Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 14:20, курсовая работа
Основой эффективного управления предприятием является всесторонняя оценка бизнеса. Основной анализ бизнеса начинается с исследования его современного состояния, т. е. того состояния, в котором он дошел до исследователя, будучи подвергнутым, влиянию всех тех решений, действий и результатов, происшедших в прошлом. При этом необходимо видеть сам скелет, суть, т.е. экономическую структуру сложившегося бизнеса.
В современных условиях степень самостоятельности и ответственности организаций значительно возрастает.
Введение 3
1 Теоретические основы разработки стратегии поведения организации в конкурентной среде 5
1.1 Виды стратегий поведения организации 5
1.2 Механизм выбора стратегий поведения предприятия 9
2 Анализ механизма разработки и обоснования стратегии COOO «Димсания» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.2 Механизма разработки и обоснования конкурентной стратегии COOO «Димсания» 19
3 Основные направления по совершенствованию стратегии развития COOO «Димсания» 29
Заключение 38
Список использованных источников 40
- одновременно с выручкой
- численность работников также увеличивается (на 8 человек к 2012 г.), как положительный момент следует отметить то, что большая часть персонала предприятия представлена работниками, а не руководством.
В целом вышерассмотренные основные экономические показатели деятельности предприятия COOO «Димсания» свидетельствуют о развитии предприятия и перспективах его дальнейшего развития.
2.2 Механизма разработки
и обоснования конкурентной
Произведем оценку силы конкуренции в отрасли и безопасность монополизации рынка для текущей конкурентной обстановки.
Конкуренты предприятия COOO «Димсания»:
- ООО «Сантехлит»;
- ПКФ «Двина»;
На рассматриваемом рынке в настоящее время малое количество конкурирующих фирм с примерно одинаковой долей рынка (таблица 2).
Таблица 2 - Доли рынка производителей упаковки
Предприятие |
Доля рынка, % |
ПКФ «Двина» |
28 |
ООО «Сантехлит» |
38 |
COOO «Димсания» |
34 |
Критерием оценка интенсивности-силы конкуренции следует принять индекс Херфиндала-Хершмана Ih:
Ih=∑Д2i
где Дi – доля на рынке i-й фирмы (доли единицы).
В нашем случае количество конкурирующих фирм равно четырем (n=1, i=1, 2, 3), их доли на рынке не одинаковы, т.е.
Д1=0,28(28%), Д2=0,38, Д3=0,34
Рассчитываем индекс Херфиндала-Хершмана:
4
Ih=∑Д2i = Д2i+ Д2i+ Д2i =(0,28)2+(0,38)2+(0,34)2=0,34
i=1
По данным расчетов можно сделать вывод о низкой силе конкуренции в отрасли и на рынке, т.к. значение индекса Ih = 0,34 больше порогового значения Ih = 0,18, соответствующего средней силе рыночной конкуренции.
При этом наблюдается высокая конкурентная концентрация рынка, т.к. число конкурентов невелико, каждая фирма хорошо знакома с конкурентами и их возможными рыночными маневрами, способна измерить и спрогнозировать эластичность реакции каждой фирмы и действия конкурентов.
Слияние фирм недопустимо, т.к. существенно снизит безопасность монополизации.
Анализ прямого воздействия внешней среды характеризует отрасль (рынок), на котором позиционируется объект исследования и осуществляется посредством анализа конкурентов, потребителей, поставщиков, профсоюзов, имеющих прямые деловые контакты с изучаемым предприятием. Для анализа внешней среды ближнего окружения используем модель пяти сил Портера, которая включает следующие факторы [24, с. 160]:
1. Производители аналогичной
2. Сила влияния поставщика.
3. Конкурентная сила покупателей продукта.
4. Сила потенциальных
5. Сила производителей товаров-
Для обобщения результатов анализа составим таблицу 3.
Таблица 3 - Характеристика COOO «Димсания» и его конкурентов
Показатели |
Димсания |
Сантехлит |
ПКФ «Двина» |
Ассортимент товаров |
3 |
2 |
2 |
Качество |
3 |
2 |
2 |
Цена |
3 |
2 |
2 |
Объем реализации |
2 |
3 |
1 |
Менеджмент предприятия |
2 |
2 |
1 |
Производственные мощности |
8 |
5 |
5 |
- по гибкости |
2 |
2 |
2 |
- потенциал |
3 |
2 |
1 |
- уровень износа |
3 |
1 |
2 |
Устойчивость финансовых отношений |
2 |
2 |
2 |
Клиентура |
2 |
2 |
2 |
Сырьевая база |
2 |
2 |
2 |
Организация сбыта |
2 |
2 |
2 |
Организация стимулирования продаж |
1 |
1 |
1 |
Итого: |
30 |
30 |
27 |
где: 3 - хороший показатель; 2 - средний показатель; 1 - удовлетворительный
Главный конкурент COOO «Димсания» - ООО «Сантехлит» реализует продукцию не такого широкого ассортимента как исследуемое предприятие и не оказывает услуг по доставке и установке сантехнических изделий, но за счет более долгого осуществления деятельности в этой сфере занимает достаточно большую долю рынка.
Цены на продукцию и услуги конкурентов незначительно отличаются от цен исследуемого предприятия, не все из них оказывают услуги и реализуют продукцию такого широкого ассортимента как COOO «Димсания», но у многих из них хорошо развитая сбытовая сеть, свои розничные отделы и магазины, постоянная клиентура.
