабочих

чел

12

13

13

 

 

 

 

Фонд оплаты труда

тыс. руб

97200

115700

122850

25650

126

7150

106

Производительность труда

тыс. руб/чел

75000

77076

84615

9615

112

7539

110

Стоимость ОПФ

 

7607000

7607000

7607000

 

 

 

 

Информация о работе Малый бизнес:стратегии развития