Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:51, дипломная работа
Каждая организация состоит из людей. Каждый человек является субъектом, то есть имеет интересы и возможности. Возможности работника - это его профессиональные знания, умения и навыки. Последние две составляющие часто называются профессиональным опытом. Здесь мы не будем разделять профессиональные знания и опыт от личностных и физиологических характеристик (например, коммуникабельность, скорость реакции и т.п.), которые тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга, и будем их называть просто профессиональными, имея в виду, что все они существенны для осуществления профессиональной деятельности.
Мотив как цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. С.Л. Рубинштейн так же указывает на то, что "мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. При этом создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью. Целью является выполнение общественной деятельности, а мотивом удовлетворение личных потребностей. Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направлена, и мотивов из которых она исходит" [7, стр52]. Т.е., психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Понятие цели - это, по своей сути, опережение реальных событий действительности. Цель - не просто предполагаемый результат деятельности, а желаемый ее результат, то, к чему человек стремится, осуществляя деятельность. Осознавая цель, человек осознает образ желаемого будущего, а потому стремится к ее достижению и подчиняет ей свои действия. От цели, целеполагания и целеустремленности зависит, как человек осуществляет деятельность, какую позицию занимает, как выбирает соответствующие решения и способы поведения.
Мотив как устойчивые свойства личности. Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.
А.Н. Леонтьев [14] в своей теории деятельности пишет, о том, как мотивы превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. С.Л. Рубинштейн также считал, что закрепившиеся мотивы становятся свойствами личности. Авторы отмечают, что устойчивые характеристики личности обуславливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы, что личностные диспозиции (предпочтения, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) принимают участие в формировании конкретного мотива, т.е. свойства личности включены в основание действий и поступков личности.
Е.П.Ильин, в результате анализа существующих теорий, рассмотрел вопрос о том, что же все-таки можно назвать мотивом – вопрос о границах и структуре мотива. В потребностный блок входят следующие компоненты: биологические и социальные потребности (примером разделения может послужить иерархия потребностей по А. Маслоу или квазипотребности по К.Левину), сюда также включено долженствование. Блок "внутреннего фильтра" – нравственный контроль, оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей, предпочтения. В целевой блок – образ предмета, могущего удовлетворить потребность, опредмеченное действие, потребностная цель, представление процесса удовлетворения потребности.
Из изложенного выше следует, что границами мотива являются, с одной стороны потребность, а с другой – намерение что-то сделать, включая и побуждение к этому. В структуру мотива не входят стимулы, и в то же время он сам не залезает в структуру исполнительного действия. Структура же каждого конкретного мотива (т.е. основания действия) строится из сочетания тех компонентов, которые обусловили принятое человеком решение. Главную роль в структуре мотива, в особенностях его формирования содержит блок "внутреннего фильтра".
Очевидно, что на принятие решения в первую очередь влияют личностные качества субъекта, - интересы склонности, уровень притязаний, убеждения, идеалы, ценности, установки, отношения, то, как он оценивает свои возможности и условия достижения цели. Все эти психологические качества были образованы в процессе деятельности субъекта, в результате взаимодействия с окружающей средой.
Как уже говорилось выше, А.Н.Леонтьев считает, что основным вопросом формирования личности становится вопрос о том, как мотивы превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность [14]. Однако чаще всего свойствами личности становятся закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов поведения и деятельности [7].
Таким образом, принятие в качестве мотива потребности дает возможность получить ответ, почему осуществляется активность, а принятие за мотив цели позволяет дать ответ для чего (ради чего) проявляется эта активность, а принятие за мотив устойчивых свойств личности дает ответ, почему выбраны именно эта цель, этот способ ее достижения. Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели, устойчивые свойства личности (ценности) - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.
Совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми понимается как направленность личности.
Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также склонности, интересы, задачи, желания и намерения. Под склонностями понимают не любую, а вполне определенную, внутренне мотивированную предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности[7, стр16]. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может, вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание. Любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель. Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-
Итак, кроме мотивов, целей склонностей, интересы, задачи, желания и намерения также входят в систему мотивационных факторов, участвующих в мотивации поведения.
Понятием, включающим в себя все эти конструкты, является понятие "мотивационной сферы" человека. В отечественной психологии наиболее объективную область исследования мотивации к настоящему времени сформировала теория деятельности происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н.Леонтьевым и продолженная в работах его учеников и последователей.
