Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей российского менеджмента и его перспектив на основе анализа теории и практики в области управления организации.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- рассмотреть основные этапы зарождения и развития менеджмента в России;
- рассмотреть методологические принципы формирования российского менеджмента;
- определить особенности российского менеджмента и перспективы его развития.
Введение 5
1 Теория и практика российского менеджмента 7
Зарождение менеджмента в России 8
Развитие теории и практики российского менеджмента:новая
парадигма управления 11
Краткий обзор российского опыта управления 14
Методологические принципы формирования российского
Менеджмента 18
Концепция копирования западной теории менеджмента 20
Концепция адаптации западной теории менеджмента 20
Концепция создания российской теории менеджмента 21
Характеристика особенностей российского менеджмента 23
3.1Особенности российского менеджмента 25
3.2 Проблемы менеджмента в России 30
3.3 Перспективы развития российского менеджмента 35
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение АОсновные положения старой и новой парадигмы
управления 47
Приложение БСравнительный анализ старой и новой парадигмы
управления в России 48
Приложение В Сравнительная характеристика российского
менеджмента 49
Россия не единственная страна, пытавшаяся сознательно заменитьсвою систему управления на более подходящую. Пока что никому в мире это не удавалось.82
Второй вариант — сохранение русской модели управления в неизменном виде — крайнемаловероятен и внутренне противоречив. Наша система управления вее нынешнем состоянии неадекватна тем историческим вызовам, с которыми на рубежетысячелетий столкнулась Россия. Указанная неадекватность проявляется и в убогих, зачастую карикатурных формах политической демократии, и в отторжении экономикой конкурентныхотношений, и в неэффективности государства, и в иррациональном поведении населения.Следствием чего является многолетнее топтание на месте, при котором вынужденная обстоятельствами эскалация реформ не дает ожидаемых результатов.83
Опыт
последних лет отчетливо
- проведение тщательного анализа особенностей национальной культуры и механизмов трансляции стереотипов поведения в сфере труда, устойчивых форм его организации и управления, а также анализа эволюции терминальных и инструментальных ценностей российского социума в современный период;
- использование
тех зарубежных разработок в
области менеджмента,
Традиционный же для России путь преодоления отставания — проведение модернизации по западным образцам с помощью государственной мобилизации ресурсов общества и перераспределения их на решающие направления — в нынешних условиях уже не срабатывает. Первая причина, по которой подобная модернизация недостижима — сложное устройство современного общества. Одно дело мобилизовывать ресурсы, представленные тем или иным количеством призывников, голов скота и фиксированной подати с каждой десятины земли, и совсем другое — пытаться учесть и мобилизовать спрятанные в балансах многообразные активы реальных и подставных фирм и фирмочек, а также неучтенные доходы физических лиц.85
История российской модели управления — это в первую очередь история неуклонного совершенствования форм и методов противостояния государства, с одной стороны, и населения— с другой.86Для преодоления сопротивления «снизу» государственному аппарату приходилось применять все более жесткие формы воздействия, в ответ на которые население и предприятия применяли все более разрушительные для страны противоядия.
Нещадное растранжиривание ресурсов не только сократило численность населения и объем материальных благ (в частности, в течение ХХ века доля России, если считать в границах нынешней Российской Федерации, в мировом населении уменьшилась более чем вдвое, а в мировом ВВП — более чем втрое), но и понизило интеллектуальный уровень общества.
Централизованно мобилизовывать и перераспределять имеющиеся в стране ресурсы уже невозможно. Если отнимать доходы у населения (чтобы потом отдать их на нужды развития стратегически важных отраслей и сфер деятельности), то оно просто начнет эмигрировать, причем уедут именно те, у кого было что отнять, то есть наиболее эффективные работники. В связи с эмиграцией страна уже понесла и продолжает нести невосполнимые потери (90-100 тысяч человек ежегодно). Эмиграция из России носит явные черты «утечки мозгов», а не «рук». Доля лиц с высшим образованием среди выбывших в США составляет 42%, в Израиль — 30% (в населении России — 13,3%).87
А скоро информационные технологии в сочетании с процессом глобализации позволят нашимсоотечественникам «эмигрировать, не выходя из дома», то есть работать на мировую экономикунапрямую, минуя экономику российскую. Уже сейчас «многие российские ученые предпочитаютподавать свои патентные заявки сразу за границу. По данным Миннауки, более половиныпатентов, выданных в 1993-1997 годах российским заявителям в США, были получены минуяфазу национального патентования в России. В Китае за тот же период нашимисоотечественниками были подобным образом оформлены 109 патентов. Нежелание изобретателейполучать российский патент связано с угрозой засекречивания их заявок по соображениямнациональной безопасности, что в сегодняшних условиях чревато неполучением надлежащейкомпенсации»88
На объективные экономические факторы, превращающие активное государственное участие в хозяйственной деятельности в разбазаривание национальных ресурсов, в России накладывается негативное отношение населения к государственному аппарату. Следовательно, повторить петровские или большевистские преобразования с помощью традиционной российской модели управления не удастся. Но и примириться с углубляющимся отставанием страны от мирового уровня наша система управления не может, в нее изначально «вмонтирован» завышенный уровень национально-государственных амбиций.89
Российская модель управления пока не обладает механизмами, способными транслировать индивидуальные экономические импульсы на макроуровень.Эта принципиальная непригодность российской модели управления (на нынешнем этапе) для функционирования на основе индивидуальных решений не может быть исправлена путем совершенствования законодательной базы или каким-либо иным техническим способом. Например, российское банковское законодательство было не худшей частью правовой системы Российской Федерации, но это не спасло вкладчиков прогоревших банков.90
Характерное
для российского управления периодическое
чередование застойно-
Активизация конкурентных отношений также невозможна на уровне отдельных физических лиц. В целом приходится констатировать, что главные механизмы российской модели управления не являются орудиями индивидуального использования, они работают лишь начиная с уровня организаций.
