Особенности управления конфликтами в современных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Все вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы курсовой работы, Ее цель заключается в выявлении основных особенностей управления конфликтами в современных организациях. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач: проследить понятие конфликтов, конфликтогенных ситуаций, конфликтогенных факторов, систематизировать причины, факторы и предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и их разрешения в процессе управленческой деятельности; показать причины конфликтных ситуаций на конкретном предприятии; выявить пути совершенствования управления конфликтными ситуациями на примере УП «Мостра-групп».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общетеоретическая характеристика конфликтов, предпосылки их возникновения и разрешение в процессе управления современными организациями 5
Глава 1. Общетеоретическая характеристика конфликтов, предпосылки их возникновения и разрешение в процессе управления современными организациями 5
Глава 2. Основные способы управления конфликтами в современных организациях 12
Глава 3. Характеристика деятельности УП «МОСТРА-ГРУПП» и способы разрешения конфликтов на данном предприятии 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Вложенные файлы: 1 файл

особенности управления конфликтами в современных организациях.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Анализ типичных конфликтных  ситуаций проведен на примере конкретной организации – УП «Мостра-групп», которое занимается поставкой продуктов питания известных производителей РФ на территорию Республики Беларусь и их последующей реализацией. В ходе работы выявлены основные конфликтогенные факторы, типы конфликтных личностей, индивидов демонстративного типа и целенаправленно-конфликтных личностей, сложившиеся в коллективе стили отношений. Определены также основные параметры отношений в коллективе, учет которых, позволяет повысить эффективность профилактики конфликтов. При этом необходимо учитывать, открытый современной конфликтологией, закон эскалации (нарастания) конфликтогенов. Суть этого закона состоит в том, что каждый конфликтогенный фактор, возникающий в связи с действиями конкретной личности, способен вызывать ответную реакцию, повышающую уровень конфликтности и остроту конфликтной ситуации. Далее он бумерангом возвращается к вызвавшей его личности, повышая ее возбудимость и готовность к конфликту, а вместе с тем и обиду на те действия, которые предпринял партнер по конфликту, и т.д. пока конфликт не примет явно неуправляемый характер. Для предотвращения неуправляемости необходимо придать управлению оперативный, своевременный характер. При этом управляющая сторона не должна сама вовлекаться в конфликт, иначе она потеряет рычаги управления конфликтной ситуацией и конфликтующие стороны просто перестанут обращать на нее внимание.

Для гашения конфликтных  ситуаций необходимо с максимальной точностью подбирать одну из четырех разновидностей тактики улаживания конфликтов, к числу которых относится тактика ухода или избегания, силовое подавление, метод односторонних уступок и достижение компромисса (взаимовыгодного соглашения) сторон. Наиболее эффективной является именно тактика достижения компромисса, поскольку прочность урегулирования конфликта подкрепляется взаимной выгодностью и достижением партнерских отношений между конфликтующими сторонами.

К рекомендациям, предлагаемым для улаживания конфликта на анализируемом предприятии, относится использование самых различных методов снижения уровня конфликтности в сочетании с блокированием действия закона эскалации конфликта. Так, метод согласия предполагает вовлечение конфликтующих сторон в общее дело. Метод эмпатии (вчувствования) состоит в пробуждении сочувствия к участнику конфликта. Метод сохранения репутации связан с необходимостью поддержки репутации обоих участников конфликта. Метод взаимного дополнения требует разделения сфер деятельности участников конфликта. Можно использовать различные своды правил (кодексы) гашения конфликтов.

Проведенный в курсовой работе анализ показал чрезвычайное разнообразие типов конфликтов и способов их разрешения. К каждому из этих типов необходимо подбирать строго определенный способ разрешения конфликта. Управление конфликтными ситуациями требует от руководства понимания их природы и знания самых разнообразных аспектов конфликтологии. Именно от руководителя во многом зависит как будут разрешаться конфликты в коллективе. Умелое и эффективное управление конфликтными ситуациями позволяет вовремя и с наименьшими потерями блокировать деструктивные конфликты в самом их зародыше, укреплять конструктивное сотрудничество и здоровую конкуренцию для достижения успеха данной организации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Бабосов, Е.М, Конфликтология: учебное пособие для вузов: по социологическим и экономическим специальностям / Е. М. Бабосов. - Минск: Амалфея, 2009. - 355 c.
  3. Галустова, О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учебное пособие / О. В. Галустова. - Москва: Проспект, 2009. - 212 с.
  4. Кардаш, В. А.  Конфликты и компромиссы в рыночной экономике / В. А. Кардаш. - Москва: Наука, 2006. - 247 с. 
  5. Клок, Кеннет Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий: [перевод с английского] / Кеннет Клок, Джоан Голдсмит. - Москва: Претекст, 2007. - 242 с.
  6. Конфликтология: уч пос / О. З. Муштук, А. Ю. Деев, О. С. Которова. - Москва: Маркет ДС, 2010. - 154 с.
  7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. - М., 1989
  8. Конфликтология: учебник: по специальностям "Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Экономика труда" / А. Я. Кибанов [и др.]. - Москва: Инфра-М, 2009. - 300 c.
  9. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  10. Курбатов В. И.  Конфликтология: учебное пособие для гуманитарных вузов / В. И. Курбатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 444 с.
  11. Маркова, И.И.  Конфликтология: пособие по одноименному курсу для студентов специальности 1-26 02 02 "Менеджмент" дневной и заочной форм обучения / И. И. Маркова. - Гомель: ГГТУ, 2009. - 51 с.
  12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2004.
  13. Мещерякова,  Е.В. Конфликтология: тексты лекций  / Е. В. Мещерякова. - Минск: БГТУ, 2008. - 112 c.
  14. Смирнова, Ю.С,  Конфликтология: курс лекций / Ю. С. Смирнова. - Минск: Республиканский институт высшей школы, 2011. - 111 с.
  15. Слабов С.С. Основы менеджмента. –М.: Изд. МГУ, 2004. - 224 с.
  16. Тележников В.И. Менеджмент. –Мн.: БГЭУ, 2008. - 509 с.
  17. Цуглевич В.Н. Корпоративный менеджмент в условиях нестабильного рынка. –М.: Экзамен, 2003. - 320 с.
  18. Тарасевич, Н.А,  Конфликтология: учебно-методический комплекс / Н. Н. Тарасевич. - Минск: БГАТУ, 2010. - 174 с.
  19. Тебекин А.В. Менеджмент организации. –М.: Кнорус, 2008. - 416 с.
  20. Шварц, Герхард Управление конфликтными ситуациями: диагностика, анализ и разрешение конфликтов: [перевод с немецкого] / Герхард Шварц. - Санкт-Петербург: Издательство В. Регена, 2007. - 292 с.
  21. Ямпольская Д.О., Зонис М.М. –Менеджмент. СПб.: ИД "Нева", 2004. - 288 с.
  22. Гришина Н.В. Психология конфликта. Питер, 2000.
  23. Тутушкина М.К. Ронгинский М.Ю. Практическая психология для руководителей. Спб. Санкт-Петербургский инженерно-строительный институт. 2002. -208с
  24. http://job.bl.by/articles/276134.php - Препарируем конфликт в организации
  25. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82 - конфликт

