Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей российского менеджмента и его перспектив на основе анализа теории и практики в области управления организации.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- рассмотреть основные этапы зарождения и развития менеджмента в России;
- рассмотреть методологические принципы формирования российского менеджмента;
- определить особенности российского менеджмента и перспективы его развития.
Введение 5
1 Теория и практика российского менеджмента 7
Зарождение менеджмента в России 8
Развитие теории и практики российского менеджмента:новая
парадигма управления 11
Краткий обзор российского опыта управления 14
Методологические принципы формирования российского
Менеджмента 18
Концепция копирования западной теории менеджмента 20
Концепция адаптации западной теории менеджмента 20
Концепция создания российской теории менеджмента 21
Характеристика особенностей российского менеджмента 23
3.1Особенности российского менеджмента 25
3.2 Проблемы менеджмента в России 30
3.3 Перспективы развития российского менеджмента 35
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение АОсновные положения старой и новой парадигмы
управления 47
Приложение БСравнительный анализ старой и новой парадигмы
управления в России 48
Приложение В Сравнительная характеристика российского
менеджмента 49
Если считать американский индивидуализм и основанный нанем менеджмент одной крайней точкой, а японский, базирующийся на психологии группизма, другой, то Россия с ее двойственностью должна занимать промежуточное между этими двумя точкамиположение.44
Причем следует учитывать, что русский менталитет выступаеткак динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося рынка. Исходя из этого, основная тенденция становления русского менталитета, вероятно, заключается в постепенном движении к индивидуализму, т.е. в сторону американизированной ментальности.45
Формирование современного российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплаты. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления необходимо больше учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость.46
Работников с коллективистской психологией целесообразно использовать на участках, где применяются специфические, адекватные им методы управления, с акцентом на коллективный труд, коллективную ответственность и контроль, использование бригадной формы организации труда и его оплаты. При таком подходе можно осуществлять и целенаправленный отбор управляющих. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению. Подобный тип руководителя, сочетающий в себе гибкость, приспособляемость и огромные волевые качества придется формировать длительные годы.47
Осторожный, длительный подход к формированию российскогоменеджмента, учитывающего особенности русского менталитета,разнообразие и широту российских условий, — важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не толькопереход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. 48
Теория и практика российского менеджмента меняются с переходом к новейшим информационным и другим технологиям.В настоящее время можно выделить 3 концепции развития российского менеджмента:концепцию копирования западной теории менеджмента; концепцию адаптации западной теории менеджмента; концепцию создания российской теории менеджмента.
2.1.Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. России «надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...» . Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории «монетаризма», концепций «шоковой терапии», ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.49
2.2. Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: «Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации».50
В России конца 80-х годов опоздание или уход с работы ранее установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции - стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого, в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, «несунами», вводить новые методы повышения качества.51
В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают.52
2.3. Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: «Экономическая наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины». Это высказывание полностью можно перенести и на науку менеджмент. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.53
Таким образом, сопоставляя российский менеджмент сяпонским (Азия) и американским, можно сказать, что он сочетает в себе черты как одного, так и другого, что отвечает особенностям российского рынка и позволяет российскому бизнесу эффективно функционировать в сложных, постоянно меняющихся условиях (таблица 3 Приложение В).
Постигая теорию, искусство и практику менеджмента, в России особенно ясно осознали его значимость как новой теории, практики и учебной дисциплины, возникших в результате проводимых внашей стране экономических реформ. Менеджмент «как собирательное от менеджеров» – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
С точкизрения управления в России первоначально условно выделяли триосновные модели менеджмента:
а) Модель «Здравого смысла», наблюдаемая в последнем десятилетии XX в., во многих организациях так называемых «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были кем угодно:инженерами, экономистами, юристами, программистами – тольконе профессионалами в управлении. Хорошо ещё, что бизнес в тегоды был достаточно простым, менеджмент на первой стадии развития бизнеса тоже был элементарным. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма.
