Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:09, курсовая работа
Целью работы является исследование менеджмента в улучшении работы предприятия.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы и значение стратегического менеджмента.
2. Провести анализ и оценку управления ОАО «Витафарм».
Введение………………………………………………………………………...
3
1. Теоретические аспекты менеджмента в улучшении работы предприятия……………………………………………………………………
5
1.1 Сущность и функции стратегического управления……...………………...
5
1.2 Методика анализа стратегических позиций предприятия.………………..
7
2 Анализ и оценка управления ОАО «Витафарм»………………………..
10
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………
10
2.2 Анализ существующей системы менеджмента в ОАО «Витафарм»……..
23
3 Разработка стратегии повышения эффективности менеджмента в ОАО «Витафарм»……………………………………………………………….
30
Заключение…………………………………………………………………….
36
Список литературы…………………………………………………………….
38
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российский государственный социальный университет»
в г. Тольятти Самарской области
(Филиал РГСУ в г. Тольятти)
Кафедра: менеджмента, документоведения и административного права
Специальность: менеджмент организации
Форма обучения: заочная
Дисциплина: Стратегический менеджмент
Тема: «Менеджмент в улучшении работы»
Тольятти, 2013 г.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Теоретические аспекты |
5 |
1.1 Сущность и функции стратегического управления……...………………... |
5 |
1.2 Методика анализа стратегических позиций предприятия.……………….. |
7 |
2 Анализ и оценка управления ОАО «Витафарм»……………………….. |
10 |
2.1 Организационно-экономическая |
10 |
2.2 Анализ существующей системы
менеджмента в ОАО «Витафарм»…… |
23 |
3 Разработка стратегии повышения эффективности
менеджмента в ОАО «Витафарм»…………………………………………………… |
30 |
Заключение…………………………………………………… |
36 |
Список литературы…………………………………………………… |
38 |
Введение
Стратегический менеджмент можно рассматривать как динамический процесс взаимосвязанных задач по управлению, каждая из которых тоже представляет собой процесс. Суть стратегического менеджмента определяется выполнением следующих пяти задач: развитием стратегического видения и определением миссии организации; постановкой стратегических целей и задач для их достижения; планированием стратегии; реализацией стратегии; оценкой результатов, внесением изменений в стратегический план или методы его реализации.
Эти задачи логически вытекают одна из другой и в определенной степени отражают последовательность шагов в стратегическом менеджменте.
Хорошо обоснованное стратегическое видение — обязательное условие для обеспечения эффективного стратегического лидерства. Для эффективной разработки стратегии фирмы прежде всего необходима ясная концепция своего бизнеса — видение, которое является основой целеполагания. Менеджер должен ясно представлять себе характер деятельности своей фирмы на сегодняшний день и в будущем, а также продумать долгосрочную концепцию развития фирмы на 5 — 10 лет. Именно то, что видится менеджеру относительно места своей фирмы на рынке, а также долгосрочного курса ее развития, и является стратегическим видением в улучшении работы предприятия.
Актуальность темы данной работы определяет то, что с развитием рыночного механизма проблема конкурентоспособности в нашей стране резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов улучшения работы предприятий. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия-изготовителя, в том числе и предприятий аптечной торговли, становится нахождение путей улучшения работы предприятия и повышения конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимально возможной прибыли.
Целью работы является исследование менеджмента в улучшении работы предприятия.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы и значение стратегического менеджмента.
2. Провести анализ и оценку управления ОАО «Витафарм».
3. Разработать стратегии повышения эффективности менеджмента на предприятии.
Предметом исследования работы является стратегическое управление предприятием.
Объектом исследования выступает предприятие аптечной торговли ОАО «Витафарм».
В последние годы отмечен активный интерес к данной проблеме отечественных исследователей, что нашло свое отражение в трудах Г.Л. Азоева, А.Ю. Юданова, Н.К. Моисеевой, Г.Г. Абрамишвили, И.Д. Иванова, И.В. Стародубовской, Ю.П. Анискииа, И.А. Спиридонова, Ю.Б. Рубина и др.