Согласно концепции А.Н.Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. Как уже говорилось выше, в самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними, и, следовательно, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существует отношение изоморфизма, т.е. взаимного соответствия. Мотивационная сфера понимается М.И. Бажович как стержень личности, к которому стягиваются и такие ее свойства как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания и другие социально-психологические характеристики.
С точки зрения развитости мотивационную сферу характеризуют по широте, гибкости, иерархизированности. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Здесь не следует напрямую связывать развитие мотивационной сферы человека с количеством имеющихся у него разнообразных потребностей, склонностей, интересов. Конечно, плохо, когда сфера интересов человека слишком заужена и ограничена только одним-двумя видами развлечений, аспектами профессиональной деятельности и т.п. Но вряд ли можно приветствовать и другую крайность, когда человек проявляет интерес (весьма поверхностный) ко всему, серьезно ничем не занимаясь. Мотивационная сфера личности является латентным образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования проявляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга.
Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.
Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Иерархизированность мотивационной сферы – это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с чем, одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие - подчиненное, второстепенное; одни используются чаще, другие реже.
В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельности, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам.
Таким образом, под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, установок, поведенческих паттернов, интересов.
1.3 Компоненты мотивационной сферы личности
Ранее уже отмечалось, что мотивами для деятельности личности выступают органические, материальные, социальные и духовные потребности. В современном мире активная деятельность человека протекает в социуме, где он в основном и находит им удовлетворение. И зачастую материальные и духовные потребности удовлетворяются через социальные сферы. Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в его личностные свойства. Чаще всего свойствами личности становятся закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов поведения и деятельности. Эти способы формирования мотивов Е.П.Ильин разделяет по типу как человек строит основание своего мотива: опирается ли на свои собственные возможности или же на обстоятельства случай, на экстернальные и интернальные [7, стр.176]. Первые характеризуются податливостью человека к воздействиям извне, вторые – противодействием этим воздействиям и формированием мотива исходя из собственных побуждений. Речь идет о локусе контроля. Понятие локуса контроля появилось в середине 50-х гг ХХв в теории социального научения Роттера. Предметом локуса контроля является поведение. Но нам он интересен тем, что в нем присутствует мотивационная компонента, которая представляет собой некоторое генерализованное ожидание, а, следовательно, подразумевает некоторые мотивационные особенности. Локус контроля может быть представлен двумя формами: 1) интернальностью - ожидание результативности собственных действий и 2) экстернальностью - ожидание результативности действий окружающего мира; т.е. решается вопрос кто ответственен? Если в генерализованном опыте обобщены по преимуществу успешные случаи, то это не значит, что индивид обязательно приписывает результаты себе. И, наоборот, при генерализации неуспехов виновными не всегда признаются другие.
Экспериментальные работы [13] установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернально-интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляются, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальным локусом контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное. Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с психическими заболеваниями. Экстерналы верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями [27].
Е.П.Ильин выделяет мотивационные свойства личности, связанные с особенностями принятия решения, работой "внутреннего фильтра": своенравность, эгоистичность, нерешительность, безрассудность, безответственность, импульсивность, корыстолюбие, самоуверенность, своеволие, благоразумие, самостоятельность, рисковость и т.п. Также он выявляет и такие устойчивые свойства личности, как общая и творческая активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса, социальная полезность и жизнеобеспечение.
Между мотивацией и свойствами личности существует обоюдосторонняя связь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. Однако П.М.Якобсон отмечает, что далеко не все то, что характеризует личность, сказывается на ее мотивационной сфере (и наоборот, не всякие особенности мотивации превращаются свойства личности). Олпорт говорит об этом же, "будет неточным, если сказать, что все мотивы являются чертами; некоторые из черт имеют мотивационное значение, а другие более инструментальное значение"[7, стр.178].
К первым можно отнести такие особенности личности, как уровень притязаний (самооценка), мотивационная установка (мотив достижения успеха и избегания неудач, локус контроля), мотив аффиляции или мотив отвергания (склонность к общению с другими людьми, к сотрудничеству с ними, или, наоборот, боязнь быть не принятым, отвергнутым) и другие.
Понятие "мотивационной установки" первоначально было введено в психологии немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора – готовности действовать некоторым образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и некоторые иллюзии восприятия, а также для описания возникающего при постановки задачи неосознаваемого состояния готовности, обуславливающего направленность различных психических процессов.