Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:09, курсовая работа
Целью работы является исследование менеджмента в улучшении работы предприятия.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы и значение стратегического менеджмента.
2. Провести анализ и оценку управления ОАО «Витафарм».
Введение………………………………………………………………………...
3
1. Теоретические аспекты менеджмента в улучшении работы предприятия……………………………………………………………………
5
1.1 Сущность и функции стратегического управления……...………………...
5
1.2 Методика анализа стратегических позиций предприятия.………………..
7
2 Анализ и оценка управления ОАО «Витафарм»………………………..
10
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………
10
2.2 Анализ существующей системы менеджмента в ОАО «Витафарм»……..
23
3 Разработка стратегии повышения эффективности менеджмента в ОАО «Витафарм»……………………………………………………………….
30
Заключение…………………………………………………………………….
36
Список литературы…………………………………………………………….
38
Оценка результатов деятельности, анализ изменений, корректировка стратегии становятся естественными и необходимыми составляющими процесса стратегического управления. Данный процесс используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегического плана и/или методов его реализации. Для того чтобы быть эффективной, должна проводиться оценка, системно и непрерывно и охватывать все организационные уровни.
В процессе оценки результатов деятельности как одной из задач стратегического менеджмента можно выделить три четко различимых этапа: определение системы показателей результативности, по которым проводится оценка стратегии, измерение достигнутого и сравнение с желаемым; принятие необходимых корректирующих действий. Первый этап непосредственно связан со стратегическими целями и задачами организации, которые являются по сути количественными и качественными критериями, используемыми в процессе оценки. Последний этап — корректирующие действия — является одновременно концом и началом цикла стратегического менеджмента как непрерывного процесса управления. Корректировки обычно затрагивают частности, но иногда возникает необходимость пересмотра основной стратегии под влиянием значительных внешних перемен или резкого ухудшения финансового состояния фирмы. Обобщая вышесказанное, задача рассматриваемого процесса оценки — находить пути для улучшения существующей стратегии и следить за тем, как она выполняется. Непосредственные же обязанности менеджеров, в рамках этапов оценки, — своевременно определять, когда необходимо вносить соответствующие изменения в стратегию и способы ее реализации.
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МЕНДЖМЕНТА ОАО «ВИТАФАРМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «Витафарм» было образовано в 1994 году. Открытое акционерное общество «Витафарм», создано в соответствие с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах».
Общество является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации (РФ); имеет обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, имеет круглую печать со своим наименованием (эмблемой) и вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, товарный знак, и другие средства индивидуализации.
ОАО «Витафарм» зарегистрировано по адресу: 445043, Российская Федерация, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, 20.
Практическая значимость организация создана для удовлетворения потребности общества в поддержании и улучшении здоровья посредством качественного снабжения широких кругов населения доступными товарами. Основной целью ОАО «Витафарм» является наиболее полное и качественное оказание лекарственной помощи населению и продвижение идеологии активного здорового образа жизни.
ОАО «Витафарм» имеет линейно-функциональную структуру, которая характеризуется как горизонтальными, так и вертикальными связями (рис 1).
Организационная структура ОАО «Витафарм»
Зам.ген. директора По финансам и экономике |
Зам. ген. директора по коммерческим вопросам |
Контрольно-аналитическая лаборатория |
Справочно-информационныйцентр |
Бухгалтерия |
Плановый отдел |
Ревизионный отдел |
Отдел маркетинга |
Юридический отдел |
Отдел сбыта |
Аптечная сеть |
Аптеки-38 |
Аптечные Пункты-16 |
Салон Оптики-1 |
Отделы Оптики-4 |
Совет директоров |
Генеральный |
Ревизионная комиссия |
Главным управленцем ОАО «Витафарм» является генеральный директор. Генеральному директору подчиняется все линейные и функциональные руководители.
Начальник планового отдела осуществляет работу по экономическому планированию на предприятии, а также проводит своевременную разработку мер по эффективному использованию капиталовложений, материальных и финансовых ресурсов, повышение рентабельности производства.
Начальник отдела кадров занимается обеспечением предприятия кадрами, требуемых профессий и специальностей. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов, принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения и перевода, участвует в организации повышения квалификации специалистов и подготовке их к работе на руководящих должностях. Изучает, обобщает итоги работы с кадрами, анализирует причины текучести, прогулов и других нарушений трудовой дисциплины.
Учет поступающих финансовых средств, ТМЦ и основных ресурсов, своевременное и правильное отражение по счетам бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнение расходов, выполнение результатов финансово- хозяйственной деятельности выполняет главный бухгалтер. Так же он осуществляет расчет по заработной плате с работниками ОАО «Витафарм», платежи в бюджетные и внебюджетные фонды, погашение своевременной задолженности банкам по ссудам и осуществляет контроль за оформлением бухгалтерских документов.
Информационно-аналитический отдел ОАО «Витафарм» выполняет задачи по поддержке специалистов в сфере лекарственного обеспечения с целью внедрения новых препаратов на рынок, а также по обеспечению нормативно-правовой документацией (справочники, тематические сборники).
Справочно-аналитический центр ОАО «Витафарм» - это служба по предоставлению оперативных информационных услуг по следующим направлениям: наличие, пункт отпуска и стоимость необходимого лекарственного препарата; география и режим работы аптек; квалифицированные консультации по аналогам и вопросам ответственного самолечения.