Практическая значимость работы, заключается в том, что материалы можно использовать в аналогичных организациях.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Сущность и функции стратегического управления
Суть стратегического управления состоит в том, что на предприятии имеет место быть как отчетливое организованное комплексное стратегическое планирование, так и структура управления фирмой адекватная «формальному» стратегическому планированию, которая построена так, чтобы достичь выработку долгосрочной стратегии, для осуществления целей фирмы и создания управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов. Стратегический менеджмент связан с определением целей предприятия и с поддержанием определенных зависимостей с внешней и внутренней средой, которые позволяют ей достигать определенных задач, и соответствуют ее внутренним возможностям. Потенциал, который обеспечивает достижение целей организации в будущем, является одним из конечных продуктов стратегического менеджмента.
Другим конечным продуктом стратегического управления являются внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде. Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала. Таковы преимущества стратегического менеджмента.
Существуют также ограничения и недостатки в стратегическом управлении, которые указывают на то, что данный тип управления, как и все другие, не обладает универсальностью применения в любых ситуациях и для решения любых задач, а именно:
- по существу стратегический менеджмент не определяет подробного видения будущего.
- стратегический менеджмент - это не набор определенных процедур и схем.
- для того, чтобы на предприятии стал осуществляться процесс стратегического управления, необходимы возможности и затраты времени и ресурсов.
- резко обостряются отрицательные последствия ошибок стратегического предвидения.
- при реализации стратегического управления акцент делается на стратегическое планирование, не смотря на то, что главной составляющей стратегического менеджмента является реализация стратегического плана.
Таким образом, деятельность по стратегическому управлению обеспечивает длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях и направлена на определение стратегической позиции предприятия. К задачам стратегического менеджмента относятся: выявление необходимости и проведения стратегических изменений на предприятии; создание организационной архитектоники, способствующей стратегическим изменениям; подбор и обучение кадров, способных провести стратегические изменения в организации.
К функциям стратегического управления на предприятии относятся:
- Планирование стратегии. Предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование. До начала составления стратегических планов предприятия начинается прогнозирование. Оно строится на осуществлении анализа широкого круга микро и макро факторов-условий функционирования предприятия с целью определения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз способствует выработке обоснованного подхода к стратегии организации. В прогнозировании, как правило, используются три измерения:
- время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?),
- направление (каковы тенденции будущего?),
- величина (насколько существенны будут перемены?).
С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. Согласование стратегических целей организации с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета. Бюджетирование включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов;
- Организация выполнения стратегических планов. Предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию;
- Координация действий по реализации стратегических задач. Заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий, структурных подразделении на более высоких ступенях управления;
- Мотивация на достижение стратегических результатов. Определяется разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов;
- Контроль за процессом выполнения стратегии - состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия.
Таким, образом, стратегическое управление основано на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе.
1.2 Методика анализа стратегических позиций предприятия
Диагностический этап процесса разработки стратегии состоит из анализа факторов внешней и внутренней среды организации, которые могут оказать влияние на способность организации в достижении своих целей для улучшения работы предприятия.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого организация оценивает изменения, воздействующие на различные аспекты деятельности; определяет, какие изменения представляют угрозу для организации; какие изменения предоставляют возможности для развития организации. Другими словами, анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидения потенциальных угроз и открывающихся возможностей.
Процесс, при помощи которого осуществляется оценка функциональных областей организации для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон называется анализ внутренней среды. Таким образом, определяется, обладает ли организация внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявляются слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Сопоставив внутренние силы и слабые стороны с внешними угрозами и возможностями, организация может приступить к выбору соответствующей стратегической альтернативы[3, с. 61].
Выбор стратегии является центральным моментом процесса стратегического планирования и осуществляется, когда рассмотрены все возможные альтернативные варианты направления развития организации. Выбор должен в наибольшей степени соответствовать условиям внешней и внутренней среды, т. е. тем ограничениям, которые устанавливаются в результате ситуационного анализа организационной среды, а также выбранным целям деятельности организации. Эффективность выбора стратегии во многом зависит от правильной оценки каждой стратегической альтернативы. Должны быть определены в количественных и качественных показателях возможные результаты при реализации каждой из возможных стратегических альтернатив. При их сопоставлении следует определять достоинства и недостатки каждой из них, возможные общие последствия и вероятность их осуществления.
Обобщенно, цель данного этапа — это выбор определенной и однозначной стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации.