Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей российского менеджмента и его перспектив на основе анализа теории и практики в области управления организации.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- рассмотреть основные этапы зарождения и развития менеджмента в России;
- рассмотреть методологические принципы формирования российского менеджмента;
- определить особенности российского менеджмента и перспективы его развития.
Введение 5
1 Теория и практика российского менеджмента 7
Зарождение менеджмента в России 8
Развитие теории и практики российского менеджмента:новая
парадигма управления 11
Краткий обзор российского опыта управления 14
Методологические принципы формирования российского
Менеджмента 18
Концепция копирования западной теории менеджмента 20
Концепция адаптации западной теории менеджмента 20
Концепция создания российской теории менеджмента 21
Характеристика особенностей российского менеджмента 23
3.1Особенности российского менеджмента 25
3.2 Проблемы менеджмента в России 30
3.3 Перспективы развития российского менеджмента 35
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение АОсновные положения старой и новой парадигмы
управления 47
Приложение БСравнительный анализ старой и новой парадигмы
управления в России 48
Приложение В Сравнительная характеристика российского
менеджмента 49
- структура управления на российских предприятиях, а также процедура контроля строго формализованы. Проверкиплановые, о них персонал предупреждается заранее, следовательно, такой метод контроля косвенно стимулирует работу сотрудников и способствует их карьерному росту;
- в целом на российских предприятиях карьерный рост возможен и обусловлен в большинстве случаев личными результатами, вкладом конкретного человека в общее дело поего индивидуальным достижениям, реже по результатамработы группы. Особое место занимают государственныеорганизации, где важнейшее значение отводится служебному стажу, премии — общие для всех;
- отношения с подчиненными носят формальный характер, однако неформальные отношения полностью не исключаются.64
Существенным фактором повышения результативности российского менеджмента является специализация управления. В соответствии сэтим можно выделить следующие виды менеджмента, представленные на рис. 1.65
Рис. 1 - Некоторые виды современного российского менеджмента
Специализация
является одной из ведущих тенденций
российского менеджмента, так же можно
отнести социализацию,
Одна из особенностей российского менеджмента состоит в том, что существует противоречивое взаимодействие факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению концепции менеджмента в России:
а) Регионально-политический аспект развития экономики России создает трудности менеджменту (политика влияет на экономические связи, затрудняют коммуникации, создают атмосферу опасения при инвестировании, наблюдается преувеличение национально-региональных целей и особенностей). При этом существует развитая склонность к благотворительности и спонсорству (роль в решении проблем реконструкции управления).
б) Важное значение в менеджменте имеет профессионализация управления (подготовка кадров менеджеров, экономистов, финансистов). Система подготовки – в стадии развития, но есть хорошая традиция, ориентация на фундаментальную подготовку, научность профессионального образования, которые могут ускорить процессы подготовки менеджеров и придать им более высокое качество.
в) В каждой стране свои традиции организационной структуры. В российском менеджменте нередко сталкиваются российская и западная организационные культуры. Но одно из качеств российской культуры способствует менеджменту – высокий научно-интеллектуальный потенциал.66
г) Современное состояние экономики России характеризуется деформированной структурой (неразвиты предприятия малого и среднего бизнеса на фоне высококонцентрированных производств, хозяйственных комплексов и предприятий ВПК). Однако имеется положительный опыт государственного регулирования экономики, использование которого может дать положительный эффект, способствовать формированию нового управления.
д) В России до сих пор существуют прежние традиции технократического подхода к управлению (смещение центра внимания руководства на проблемы техники и технологии производства в ущерб решению конкретных проблем экономической и социально-психологической мотивации, что усиливает административный подход к решению проблем). При этом богатый опыт освоения высоких технологий и управления этими процессами может очень пригодиться в построении нового управления.
е) Россия переживает переходный период к рыночной экономике, когда существуют и действуют и новые, и старые методы управления. Но дух предприимчивости не успел исчезнуть за годы командно-административной системы, что играет важную роль в утверждении менеджмента как типа управления.
ж) Российский менталитет характеризуют определенные особенности в решении проблем, их выборе, подходе, реакции на те или иные ситуации. Это создает трудности при использовании западных моделей менеджмента. Но есть качества, которые хорошо согласуются с идеями менеджмента. Это – потребность в целеустремленности и миссии. 67
Таким образом, воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента. Поэтому российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (а Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.68
Российский менеджмент – это творческая интерпретация мирового опыта управления в условиях либеральной экономики с учетом конкретной специфики и поиском варианта сочетания общего и особенного, так как менеджмент является элементом национальной культуры, а объектом его – люди-носители национальной культуры.69
3.2 Проблемы менеджмента в России
Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики.
В 2000 году в докладе Министерства Экономического Развития и Торговли РФ была особо отмечена низкая культура российского менеджмента. Руководство компаний в целом озабочено удержанием административного контроля над предприятиями и не стремится улучшать подходы к управлению производством. Более того, прогрессивные идеи, методы и стиль всеобщего менеджмента качества, доказавшего свою эффективность во всем мире, реальный менеджмент в нашей стране встречает с агрессивностью.70
По этому поводу В.Г. Поляков выделяет около десятка «смертельных болезней российского менеджмента». 71Рассмотрим наиболее тяжелые из них.
и) бюрократизация компании;
к) нецелесообразный рост штата административных работников проявляется при отсутствии ясных корпоративных целей, миссии, идеологии, философии, принципов. Когда непонятно, ради чего работает предприятие, создаются предпосылки для различных финансовых злоупотреблений со стороны руководства, направленных на его личное обогащение;
л) многочисленные посредники, часто фиктивные, дилеры, оффшорные фирмы буквально паразитируют на предприятиях, высасывая соки. 72
Подобная ситуация способствует криминализации промышленности и услуг, особенно сфер закупок и продаж.
В современной России существуют две наиболее важные проблемы менеджмента, и первая из них заключается в том, что реалии российской экономики сильно отличаются от тех условий, в которых зарождались принципы менеджмента в западных странах, но на который ориентируется отечественная экономика.
Суть данной проблемы менеджмента в том, что данный инструмент предусмотрен для решений проблем, которые перед нашими производителями еще не стоят. Грубо говоря, используя опыт западно-европейских стран в российской экономической системе, достигаемый результат сильно отличается от ожидаемого.73
Проблемы менеджмента на предприятиях в России пока еще довольно глубоки, и еще одной серьезной проблемой на пути развития современного менеджмента является то, что редко, когда компетентность нынешних руководителей предприятий соответствует должному уровню, что приводит к неправильным решениям в вопросах управления.74
Ведь
до недавнего времени пласт
И проблемы менеджмента данного характера в том, что управленец, заняв менеджерскую позицию, по сути своей так и остается отраслевым специалистом, не владеющим даже минимальными навыками управления предприятием и персоналом. Следовательно, необходимо получить как минимум базовый набор знаний, основанный на мировой практике, но в то же время ориентированный на специфику российской экономики.75
Типичные ошибки, которые совершают руководители предприятий (в том числе и малый бизнес) – это, во-первых, то, что они полностью исключают себя из деятельности, направленную на создание и поддержание системы менеджмента. Как правило, руководители считают свою задачу выполненной после того, как введена должность менеджера, и нанят человек на эту должность. Но чаще всего это приводит к тому, что построение качественного менеджмента на предприятии становится заботой одного человека, в чьи обязанности это входит непосредственно, при полном равнодушии всего остального персонала. А при таком раскладе добиться успеха практически невозможно.76
К сожалению, ситуация на сегодняшний день такова, что редко, когда генеральный директор того или иного предприятия четко представляет и понимает всю важность своей роли в системе менеджмента качества.
Следует отметить также, что для российских компаний в целом характерен милитаристский репрессивный стиль менеджмента. Он основан на поиске виновных и наказаниях, что приводит к разрыву доверия между руководством и сотрудниками предприятий. Такой подход создает атмосферу страха, непонимания, что отнюдь не способствует эффективному управлению. Работники предпочитают просто умолчать о существующих проблемах, а не искать и пытаться устранить их. Дисбаланс ответственности, полномочий и взаимодействия приводит к производственным войнам и баррикадам. Во многих российских компаниях руководство привыкло ставить заведомо невыполнимые задачи, реально осознавая, что они будут выполнены в лучшем случае наполовину. Эта проблема особенно актуальна и для систем экологического менеджмента в связи с установкой и выполнением целевых и плановых экологических показателей. При этом руководство, ставя задачу, склонно резонно полагать, что чем выше требования оно установит, и чем строже будут карательные меры, тем более высокий результат оно получит в конечном итоге. В реальности все получается в точности наоборот. Исполнители (технологи, работники), прекрасно понимая нереальность запросов руководства, выполнят даже не половину, а лишь четверть задачи, а куда более значительную часть своей энергии потратят на выяснение отношений с руководством, на то, чтобы обосновать снижение требуемой нормы. Рано или поздно стороны приходят к компромиссу, причем исполнители, как правило, добиваются своего в силу того, что руководство обычно не владеет ситуацией и не может ее компетентно оценить. 77
В этом случае становится трудно понять, что реально творится на предприятии. Распоряжения отдаются в устной форме и легко могут корректироваться и не выполняться. Строится сложная и неповоротливая система, состоящая из компромиссов, балансов, противоречивых интересов, противовесов, прошлых обид, круговой поруки и нежелания что-либо менять, по сути. При этом наблюдается странное копошение, когда люди думают одно, говорят другое и делают третье, восхищаясь собственной находчивостью и удивляясь низким результатам работы предприятия. Это так называемый «тройной стандарт», наиболее тяжелая «болезнь» российского менеджмента, а иными словами, просто бардак. Основным орудием в борьбе с «тройным стандартом» является принцип «Пишем то, что думаем; выполняем то, что записано». Этот принцип лежит в основе любой системы экологического менеджмента. 78
Можно сделать вывод, что для решения всех перечисленных проблем на предприятии необходимо провести структурную реорганизацию, полностью пересмотреть весь стиль управления, поставить цели для предприятия, распределить ответственность, повысить компетентность всех сотрудников от руководства до простых работников.79
Ко всему вышеперечисленному, можно добавить следующие наиболее актуальные проблемы: проблема управления конверсионными процессами, управления занятостью, антикризисное управление, информационные технологии управления, банковский менеджмент. 80
Конечно, упомянутые проблемы российского менеджмента не охватывают весь их спектр. На деле их существенно больше. Кажется, что в таких условиях выжить на рынке просто невозможно. Однако самые талантливые и настойчивые специалисты, руководители предприятий, менеджеры успешно развивают свой бизнес, адаптируя каноны науки о менеджменте к специфике рыночной обстановки в России. Это означает, что потенциал современного менеджмента достаточно велик, что даже в сложных для предпринимательства условиях России при творческом использовании широких возможностей менеджмента реально не только выжить на рынке, но и преуспевать, причем в рамках законности.И главное здесь – это правильно ранжировать приоритеты в решении указанных проблем, т.к. именно в этом наиболее ярко проявляются наибольшие трудности в построении современного менеджмента в России.
3.3 Перспективы развития российского менеджмента
Каковы же перспективы русской модели управления? Суждено ли ей или отмереть какустаревшей (и как отмереть — вместе со страной или без нее?), или сохранятьсянеизменной, или преобразоваться во что-то новое и более современное?
Первое просто нереально. Прежде всего, потому, что времена, когда безжалостнаямежгосударственная конкуренция уничтожала государства и населяющие их народы, давноминовали. А представить себе ситуацию, при которой русский народ вдруг откажется от своейсистемы управления, которая и сделала его этим самым народом, невозможно. Ведьнациональный менталитет, являющийся неотъемлемым элементом системы управления, останетсятем же самым. Отказаться от своего менталитета не смогут, даже если очень захотят, нииндивидуум, ни народ.81