Служба контроля качества ОАО «Витафарм» — развитая структура по обеспечению поэтапной проверки всей поступающей на склад продукции.
Строгий входной контроль в собственной контрольно-аналитической лаборатории, которая располагает современным технологическим оборудованием, измерительными приборами и аппаратами, позволяющими проверять качество лекарственных препаратов на высоком профессиональном уровне. Все средства измерений калиброваны и проверены, согласно действующей нормативной документации на данный вид приборов. Порядок проведения анализов соответствующе документирован и систематизирован. В лаборатории трудятся опытные и высококвалифицированные специалисты - провизоры-аналитики, владеющие всеми методами фармацевтического анализа. Ежедневный надзор за соблюдением технологических и санитарных норм, за состоянием метрологического обеспечения в аптеках и на складе ОАО «Витафарм», за организацией фармпорядка и хранения товаров в строгом соответствии с требованиями, установленными нормативными документами Министерства Здравоохранения РФ и Департамента здравоохранения Самарской области.
Особенности системы управления предприятием на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива.
На основании данных проведем анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Витафарм» в динамике за 2011-2012 гг. (табл. 1)
Таблица 1
Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Витафарм»
в динамике за 2011-2012 гг., тыс. руб.
№ п/п |
Показатели |
2011г. |
2012г. |
Темп роста, % |
Прирост |
1 |
Общий товарооборот, в т.ч. |
718 186 |
724 662 |
100,9 |
+6 476 |
2 |
Платные услуги |
4 705 |
12 476 |
265,16 |
+7 771 |
3 |
Всего реализовано и оказано услуг: |
722 891 |
737 138 |
101,97 |
+14 247 |
4 |
Валовый доход |
149 598 |
96 757 |
-35,32 |
-52 841 |
5 |
Издержки обращения |
128 687 |
87 652 |
-31,88 |
-41 035 |
6 |
% к товарообороту |
17,8 |
11,89 |
||
7 |
Прочие доходы |
12 356 |
7 274 |
-41,12 |
-5 082 |
8 |
Прочие расходы |
22 980 |
15 465 |
-32,70 |
-7 515 |
9 |
Балансовая прибыль |
10 287 |
914 |
-91,11 |
-9 373 |
10 |
% к товарообороту |
1,42 |
0,12 |
||
11 |
Налог на прибыль |
83 |
138 |
66,26 |
+55 |
12 |
ЕНВД |
1 574 |
0 |
-100,0 |
-1 574 |
13 |
Чистая прибыль |
8 694 |
875 |
-89,93 |
-7 819 |
14 |
Рентабельность, % |
1,2 |
0,12 |
-90,0 |
-1,08 |
ОАО «Витафарм» осуществляет розничную и оптовую реализацию лекарственных средств, изготовление и реализацию лекарственных средств населению и ЛПУ, изготовление и ремонт очковой оптики, оказание платных офтальмологических услуг. Розничная торговля в 2012 году продолжала терять свою долю в обороте и составила по итогам года 14,66% в выручке Общества. В отчетном году Общество уделяло большое внимание, развитию оптовой составляющей, доведя ее долю в реализации до 85,34%.
За 2012 год аптечной сетью ОАО «Витафарм» реализовано медикаментов и медицинских товаров населению и ЛПУ, оказано услуг на 737 138 тыс. рублей, рост реализации к 2011 году составил 2 %, или 14 247 тыс. рублей. В том числе объем реализации очковой оптики и услуг салона «Оптика» составил 39,23 млн.рублей, рост 16% к 2011 году, в том числе платные услуги составили 5 253 тыс. руб. Очковой оптики реализовано 17 578 единиц, при этом объем услуг по изготовлению составил 3 428 тыс. руб. Объем услуг салона «Оптика» по мелкому ремонту очковой оптики составил 249 тыс. рублей, отремонтировано 5 824 единица. Объем услуг по подбору средств коррекции зрения составил 1 577 тыс. руб.
Валовый доход получен в сумме 96 757 тыс. рублей, его снижение составило 35,32 % к уровню 2011 года. Уровень реализованных наложений уменьшился с 20,69 % до 13,12 %.
Издержки обращения составили 87 652 тыс. руб., при этом издержкоемкость снизилась с 17,8 % до 11,89 % в результате проведения масштабной политики сокращения затрат.
ОАО «Витафарм»
занимает значительную часть
розничного рынка
Предприятие работает со 150 поставщиками продукции. Аптечную сеть ОАО «Витафарм» связывают долгосрочные партнерские отношения с надежными российскими фармацевтическими дистрибьюторами, входящими в пятерку крупнейших в России: Центр Внедрения «Протек», «СИА-интернейшнл», «Шрея», «Катрен». Поставщики аптечной сети — члены Ассоциации по борьбе с фальсифицированными лекарствами, что предполагает их особое отношение к контролю качества реализуемой продукции.
Таблица 2
Структура аптечной сети ОАО «Витафарм» на 31.12.2012 года
Торговые точки |
г. Тольятти |
г. Жигулевск |
Ставропольский р-н |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Аптеки |
2 |
2 |
4 |
8 |
Магазины- оптики |
1 |
- |
- |
1 |
Мелкорозничная сеть – всего: |
8 |
2 |
8 |
18 |
- аптечные пункты |
5 |
- |
8 |
13 |
- отделы оптики |
3 |
2 |
- |
5 |
Всего: |
11 |
4 |
12 |
27 |