Менеджмент в улучшении работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование менеджмента в улучшении работы предприятия.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы и значение стратегического менеджмента.
2. Провести анализ и оценку управления ОАО «Витафарм».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
3
1. Теоретические аспекты менеджмента в улучшении работы предприятия……………………………………………………………………

5
1.1 Сущность и функции стратегического управления……...………………...
5
1.2 Методика анализа стратегических позиций предприятия.………………..
7
2 Анализ и оценка управления ОАО «Витафарм»………………………..
10
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………
10
2.2 Анализ существующей системы менеджмента в ОАО «Витафарм»……..
23
3 Разработка стратегии повышения эффективности менеджмента в ОАО «Витафарм»……………………………………………………………….

30
Заключение…………………………………………………………………….
36
Список литературы…………………………………………………………….
38

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент в улучшение.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

 

Далее проведем анализ макросреды ОАО «Витафарм». Он проводится при помощи матрицы SWOT. Для начала, необходимо определить, что же относится к факторам макросреды и какие из перечисленных факторов оказывают наибольшее влияние на деятельность и конкурентоспособность рассматриваемого предприятия.

К факторам макросреды относят:

- экономическое  состояние страны;

- политико-правовой  аспект;

- социальное  и культурное окружение;

- научно-техническое  и технологическое развитие общества.

Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы – темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов.

Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит предприятию  установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими положениями правовой системы.

Политико-правовая составляющая для данного предприятия заключена в законах и нормативных актах, регулирующих торговую деятельность в Самарской области,  ввоз товаров из-за рубежа, выезд специалистов для работы на предприятиях поставщиков.

Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности и т.п.

Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя заметить и начать применять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом.

Непосредственно на коммерческую деятельность  предприятия сильное влияние оказывает фактор социального развития.

Анализ отмеченных факторов получил название PEST-анализа. PEST — это аббревиатура четырех английских слов Р — Political-legal — политико-правовые, Е — Economic -экономические, S — Sociocultural — социокультурные Т — Technological forces — технологические факторы.

Выделяют следующие этапы проведения внешнего анализа:

1. Разрабатывается  перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.

2. Оценивается  значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного  предприятия путем присвоения  ему определенного веса от  единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, т.к. обеспечивается нормированием.

3. Дается оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-балльной шкале: «пять» — сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» — отсутствие воздействия, угрозы.

 Определяются  взвешенные оценки путем умножения  вес фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.

Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.

Проведем анализ внешних стратегических факторов ОАО «Витафарм» (табл. 3).

Таблица 3

Анализ внешних стратегических факторов

Внешние стратегические факторы

Вес

Оценка

Взве-

     

шенная

     

оценка

Возможности

     

Благоприятная демографическая

     

ситуация

0,05

4

0,20

Развитие розничной сети

0,10

2

0,20

Государственная поддержка малого

     

бизнеса

0,20

5

1,00

Экономическая стабилизация

0,15

1

0,15

Угрозы

     

Усиление государственного регули-

     

рования

0,15

4

0,60

Конкуренция на внутреннем рынке

0,10

4

0,40

Новые технологии

0,15

2

0,30

Снижение активности потребителей

0,10

2

0,20

Суммарная оценка

1,0

 

3,05


 

Итак, проведенный анализ внешних стратегических факторов ОАО «Витафарм» показал, что оценка 3,05 свидетельствует, о том, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне.

Привлекательность и прибыльность отрасли зависят от ее структуры, которая, по М. Портеру, определяется пятью силами или факторами конкуренции.

  1. Соперничество среди конкурирующих предприятий.

2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены.

3. Угроза появления новых конкурентов.

4.Экономические  возможности и торговые способности поставщиков.

5. Экономические  возможности и торговые способности  покупателей.

Из пяти факторов конкуренции в фармацевтической отрасли доминирует, один фактор – соперничество среди конкурирующих предприятий, который и явился решающим при разработке конкурентной стратегии предприятия.

Стратегия конкуренции представляет собой совокупность наступательных и оборонительных действий, связанных с достижением рыночного успеха, приобретением конкурентного превосходства, над соперниками, а также защитой своей конкурентной позиции.

Взаимодействие соперничающих предприятий в фармацевтической отрасли имеет следующие черты:

- конкурентная борьба осуществляется с более или менее постоянным упорством за лучшую рыночную позицию. При этом соперники формулируют и постоянно пересматривают свои стратегии;

- стратегии конкурирующих предприятий отличаются большим разнообразием;

- действия предприятий-соперников приводят к созданию новых условий спроса-предложения товаров.