По сути, данная модель есть не что иное, как самый низкий уровень конкурентоспособности. По теории считается вполне нормальным, что большинство таких фирм в течение трех - пяти лет своей деятельности, скорее всего, обанкротятся. В условиях России процесс может лишь затянуться на два - три года против нормы (ввиду неразвитости правовой базы, слабости пресса конкурентной борьбы).54
б) Модель «Западной культуры» представлена западными организациями стран зрелой рыночной экономики, работающими нароссийском рынке. Преувеличивать влияние западной культурыменеджмента на российские организации не следует, но нельзя и незамечать некоторых следов воздействия. Например, коренная реконструкция технологической базы менеджмента, которая произошла за последние годы. На вооружении у современного менеджера персональные компьютеры, новейшие системы связи, базыданных с удаленным доступом, различные программные средства,Internet. Наряду с этим, многие организации восприняли и внешниеатрибуты западного менеджмента: элегантность, вежливость сотрудников, хорошую мебель. Но дальше внешней формы, технологического и технического вооружения дело не шло. В последние годы продвижения в сторону собственно западных технологий, корпоративного управления, межгруппового взаимодействия пошлибыстрее. Менеджмент стран зрелой рыночной экономики заметноповлиял на форму, техническую сторону и оказывает существенноевоздействие на культуру российского менеджмента.55
в) Модель «Традиционных (советских) методов управления»ещё продолжает функционировать в некоторых организациях Российской Федерации.
Эта модель представляет собой на самом деле американо-немецкий гибрид пятидесятилетней давности. Так, все штатные расписания и нормативы численности административного персонала, как и организационные структуры управления, системы, методы и процедуры принятия решений для промышленных предприятий в СССР, были разработаны в начале 30-х гг., в период индустриализации, и скопированы с предприятий аналогичного профиля в США и Германии. Они и не менялись вплоть до настоящего времени на подавляющем большинстве бывших государственных предприятий.
Отсюда неоправданно высокие накладные расходы, низкая производительность, «лукавое» качество продукции, неспособность конкурировать с ведущими фирмами без бюджетных вливаний и государственного протекционизма.56
Существуют позитивные моменты, унаследованные из прошлого, например забота о сотрудниках. Другая особенность, которая сформировалась в эпоху государственной плановой экономики - это понимание роли лидера. Руководители предприятий в России проявляют себя как лидеры во всем: от интонации голоса до стиля проведения совещаний. Они считают себя ответственными за все, что происходит на предприятии.57
Современный российский менеджмент больше ориентируетсяна то, что наша страна взяла курс на проведение рыночных реформ,обеспечивающих свободу и благосостояние граждан, экономическоевозрождение государства, прирост важнейших технико-экономических показателей.
Российский
менеджмент должен учитывать объективные
потребности реформируемой
3.1 Особенности российского менеджмента
Современный российский менеджмент, в зависимости оттого, где он развивается и формируется, имеет ряд специфических и общих особенностей, которые могут определяться различными факторами, например, чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и других процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России; культурной средой, особенностями общественного сознания и т. п..59
Рассмотрим
особенности российского
Для более полной реализации идей менеджмента необходимо знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления.
Состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить четыре основных особенности российскогоменеджмента:
а)Приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий.
Наиболее актуальными проблемами управления в России становятся антикризисное управление, управление занятостью людей,информационные технологии, поддержка предпринимательства ималого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Однако главная проблема состоит не в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроитьранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наибольшие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.61
б)Инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования.
Здесь важно понять и сформулировать понятие собственно инфраструктуры. Она представляет собой совокупность множествафакторов, составляющих ту общественно-экономическую среду,в которой формируется российский менеджмент, а именно:факторы менталитета (ценности, национальные традициии культура);факторы общественного сознания, т.е. осознание практикизарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров);факторы уровня научного мышления, методологическойкультуры, развитие социально-экономических знаний.62
в)Комплекс факторов, затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России.
Это факторы уровня научного мышления, методологическойструктуры, развития социально-экономических знаний.
г)Культурная среда, особенности общественного сознания.
Это факторы, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужноизменять.63
Кроме того, к особенностям российского стиля управления относятся:
- в большинстве фирм процесс принятия решений носит индивидуальный характер;
- решения принимаются менеджерами на каждом уровнеуправления, причем вышестоящие руководители, как правило, не дублируют решения своих подчиненных, хотя иэто имеет место, но создает много проблем;
- стратегическое планирование осуществляется исключительно высшим руководством;
- российский топ-менеджер сочетает в своем стиле управления качеством, как японского менеджмента, так и американского, т.е. приветствуется профессионализм, инициатива,умение осуществлять координацию действий и контроль;