COOO «Димсания» выгодно отличается от предприятий-конкурентов тем, что с 2006 г. плодотворно сотрудничает со строительными организациями, осуществляя поставку сантехники в строящиеся дома в г. Минск, что дает предприятию постоянный уровень сбыта, хотя и некоторую задержку при оплате реализуемой продукции, а также невысокий уровень наценки при реализации больших партий товара.
Для обобщения результатов анализа внешней среды ближнего окружения составим таблицу П.1 (Приложение 1).
Потребители – население, организации и фирмы: физические лица (индивидуально); организации-покупатели – ООО «Надежда», ЗАО «ФАРМ», ООО «Гулливер», ООО «Стройдом». В целом прямое воздействие внешней среды оказывает благоприятное влияние на деятельность COOO «Димсания». Основными поставщиками продукции для COOO «Димсания» являются ТД «Тим», «Артстолица», ОАО «Полимеринвест», ООО «Рустек». Потребители – население, организации и фирмы.
В целом влияние прямого воздействия внешней среды попадает в область значений (15;45), т.е. оказывает благоприятное влияние.
Проведем расчет конкурентоспособности предприятия. В таблице 4 приведены данные для расчета конкурентоспособности COOO «Димсания».
Расчет конкурентоспособности предприятия проведем с помощью следующей формулы:
Получим Корг = 0,09*1,0*0,92+0,15*0,7*1,05+0,
Таблица 4 - Данные для расчета конкурентоспособности предприятия COOO «Димсания»
Факторные показатели |
Продукция предприятия | ||
Строительные материалы |
Строительные конструкции |
Товары народного потребления | |
1. Рынок, на котором представлен товар |
Страны Евросоюза |
Остальные страны |
Внутренний рынок |
2. Показатели значимости рынка, b |
1 |
0,7 |
0,5 |
3. Уровень конкурентоспособности товара на данном рынке, К |
0,92 |
1,05 |
0,98 |
4. Объем продаж товара на данном рынке (млн.руб.), V |
890 |
1488 |
7450 |
5. Удельный вес товара в объеме продаж, а |
0,09 |
0,15 |
0,76 |
Коффициент К орг (страны Евросоюза) |
0,083 |
||
Коффициент К орг (остальные страны ) |
0,111 |
||
Коффициент К орг (внутренний рынок) |
0,371 | ||
Коффициент К орг |
0,566 |
Таким образом, в структуре товарной массы организации 15% объема продаж конкурентоспособны на рынках развивающихся стран СНГ (кроме промышленно развитых стран) и 76% на внутреннем рынке. Перспективным является рынок Европейских стран. В первую очередь для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо повышать объем продаж строительных материалов с целью повышения уровня конкурентоспособности предприятия.
Проведем оценку конкурентоспособности строительных материалов.
Экспертная оценка факторов конкурентоспособности строительных материалов средств представлена ниже.
где КТ – конкурентоспособность продукции;
n – количество экспертов;
Бij – экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора
конкурентоспособности
аj – весомость (степень приоритета) j-го фактора;
5 – максимальная оценка фактора.
1. Определяем факторы
2. Формируем группу экспертов с учетом производственных и рыночных факторов.
В состав экспертов входят: руководитель, начальник цеха, технолог, экономист, маркетолог. Количество экспертов n=5.
Экспертная оценка факторов конкурентоспособности строительных материалов представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Экспертная оценка факторов конкурентоспособности строительных материалов, производимого COOO «Димсания»
Эксперт |
Оценка эксперта (приоритет фактора) | |||
| КТ(4) |
ЦТ(3) |
КС (2) |
ЭЗ (1) |
1. Руководитель |
3 |
3 |
4 |
4 |
2. Начальник цеха |
3 |
4 |
4 |
4 |
3. Маркетолог |
3 |
3 |
3 |
4 |
4. Экономист |
3 |
4 |
4 |
4 |
5. Технолог |
4 |
4 |
4 |
3 |
Расчет оценки конкурентоспособности строительных материалов: на основании аналитической формулы и экспертных факторных оценок (даны в таблице 4) конкурентоспособность продукции равна:
Экспертная группа оценила конкурентоспособность строительных материалов в 7.6 балла из 10 возможных. Данный показатель достаточно высок.
Проведем анализ конкурентоспособности строительных материалов, производимого двумя конкурентами нашего предприятия, которые занимают большую долю рынка.
Экспертная оценка факторов конкурентоспособности строительных материалов ПКФ «Двина», представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Экспертная оценка факторов конкурентоспособности строительных материалов ПКФ «Двина»
Эксперт |
Оценка эксперта (приоритет фактора) | |||
| КТ(4) |
ЦТ(3) |
КС (2) |
ЭЗ (1) |
1. Руководитель |
3 |
5 |
4 |
4 |
2. Начальник цеха |
2 |
4 |
4 |
4 |
3. Маркетолог |
2 |
5 |
4 |
4 |
4. Экономист |
3 |
4 |
3 |
4 |
5. Технолог |
1 |
4 |
3 |
4 |
На основании аналитической формулы и экспертных факторных оценок (даны в таблице 5) конкурентоспособность строительных материалов равна:
Таким образом, конкурентоспособность строительных материалов ПКФ «Двина» оценена в 6,64 балла из 10 возможных. В целом, данный показатель не очень высок, несмотря на низкую цену продукции.
Как видно из таблиц 4 и 5 эксперты отметили привлекательную цену продукции, однако качество оставляет желать лучшего.
Информация о работе Основные направления по совершенствованию стратегии развития COOO «Димсания»