 

 

 

 

Приложение 1

Составные части  конфликта


 

 

Приложение 2

Структурные стадии конфликта


Стадии конфликта

 

Приложение 3

Тест Томаса

Существует пять стратегий разрешения конфликтов, каждая из которых приводит к разным результатам. Это стратегии:

  1. Сотрудничества
  2. Соревнования
  3. Приспособления
  4. Компромисса
  5. Избегания

Для того, что глубже узнать коллектив, и предупредить возникновение конфликтов следует проводить тестирование коллектива, например по тестам Томаса.

Предлагаемый тест имеет целью  определить характерную для работника  тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б. Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, которое является более типичным для Вашего поведения.

1

А/ Иногда я предоставляю другим возможность  взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б/ Чем обсуждать то, в чем  мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.

2

А/ Я стараюсь найти компромиссное  решение.

Б/ Я пытаюсь уладить дело с  учетом всех интересов другого и  моих собственных.

3

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

Б/ Я стараюсь успокоить другого  и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

4

А/ Я стараюсь найти компромиссное  решение.

Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого  человека.

5

А/ Улаживая спорную ситуацию, я  все время стараюсь найти поддержку  у другого.

Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы  избежать бесполезной напряженности.

6

А/ Я стараюсь избежать возникновения  неприятностей для себя.

Б/ Я стараюсь добиться своего.

7

А/ Я стараюсь отложить решение  сложного вопроса с тем, чтобы  со временем решить его окончательно.

Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.

8

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все  затронутые интересы и спорные вопросы.

9

А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы  добиться своего.

10

А/ Я твердо стремлюсь достичь  своего.

Б/ Я пытаюсь найти компромиссное  решение.

11

А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь успокоить другого  и стремлюсь, главным образом, сохранить  наши отношения.

12

А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать  споры.

Б/ Я даю возможность другому  в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13

А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я пытаюсь убедить другого  в преимуществах своей позиции.

14

А/ Я сообщаю другому свою точку  зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б/ Я пытаюсь показать другому  логику и преимущество своих взглядов.

15

А/ Я стараюсь успокоить другого  и стремлюсь, главным образом, сохранить  наши отношения.

Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16

А/ Я стараюсь не задеть чувства  другого.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы  избежать бесполезной напряженности.

18

А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19

А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все  затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь отложить решение  сложного вопроса с тем, чтобы  со временем решить его окончательно.

20

А/ Я пытаюсь немедленно разрешить  наши разногласия.

Б/ Я стараюсь найти наилучшее  сочетание выгод и потерь для  нас обоих.

21

А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22

А/ Я пытаюсь найти позицию, которая  находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.

Б/ Я отстаиваю свои желания.

23

А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого  из нас.

Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

24

А/ Если позиция другого кажется  ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б/ Я стараюсь убедить другого  в необходимости прийти к компромиссу.

25

А/ Я пытаюсь показать другому  логику и преимущество своих взглядов.

Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26

А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания  каждого.

27

А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

Б/ Улаживая спорную ситуацию, я  обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29

А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий.

30

А/ Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б/ Я всегда занимаю такую позицию  в спорном вопросе, чтобы мы могли  совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Ключ для анализа (совпадение - 1 балл)

Стратегия

Вопросы (ответы)

Сотрудничество

2Б 5А 8Б 11А14А19А 20А 21Б 23А  26Б 28Б 30Б

Приспособление

1Б 3Б 4Б 11Б 15А 16А 18А  21А24А 25Б 27Б 30А

Соперничество

3А 6Б 8А 9Б 10А 13Б 14Б 16Б 17А 22Б 25А 28А

Компромисс

2А 4А 7Б 10Б 12Б 13А 18Б  20Б 22А 24Б 26А 29А

Избегание

1А 5Б 6А 7А 9А 12А 15Б 17Б  19Б 23Б 27А 29Б


Сумма количества баллов по каждой шкале  даст представление о выраженности той или иной стратегии решения  конфликтов и поведении в конфликтных ситуациях.

Информация о работе Особенности управления конфликтами в современных организациях