Материальное стимулирование труда в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе теоретических аспектов провести анализ материального стимулирования труда в организации.
Задачи:
- изучить теоретические основы материального стимулирования работников в организации;
- провести анализ системы мотивации и стимулирование труда работников ООО «Милкум»;
- предложить возможное направление работы по повышению стимулирования труда работников ООО «Милкум»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ 5
1.1 Понятие и сущность стимулирования труда 5
1.2 Система материального стимулирования 7
2 ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ 16
2.1 Характеристика организации ООО «Милкум» 16
2.2 Анализ эффективности использования персонала 20
2.3 Анализ системы управления и мотивации персонала ООО «Милкум» 24
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «МИЛКУМ» 37
3.1 Направления совершенствования организационной структуры системы управления персоналом 37
3.2 Мероприятия по созданию мотивационного пакета 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Вложенные файлы: 1 файл

_оценка материального стимулирования труда_аля_2010_ориг.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Готовность  и желание человека выполнять  свою работу являются одними их ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя включить и выключить. Рабовладельческая система ведения хозяйства и коммунистическая лагерная система наглядно доказали, что вопреки воле и желанию человека от него нельзя добиться многого. Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, придает ей в определенной степени уникальный характер. Однако, из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что,  побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, в отличии от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.

     Актуальность  темы данной работы заключается в  том, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

     Понятие стимулирования тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а,  следовательно, и методов мотивации.

     В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.

     Однако  очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избрать  преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и не однозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.

     Стимулирование  принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в  том, что стимулирование – это  одно из средств, с помощью которого может, осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводит к тому что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.

     Цель  исследования – на основе теоретических аспектов провести анализ материального стимулирования труда в организации.

     Задачи:

     - изучить теоретические основы  материального стимулирования работников в организации;

     - провести анализ системы мотивации  и стимулирование труда работников ООО «Милкум»;

     - предложить возможное направление  работы по повышению стимулирования  труда работников ООО «Милкум»;

     Объект  исследования – ООО «Милкум».

     Предмет исследования – оценка материального стимулирования труда. 
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

     1.1 Понятие и сущность  стимулирования труда

 

     Стимулирование  работников и сотрудников на предприятии  занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку  она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом.

     Стимулирование  труда есть способ управления поведением социальных систем различного иерархического уровня, является одним из методов мотивации трудового поведения объектов управления.

     Стимулами выступают любые блага (потребности  человека), получение которых предполагают трудовую деятельность, т.е. благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Другими словами, говоря о мотивах труда, мы ведем речь о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), а говоря о стимулах, об органах управления, обладающих набором благ, необходимых работнику и предоставляющих их ему при условии эффективной трудовой деятельности.

     Для эффективного стимулирования, рассматриваются  три ее функции: экономическая, социальная и психологическая. Которые наиболее полно охватывают прогрессивные социальные отношения, являясь воздействием на объект управления. Оно предполагает создание такой внешней ситуации, которая побуждает личность или коллектив к действиям, соответствующим стоящим целям. При этом личности сами выбирают именно эти действия, поскольку создают все необходимые и достаточные условия. Улучшение показателей труда влечет за собой повышение степени удовлетворения каких-либо потребностей объекта, а ухудшение показателей грозит снижением полноты их удовлетворения [10, с. 75].

     Прямого произвола со стороны субъекта управления здесь нет, так как объект управления может осуществлять самостоятельно выбор линии поведения. Любой выбор предполагает наличие альтернатив и их оценку на основе собственных предпочтений. Четко разработанный процесс стимулирования позволяет трудовым коллективам длительный период времени эффективно функционировать без вмешательства субъекта управления.

     Стимулирование  как способ управления предполагает необходимость учета интересов  личности, трудового коллектива, степени  их удовлетворения, так как именно потребности являются важнейшим фактором поведения социальных систем. Необходимо отметить, что набор потребностей различных индивидуумов, входящих в состав любой социальной системы, не одинаков [11, с. 64].

     Сама  по себе потребность не может побудить работника к каким-то определенным действиям. Только тогда, когда потребность встречается с предметом, способным ее удовлетворить, она может направлять и регулировать деятельность социальной системы, управлять ее поведением. Осознание потребностей вызывает интересы, желания, стремления, влечения.

     Выполнение  объектом управления в стимулирующих  ситуациях определенных расчетов свидетельствует  о том, что механизм стимулирования основан на прямом обмене (симметричном, эквивалентном и гарантированном). Симметричность проявляется тогда, когда при наличии договора на оплату не безвозмездного труда усилия одной из сторон предполагают компенсирующие действия другой. Эквивалентность означает наличие устраивающего обе стороны договорного соотношения между действием и вознаграждением (взыскание). Гарантированность требует от обеих сторон неукоснительного соблюдения обязанностей в отношении друг друга.