Для устойчивого же развития необходим стратегический взгляд, то есть планирование менеджмента на глубокий временной срез. Проект-менеджмент в России начинает внедряться в новые перспективные отрасли, на рынке появились фирмы, специализирующиеся на оказании услуг в области проект-менеджмента.
На сегодняшний день существует множество реально работающих менеджмент - проектов за рубежом. Примером стратегического бизнес - проекта может служить в России строительство инфраструктуры в Приморском крае. Предполагается, что создание инфраструктуры станет магнитом притяжения инвестиций и зоной привлекательности бизнеса из западных российских регионов и стран АТР. Время покажет, но прагматический оптимизм должен присутствовать изначально, поскольку это тоже составляющая менеджмента сущность.
Проект - менеджмент отличается от просто менеджмента. Поскольку проект-менеджмент - это применение знаний, способностей, инструментов и технологий к широкому диапазону различных действий для того, чтобы выполнить требования конкретного проекта.
В России
отдельные организации как
Проект-менеджмент изначально не коммерческий продукт. Это область знаний, возникшая и развивавшаяся в соответствии с потребностями экономических субъектов. Однако всегда были и будут предприниматели - считается, что этот продукт вырос до определенного практического применения и его пора продавать. Но являются эти продукты реальным товаром, особенно для России, в которой стратегическое планирование сильно зависит от стратегического управления центра, которое не всегда можно предсказать. 93
Здесь надо отметить, что не надо завышать возможности математического моделирования, математических методов в экономике, математического анализа проектов. Это, безусловно, богатый вспомогательный инструментарий для оценки проектов, но не является главным средством. Это вспомогательные средства анализа и прогноза, сравнения возможных сценариев развития. Менеджмент - более широкий подход к проблеме управления. 94
Таким образом, наиболее вероятной перспективой российской модели управления является ее дальнейшее развитие. Система изменится в той мере и в том направлении, насколько это необходимо для достижения значимых (по мировым меркам) результатов при условии сохранения большинства характерных для нее управленческих инструментов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе выделены особенности и проблемы российского менеджмента на основе анализа исторической и современной ситуации при управлении отечественной экономикой.
Можно подвести итог, менеджмент России пока далек от заданных параметров. Современная русская управленческая культура, сформировавшаяся в условиях "классического" индустриально-конвейерного производства, существенно отстает от требований "прорывной" модернизации экономики страны, приобретающих критическое значение в наши дни. Отечественный менеджмент и в начале нового века по-прежнему делает ставку на авторитаризм и административные методы, что не соответствует ни технологическим условиям производства, ни принципам рыночной регуляции хозяйственной деятельности, ни, что, быть может, самое главное, самоощущениям и потенциям русского работника.Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками.95
Не смотря на то, что в настоящее время не выработаны основные теоретические и методологические позиций по использованию менеджмента в практической деятельности вывода из кризиса экономики, что относится не только к России, но и к ведущим зарубежным странам; основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей устойчивого развития в условиях кризиса. 96
Учет мирового опыта накладывается на российскую специфику, это:
а) качество российского менеджмента;
б) коррумпированный фон российской экономики на всех уровнях управления;
в) избыточность государственного управленческого персонала, влияние государства на политику компании;
г) недостаток квалифицированных топ - менеджеров и менеджеров среднего звена новой формации;
д) взаимодействие менеджеров - стратегов и владельцев компаний
Возможно, что стратегический менеджмент, отличительные стороны которого пренебрежение локальными доходами по сравнению со стратегическими целями, а также подход проект - менеджмент выведет мировую экономику, а также Россию на устойчивую стратегическую траекторию социально-экономического развития.
Можно так же отметить, что отечественная модель обладает большим потенциалом, скорее всего даже большим, чем западная (в силу того, что является одним из конкретных проявлений более сложной когнитивной и инженерной программы). Но для раскрытия ее потенциала необходим существенно более высокий уровень методической разработанности. Без этого более вероятно, что будут проявляться ее слабые стороны. Очевидно, что в этом отношении полезен опыт западной модели.
Библиографический список