Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:48, отчет по практике
Коммерческая деятельность – важнейшее направление работы Альфа-Банка.
Главные составные части этой деятельности – привлечение вкладов,
кредитование и, конечно, расчетные операции. За истекший год банк укрепил
свои позиции на рынке коммерческих услуг. На начало 2004 года он занимал 2-
е место по объему частных вкладов и 3-е – по размеру кредитного портфеля.
Примечательны успехи в пластиковом бизнесе, где ОАО «Альфа-Банк»
принадлежит лидерство по целому ряду показателей. Располагая наиболее
динамично развивающейся филиальной сетью в стране и продолжая активное
продвижение в регионы, постоянно совершенствуя предлагаемые клиентам
продукты и услуги, банк тем самым закладывает основу дальнейшего развития.
Банк сумел продемонстрировать впечатляющие темпы роста клиентской базы,
доказав тем самым эффективность своей стратегии.
Общая характеристика банка 3
1.1. Основные цели и виды деятельности, операции 3
1.2. Организационное устройство коммерческого банка 5
1.3. Стратегия «Альфа-Банка» 7
1.4. Информационные технологии 9
1.5. Корреспондентские отношения с зарубежными финансовыми институтами 12
2. Деятельность кредитного отдела 13
2.1 Структура кредитного блока 13
2.2. Этапы выдачи кредита 14
3. Деятельность отдела бухгалтерии 17
3.1. Бухгалтерский учет внебиржевых операций банка с долговыми
обязательствами 17
3.1.1. Учет сделок покупки долговых обязательств по договорам купли-
продажи 17
3.1.2. Учет сделок продажи долговых обязательств по договорам купли-
продажи 19
3.2. Порядок бухгалтерского учета внебиржевых операций банка с акциями 21
3.2.1. Учет сделок покупки акций по договорам купли-продажи 21
3.2.2. Учет сделок продажи акций по договорам купли-продажи 23
3.3. Порядок бухгалтерского учета биржевых операций с эмиссионными цен.
бумагами 25
3.3.1. Учет операций с долговыми обязательствами 25
3.3.1.1. Покупка долговых обязательств 25
3.3.1.2. Погашение долговых обязательств 25
3.3.2. Учет операций с акциями 26
3.3.2.1. Покупка акций 26
3.3.2.2. Продажа акций 26
4. Деятельность казначейства 27
5. Управление рисками 29
5.1. Оценка кредитного риска 29
5.2. Оценка рыночного риска 30
5.3. Оценка операционного риска 30
6. Услуги, предоставляемые банком юридическим лицам 31
7. Характеристика компьютерной среды банка 33
8. Организация менеджмента в банке 34
9. Организация маркетинга в банке 35
10. Анализ баланса банка 36
11. Вывод о деятельности ОАО «Альфа-Банк» 37
12. Список литературы 38
ОТЧЕТ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛЬФА-БАНК»
ФИЛИАЛ «МУРМАНСКИЙ»
Студента: Лахреева Р. Б.
Группы: «Национальная экономика»
Руководитель практики на предпр-и: Бодягин С. В.
Руководитель практики от кафедры: Сельдимиров Ф. В.
1. Общая характеристика банка 3
1.1. Основные цели и виды деятельности, операции 3
1.2. Организационное устройство коммерческого банка 5
1.3. Стратегия «Альфа-Банка» 7
1.4. Информационные технологии 9
1.5. Корреспондентские
отношения с зарубежными
2. Деятельность кредитного отдела 13
2.1 Структура кредитного блока 13
2.2. Этапы выдачи кредита 14
3. Деятельность отдела бухгалтерии 17
3.1. Бухгалтерский учет внебиржевых операций банка с долговыми
обязательствами 17
3.1.1. Учет сделок покупки долговых обязательств по договорам купли-
продажи 17
3.1.2. Учет сделок продажи долговых обязательств по договорам купли-
продажи 19
3.2. Порядок бухгалтерского
учета внебиржевых операций
3.2.1. Учет сделок покупки акций по договорам купли-продажи 21
3.2.2. Учет сделок продажи акций по договорам купли-продажи 23
3.3. Порядок бухгалтерского учета биржевых операций с эмиссионными цен.