     В системе стимулирования труда ведущее  место занимает заработная плата. Она  является главным источником повышения  благосостояния трудящихся, поскольку  составляет три четверти их доходов.  Заработная плата рабочих и служащих организаций представляет собой их долю в фонде индивидуального потребления национального дохода в денежном выражении. Как основная форма необходимого продукта она pаспpеделяется в соответствии с количеством и качеством затраченного труда и его индивидуальными и коллективными результатами [9, с. 107].

1.2 Система материального  стимулирования

 

     Система материального стимулирования включает заработную плату, денежные премии, и  иногда в качестве инструмента материального стимулирования используется система участия работников в прибыли предприятия.

     Заработная  плата - вознаграждение работников за труд и его конечные результаты. Предприятие обязано выплачивать  работникам заработную плату не ниже установленного государством минимального уровня.

     Формы и системы заработной платы представляют собой способы установления зависимости  величины заработной платы от количества и качества затраченного труда с  помощью совокупности количественных и качественных показателей, отражающих результаты труда. Основное их назначение - обеспечение правильного соотношения между мерой труда и мерой его оплаты, а также повышение заинтересованности рабочих в эффективном труде [12, с. 79].

     Основными формами заработной платы являются повременная и сдельная формы оплаты.

     При повременной оплате мерой труда является отработанное время- а заработок начисляется в соответствии с тарифной ставкой работника или окладом за фактически отработанное время. Заработная плата подсчитывается по формуле:

                                                   ЗП =ТС· РВ                                             (1.1)

     где ЗП- заработная плата; 

     ТС- тарифная ставка присвоенного рабочему квалификационного разряда; 

     РВ - фактически отработанное время.

     При сдельной оплате мерой труда является выработанная рабочим продукция, и заработок зависит от количества и качества произведенной рабочим продукции, так как при данной системе заработная плата начисляется за каждую единицу продукции исходя из установленной сдельной расценки. Заработок рассчитывается по формуле:

                                       ЗЛ = СР· ВП,                                          (1.2)

     где ЗП - заработная плата рабочего; 

     СР - сдельная расценка за единицу продукции; 

     ВП -количество изготовленной продукции.

     Выбор сдельной и повременной форм оплаты труда зависит от ряда факторов: характера применяемого оборудования, особенностей технологического процесса, организации производства и труда, требования к качеству продукции, использованию  трудовых и материальных ресурсов.

     Эффективное применение повременной формы оплаты труда определяется следующими условиями [9, с. 63]:

     1) строго регламентированные, аппаратурные, автоматизированные производства, где рабочий не может влиять  на технологическое время;

     2) высокие требования к качеству продукции, которые непосредственно зависят от рабочих;

     3) на рабочем месте можно реально  увеличить выработку продукции,  а производству столько продукции  не требуется.

     Повременная форма оплаты может применяться  для оплаты труда таких вспомогательных рабочих, как дежурные слесаря, электромонтеры, кладовщики, учетчики, в связи с трудностями нормирования и количественного измерения их труда. Рабочие служб технического контроля также оплачиваются по повременной форме.

     Наличие следующих условий делает целесообразным применение сдельной формы оплаты труда [8, с. 106]:

     1) наличие реальных возможностей  увеличения выработки продукции  при сокращении затрат времени  на единицу продукции;

     2) возможность рабочих увеличивать  выпуск продукции при стабильной технологии и соответствующем качестве продукции;

     3) при потребности производства  в увеличении выпуска продукции  на данном участке.

     Повременная и сдельная формы заработной платы  на практике используются в виде различных  систем.

     Наибольшее  распространение в современных условиях получили простая повременная и повременно-премиальная системы заработной платы.

     Простая повременная система оплаты труда. В этом случае заработок рабочего определяется тарифной ставкой присвоенного ему разряда и количеством отработанного времени. Если для рабочего - повременщика установлен твердый месячный оклад, то ему надо отработать полное количество часов по графику выходов в месяц. Если рабочий отработал неполный месяц, то заработная плата начисляется исходя из среднечасового или среднедневного оклада и фактически отработанного времени. При данной системе рабочий получает тарифную заработную плату при 100%-ном выполнении индивидуального задания. При неполном выполнении задания оплата пропорционально уменьшается, но при этом она не может быть ниже установленной минимальной заработной платы [12, с. 83].

Информация о работе Материальное стимулирование труда в организации