Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа
Цель исследования: построение системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических кадров.
Задачи исследования, исходя из его цели, были сформулированы следующим образом:
1. Исследовать проблему развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
2. Определить концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
3. Классифицировать формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
4. Проанализировать состояние системы деятельности школы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов.
5. Разработать систему управления развитием профессиональных компетенций педагогов через преобразование традиционной методической службы в школе.
Введение
4
Глава 1. Развитие профессиональных компетенций учителей как педагогическая проблема
7
1.1 Методология исследования проблемы развития профессиональных компетенций учителей в общеобразовательной школе
7
1.2 Концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
18
1.3 Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагога в общеобразовательном учреждении.
38
Глава 2. Особенности построения системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
49
2.1 Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональных компетенций учителей
49
2.2 Проблемный и SWOT-анализ состояния образовательной системы школы. Анализ системы деятельности ОУ по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов
50
2.3 План методической работы школы как система управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
80
Заключение
81
Список литературы
86
Приложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
Кафедра управления и социальной работы
Выпускная квалификационная работа
Особенности построения системы управления профессиональными компетенциями педагогических кадров (на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 38)
Исполнитель: Никонова А. С.
Руководитель: Белоусова И.В.,
доцент кафедры управления и социальной работы,
к. с. н.
Нижний Тагил
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
4 |
Глава 1. Развитие профессиональных компетенций учителей как педагогическая проблема |
7 |
1.1 Методология исследования |
7 |
1.2 Концептуальные основы |
18 |
1.3 Формы совместной деятельности
по формированию и |
38 |
Глава 2. Особенности построения системы
управления развитием профессиональных
компетенций педагогов в |
49 |
2.1 Методическое сопровождение и
коллективное управление |
49 |
2.2 Проблемный и SWOT-анализ состояния образовательной системы школы. Анализ системы деятельности ОУ по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов |
50 |
2.3 План методической работы |
80 |
Заключение |
81 |
Список литературы |
86 |
Приложения |
Введение
Разносторонние
процессы социального переустройства,
обновления гуманитарной практики, реформирование
общеобразовательной школы
Поэтому
в общеобразовательных школах важно
создать условия для
Развитие профессиональных компетенций учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности учащегося — проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы.
Проблема профессионализма
вообще и профессиональной компетентности
в частности рассматривается
как одна из центральных в психолого–
Требования
к организации деятельности по профессиональному
со-вершенствованию педагогов
Вместе с тем, несмотря на важность характеризуемой проблемы, в науке и практике уделяется недостаточное внимание управлению развитием профессиональных компетенций педагога в условиях образовательных учреждений, что обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования: построение системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических кадров.
Задачи исследования, исходя из его цели, были сформулированы следующим образом:
1. Исследовать проблему развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
2. Определить
концептуальные основы
3. Классифицировать формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
4. Проанализировать состояние системы деятельности школы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов.
5. Разработать систему управления развитием профессиональных компетенций педагогов через преобразование традиционной методической службы в школе.
Объект исследования: профессиональные компетенции педагогических кадров.
Предмет исследования: управление развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
Методологической основой исследования является учение о ведущей роли деятельности в становлении личности, ее активности в процессе развития, идеи целостности субъективной реальности человека, рефлексивного характера процесса управления развитием, единства психолого–педагогической науки и практики в области становления профессионально компетентного педагога.
В процессе проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались методы: теоретического анализа философской и психолого–педагогической литературы; эмпирического анализа основополагающих документов о школе; изучения эффективного педагогического опыта; беседы; наблюдения; анкетирования; корреляционного анализа.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что :
Глава 1. Развитие профессиональных компетенций учителя как педагогическая проблема
Осуществление
исследования предполагает выбор исследовательской
позиции, определение подходов, принципов,
методов, базовых категорий
Содержание полученного исследовательского материала, его интерпретация и выводы определяются характером методологического аппарата. Мы выделили общеметодологические, общепедагогические и частнопедагогические методологические основания. В качестве общеметодологических оснований нами избраны системный и деятельностный подходы, общепедагогического — антропологический, частнопедагогического — акмеологический подход.
Рассматривая объект с позиции системного подхода исследователь подвергает анализу внутренние и внешние связи и отношения объекта, все его элементы рассматриваются с учетом их места и функции в нем [1].
Основными принципами изучения органичного целого являются: восхождение от абстрактного к конкретному; выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия; единство анализа и синтеза, логического и исторического; синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте.
Представляем характеристику принципов системного подхода, уточняющих его сущность.
Принцип целостности отражает специфику свойств системы, несводящуюся к сумме свойств ее элементов; зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от его места и функции внутри целого. Целостность возникает на основе связей и отношений элементов системы. Уровень развития системы определяется ее целостностью.
Принцип структурности, позволяющий представлять (описывать) системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами, обусловленность свойств системы характером элементарного состава, связями и отношениями в ней.
Принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы. Система формирует и проявляет свои свойства, взаимодействуя со средой, первопричины развития системы, как правило, лежат в ней самой.
Принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня (масштаба), как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, представляемым, в свою очередь, как системы.
Принцип множественности описания системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта. При этом каждая из них раскрывает лишь определенный ее аспект. Моделирование — ведущий метод системного исследования, по отношению к которому все методы выступают как частные.
Принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных [2].
Исследование
педагогической деятельности, факторов
и условий становления
Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамке деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность, как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность — это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с потребностями, целями и задачами.
Для осуществления
преобразования человеку необходимо изменить
идеальный образ своих
Деятельностный подход в нашем исследовании, связанном с организацией процесса формирования и стимулирования профессиональных компетенций посредством включения педагога в систему продуктивной педагогической деятельности, конкретизируется при помощи следующих принципов:
— самоопределения участников совместной деятельности на преобразовательные действия, направленные как на систему педагогической деятельности, так и на самого себя;
— технологичности,
предусматривающий согласование абстрактных
норм (подходов, принципов, целей) с
конкретными нормами
— рефлексивности,
предусматривающий рефлексивно-
— опоры
на субъектный опыт, позволяющий управлять
развитием индивидуальной и коллективной
деятельности на основе реконструкции
и синтеза субъективного опыта,
учета зон актуального и
— коммуникативности, диалогичности, фиксирует обязательное условие развития деятельности на основе рефлексии и согласования индивидуальных и социальных целей;