бумагами 25
3.3.1. Учет операций с долговыми обязательствами 25
3.3.1.1. Покупка долговых обязательств 25
3.3.1.2. Погашение долговых обязательств 25
3.3.2. Учет операций с акциями 26
3.3.2.1. Покупка акций 26
3.3.2.2. Продажа акций 26
4. Деятельность казначейства 27
5. Управление рисками 29
5.1. Оценка кредитного риска 29
5.2. Оценка рыночного риска 30
5.3. Оценка операционного риска 30
6. Услуги, предоставляемые банком юридическим лицам 31
7. Характеристика компьютерной среды банка 33
8. Организация менеджмента в банке 34
9. Организация маркетинга в банке 35
10. Анализ баланса банка 36
11. Вывод о деятельности ОАО «Альфа-Банк» 37
12. Список литературы 38
1. Общая характеристика банка
1.1. Основные цели и виды деятельности, операции
Согласно статье 1 ФЗ “ О банках и банковской деятельности” банк
представляет собой “кредитную организацию, которая имеет исключительное
право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады
денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств
от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,
срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических
лиц.”
Коммерческая
деятельность – важнейшее
Главные составные части этой деятельности – привлечение вкладов,
кредитование и, конечно, расчетные операции. За истекший год банк укрепил
свои позиции на рынке коммерческих услуг. На начало 2004 года он занимал 2-
е место по объему частных вкладов и 3-е – по размеру кредитного портфеля.
Примечательны успехи в пластиковом бизнесе, где ОАО «Альфа-Банк»
принадлежит лидерство по целому ряду показателей. Располагая наиболее
динамично развивающейся филиальной сетью в стране и продолжая активное
продвижение в регионы, постоянно совершенствуя предлагаемые клиентам
продукты и услуги, банк тем самым закладывает основу дальнейшего развития.
Банк сумел продемонстрировать впечатляющие темпы роста клиентской базы,
доказав тем самым эффективность своей стратегии.
Главная проблема, стоящая перед российскими коммерческими банками –
недостаток фондирования. После кризиса 1998 года население не торопится
нести свои деньги в коммерческие банки. Более того, частные вклады
распределены среди российской банковской системы крайне неравномерно. По
меньшей мере, три четверти сосредоточены в Сбербанке. Альфа-Банк является
крупнейшим (после Сбербанка) оператором на рынке частных вкладов, однако на
его долю приходится лишь около 1% всей суммы депозитов физических лиц.
Существуют
и другие источники
капитала и остатки на счетах корпоративных клиентов.
Средний бизнес – главный резерв ОАО «Альфа-Банк». Разница между
ставкой кредитования и ставкой привлечения постоянно снижается. При
постоянном снижении доходности операций банки могут добиться успеха,
увеличивая объемы привлечения и снижая себестоимость банковских продуктов и
услуг.
Наращивание ресурсной базы – одна из важнейших задач, стоящих перед
Альфа-Банком. В первую очередь речь идет о работе по развитию бизнеса с
действующими клиентами. Последние, как правило, ограничиваются
приобретением трех-четырех видов услуг – расчетно-кассового обслуживания,
льготного режима конвертации и клиринга. И это из более чем двух десятков
коммерческих продуктов, которые может предложить Альфа-Банк, и которые
могут быть проданы во всех его филиалах.
В августе 2000 года были внесены изменения в организационную структуру
Альфа-Банка. В результате структурной реорганизации коммерческого бизнеса
банка были выделены клиентские блоки: «Крупные клиенты, межбанковский
бизнес и драгметаллы», «Средние клиенты», «Розничные клиенты». На базе
существующих филиалов и дополнительных офисов было решено сформировать
Бизнес-центры по обслуживанию крупных и средних клиентов и Retail-отделения
по обслуживанию малого бизнеса и физических лиц. Бизнес-центры обслуживают
крупных корпоративных клиентов с оборотом более 5 млн долларов, а отделения
розничного бизнеса – физических лиц и компании с объемом продаж менее 5 млн
долларов.
