Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 22:35, курсовая работа
Все вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы курсовой работы, Ее цель заключается в выявлении основных особенностей управления конфликтами в современных организациях. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач: проследить понятие конфликтов, конфликтогенных ситуаций, конфликтогенных факторов, систематизировать причины, факторы и предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и их разрешения в процессе управленческой деятельности; показать причины конфликтных ситуаций на конкретном предприятии; выявить пути совершенствования управления конфликтными ситуациями на примере УП «Мостра-групп».
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общетеоретическая характеристика конфликтов, предпосылки их возникновения и разрешение в процессе управления современными организациями 5
Глава 1. Общетеоретическая характеристика конфликтов, предпосылки их возникновения и разрешение в процессе управления современными организациями 5
Глава 2. Основные способы управления конфликтами в современных организациях 12
Глава 3. Характеристика деятельности УП «МОСТРА-ГРУПП» и способы разрешения конфликтов на данном предприятии 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Анализ типичных конфликтных ситуаций проведен на примере конкретной организации – УП «Мостра-групп», которое занимается поставкой продуктов питания известных производителей РФ на территорию Республики Беларусь и их последующей реализацией. В ходе работы выявлены основные конфликтогенные факторы, типы конфликтных личностей, индивидов демонстративного типа и целенаправленно-конфликтных личностей, сложившиеся в коллективе стили отношений. Определены также основные параметры отношений в коллективе, учет которых, позволяет повысить эффективность профилактики конфликтов. При этом необходимо учитывать, открытый современной конфликтологией, закон эскалации (нарастания) конфликтогенов. Суть этого закона состоит в том, что каждый конфликтогенный фактор, возникающий в связи с действиями конкретной личности, способен вызывать ответную реакцию, повышающую уровень конфликтности и остроту конфликтной ситуации. Далее он бумерангом возвращается к вызвавшей его личности, повышая ее возбудимость и готовность к конфликту, а вместе с тем и обиду на те действия, которые предпринял партнер по конфликту, и т.д. пока конфликт не примет явно неуправляемый характер. Для предотвращения неуправляемости необходимо придать управлению оперативный, своевременный характер. При этом управляющая сторона не должна сама вовлекаться в конфликт, иначе она потеряет рычаги управления конфликтной ситуацией и конфликтующие стороны просто перестанут обращать на нее внимание.
Для гашения конфликтных ситуаций необходимо с максимальной точностью подбирать одну из четырех разновидностей тактики улаживания конфликтов, к числу которых относится тактика ухода или избегания, силовое подавление, метод односторонних уступок и достижение компромисса (взаимовыгодного соглашения) сторон. Наиболее эффективной является именно тактика достижения компромисса, поскольку прочность урегулирования конфликта подкрепляется взаимной выгодностью и достижением партнерских отношений между конфликтующими сторонами.
К рекомендациям, предлагаемым для улаживания конфликта на анализируемом предприятии, относится использование самых различных методов снижения уровня конфликтности в сочетании с блокированием действия закона эскалации конфликта. Так, метод согласия предполагает вовлечение конфликтующих сторон в общее дело. Метод эмпатии (вчувствования) состоит в пробуждении сочувствия к участнику конфликта. Метод сохранения репутации связан с необходимостью поддержки репутации обоих участников конфликта. Метод взаимного дополнения требует разделения сфер деятельности участников конфликта. Можно использовать различные своды правил (кодексы) гашения конфликтов.
Проведенный в курсовой работе анализ показал чрезвычайное разнообразие типов конфликтов и способов их разрешения. К каждому из этих типов необходимо подбирать строго определенный способ разрешения конфликта. Управление конфликтными ситуациями требует от руководства понимания их природы и знания самых разнообразных аспектов конфликтологии. Именно от руководителя во многом зависит как будут разрешаться конфликты в коллективе. Умелое и эффективное управление конфликтными ситуациями позволяет вовремя и с наименьшими потерями блокировать деструктивные конфликты в самом их зародыше, укреплять конструктивное сотрудничество и здоровую конкуренцию для достижения успеха данной организации.
Приложение 1
Составные части конфликта
Приложение 2
Структурные стадии конфликта
Стадии конфликта
Приложение 3
Тест Томаса
Существует пять стратегий разрешения конфликтов, каждая из которых приводит к разным результатам. Это стратегии:
Для того, что глубже узнать коллектив, и предупредить возникновение конфликтов следует проводить тестирование коллектива, например по тестам Томаса.
Предлагаемый тест имеет целью определить характерную для работника тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б. Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, которое является более типичным для Вашего поведения.
1
А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.
2
А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
4
А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5
А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6
А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б/ Я стараюсь добиться своего.
7
А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.
8
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9
А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10
А/ Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11
А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
12
А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
13
А/ Я предлагаю среднюю позицию.
Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.
14
А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
15
А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16
А/ Я стараюсь не задеть чувства другого.
Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18
А/ Если это сделает другого
Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19
А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20
А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.
Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21
А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22
А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.
Б/ Я отстаиваю свои желания.
23
А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
24
А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.
25
А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26
А/ Я предлагаю среднюю позицию.
Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
27
А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б/ Если это сделает другого
28
А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29
А/ Я предлагаю среднюю позицию.
Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30
А/ Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.
Ключ для анализа (совпадение - 1 балл)
Стратегия |
Вопросы (ответы) |
Сотрудничество |
2Б 5А 8Б 11А14А19А 20А 21Б |
Приспособление |
1Б 3Б 4Б 11Б 15А 16А 18А 21А24А 25Б 27Б 30А |
Соперничество |
3А 6Б 8А 9Б 10А 13Б 14Б 16Б 17А 22Б 25А 28А |
Компромисс |
2А 4А 7Б 10Б 12Б 13А 18Б 20Б 22А 24Б 26А 29А |
Избегание |
1А 5Б 6А 7А 9А 12А 15Б 17Б 19Б 23Б 27А 29Б |
Сумма количества баллов по каждой шкале даст представление о выраженности той или иной стратегии решения конфликтов и поведении в конфликтных ситуациях.
Информация о работе Особенности управления конфликтами в современных организациях