Усиление конкуренции предприятий-соперников приводит к снижению прибыльности отрасли, так как увеличивает затраты на рекламу, совершенствование продукции и др.

Итогом отраслевого анализа является определение и последующий прогноз «ключевых» факторов успеха отрасли.

Ключевые факторы успеха — это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.

В основе ключевых факторов успеха могут лежать разные сферы деятельности предприятия: НИОКР; маркетинг; производство; финансы и т.п.

Ключевыми факторами успеха в фармацевтической отрасли являются: финансовые ресурсы, исследовательская база, инновации, сбытовая сеть.

Аптечной сети ОАО «Витафарм» необходимо разрабатывать мероприятия по овладению наиболее важными перечисленными выше факторами успеха в конкуренции.

Далее проведем анализ потребителей и конкурентов.

Из потенциальных конкурентов ОАО «Витафарм» можно выделить следующих: Имплозия, Вита, Аптека № 245. Указанные предприятия работают на рынке уже достаточно длительное время, занимая прочную рыночную позицию. Их основными характеристиками могут служить: широкая известность, большой опыт работы, наличие постоянных клиентов и развитой сбытовой сети. Составим сравнительную таблицу товарооборота основных конкурентов ОАО «Витафарм» в г. Тольятти (табл. 4).

Таблица 4

Структура товарооборота основных конкурентов ОАО «Витафарм»

п/п

 

            Тоб.

Товарооборот

2010 год

2011 год

2012 год

 

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

Имплозия

516213

23,29

617986

26,05

620189

24,96

Вита

415999

18,77

417742

17,61

419617

16,89

Аптека № 245

616045

27,80

618103

26,05

719876

28,97

Витафарм

667669

30,13

718186

30,28

724662

29,17

Итого

2215926

100,00

2372017

100,00

2484344

100,00


 

По результатам исследования структуры товарооборота конкурирующих фирм по г. Тольятти можно сказать, что в 2010 году лидирующие позиции занимает «Витафарм» и «Аптека № 245». В 2011 году ситуация изменилась и лидерами стали «Витафарм», «Аптека № 245» и «Имплозия». В 2012 году ситуация снова изменилась и лидерами стали вновь «Витафарм» и «Аптека № 245», аптечная сеть «Вита» довольно сильно снизило свои позиции. Исходя из этого, можно сказать, что на протяжении рассмотренного периода бессменным лидером является ОАО «Витафарм». Хотя предприятия «Аптека № 245» и «Имплозия» не сильно от него отстают, но, тем не менее, не представляют большой угрозы, хотя в будущем могут составить хорошую конкуренцию.

Так как данное предприятие занимается продажей различных видов продукции, рассмотрим средние цены на продукцию предприятий, занимающихся продажей лекарственных средств.

Таблица 5

Средние цены предприятий, занимающихся продажей лекарственных средств

 

Предприятия

Название предприятия

«Витафарм»

«Имплозия»

«Аптека № 245»

«Вита»

Средняя цена лекарственного средства

274,50

412,00

550,00

486,50


 

Рассмотрев средние цены на лекарственные средства в г. Тольятти, можно сделать вывод, что наиболее низкие и доступные цены обеспечивает предприятие ОАО «Витафарм». Следует отметить, что анализируемое предприятие предлагает продукцию высокого качества, ничем не уступающую конкурентам.

Средняя цена на товар предприятия ОАО «Витафарм» составляет 274,50 руб., «Имплозия» - 412,00 руб. За ним следует предприятие «Вита», средняя цена лекарственного средства которого составляет 486,50 руб. И последним является «Аптека № 245», поскольку ее средняя цена составляет 550,00 руб. Разница между средними ценами ОАО «Витафарм» и другими предприятиями составляет от 137,50 до 275,50 руб.

Проведенный анализ сложившейся ситуации показал, что ОАО «Витафарм» занимает достаточно хорошие позиции на рынке.

Несмотря на то, что на ОАО «Витафарм» конкуренты оказывают сильное давление и пытаются активно занять существующие каналы распространения товара, предлагая более выгодные условия работы своим клиентам и проводя расширенные рекламные кампании, продукция, продаваемая данным предприятием, остается широко востребованной.

Информация о работе Менеджмент в улучшении работы