Клиентские блоки – первая ось в системе координат коммерческой
деятельности. Вторая ось – продуктовые блоки: Центр электронного бизнеса
(то есть пластиковые карты) и кредитный, куда сегодня входят и торговое
финансирование, и работа с долгами.
Среднегодовой рост привлеченных от крупных клиентов средств составил
147,7%. За тот же период
рост кредитов крупным
В течение года Управлением по работе с крупными клиентами (УРКК) были
разработаны новые продукты:
• кредитование под обеспечение в виде векселей Альфа-Банка;
• неснижаемый остаток на рублевом счете клиента, привязанный к доллару США.
Практика предоставления продуктов банка не исключает возможности
принятия индивидуальных решений, учитывающих особенности бизнеса отдельно
взятого Клиента.
Перечень услуг Банка для юридических лиц универсален и представлен
следующими видами обслуживания:
1. Открытие и ведение рублевых и валютных счетов резидентов и нерезидентов
2. Проведение всех видов расчетов в рублях и твердых валютах
3. Документарные операции
4. Проведение всех видов расчетов в «мягких» валютах с Украиной, Беларусью,
Казахстаном и другими государствами Ближнего Зарубежья
5. Покупка – продажа иностранной валюты
6. Конверсионные операции с твердыми валютами по курсу международного
валютного рынка, срочные валютные операции «СВОП», «форвард», «опцион»
7. Валютные фьючерсы и опционы, хеджирование валютного риска
8. Конвертация «мягких» валют в российские рубли и доллары США, одной
мягкой валюты в другую
9. Привлечение депозитов и предоставление кредитов в «мягких» валютах
10. Прием средств под простые векселя и депозитные сертификаты Альфа-Банка
11. Кредитование в рублях и твердых валютах
12. Финансирование экспорта
в Россию в рамках
соглашений бывшего СССР с зарубежными странами с оплатой в клиринговых
валютах
13. Краткосрочное и долгосрочное
финансирование предприятий
отраслей
14. Проектное финансирование,
в том числе совместное
привлечением иностранных инвестиций, а также проведение нетрадиционных для
российской банковской практики сделок и расчетов
15. Проведение операций
на международном рынке
16. Прием средств для
размещения на депозит на
твердых валютах
17. Операции с коммерческими и дорожными чеками
18. Предоставление услуг по обслуживанию корпоративных пластиковых карт
19. Хранение ценностей в индивидуальных сейфах с гарантией полной
безопасности и конфиденциальности
20. Проведение операций по покупке, продаже и взаимозачету обязательств
Внешэкономбанка и Минфина РФ на внутреннем и международном рынках
21. Предоставление гарантий
22. Консультационные виды услуг
В 2000 году стало возможным оформление кредитной заявки через
Интернет, что экономит время потенциального заемщика. Кроме того, клиент
теперь может воспользоваться такими услугами, как овердрафт, размещение
денежных средств на депозит с плавающей ставкой или на накопительный
депозит, получение кредит под векселя третьих лиц.
По объему частных вкладов Альфа-Банк занимает второе-третье место
среди российских банков, значительно отставая лишь от Сбербанка. Остатки
рублевых и валютных вкладов населения на счетах Банка за год выросли на
74,8% и превысили по состоянию на 01.01.2001 г.
В области бизнеса пластиковых карт Альфа-Банк продолжает работу по
увеличению объемов продаж и расширению спектра карточных продуктов,
поддерживая высокий уровень обслуживания клиентов. За 2003 г. Банк упрочил
свое положение на пластиковом рынке по таким показателям, как эмиссия карт,
оборот по эмитированным картам, размер остатков на карточных счетах,
обороты по эквайрингу и некоторым другим.
Банк продолжает сохранять ведущие позиции на чековом рынке России.
Объем продаж дорожных чеков в 2003 году составил 6 млн долларов.
1.2. Организационное устройство коммерческого банка
Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров,
которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют
представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее
собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в