Портрет современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 21:57, контрольная работа

Краткое описание

Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека
объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели , возникала задача
координации их совместных действий , решение которой кто-то из них должен
был брать на себя .В этих условиях он становился руководителем,
управляющим, а другой - его подчиненным ,исполнителем.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава 1 Портрет современного руководителя. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .4

Глава 2 Что нужно, чтобы стать лидером . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .8

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 14

Вложенные файлы: 1 файл

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА.doc

— 633.50 Кб (Скачать файл)

Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно минимально.

       Появление   руководителя-автократа   связано   с   особенностями   его

характера. В большинстве случаев  это властные, настойчивые и  упорные  люди,

с преувеличенными представлениями  о  собственных  способностях,  обладающие

большим стремлением к престижности и власти. По  темпераменту  они  являются

холериками.

       Демократический стиль руководства (коллегиальный).  Организации,  в

которых  преобладает  данный  стиль  руководства,  характеризуются   высокой

степенью  децентрализации  полномочий,  активным  участием   сотрудников   в

принятии решений. Создается  атмосфера,  при  которой  выполнение  служебных

обязанностей становится делом  привлекательным, а достижение при  этом  успеха

служит вознаграждением.

       На  практике  выделяют  две  разновидности   демократического   стиля:

«консультативную»  и   «партисипативную».   В   условиях   «консультативной»

руководитель  доверяет  подчиненным,  консультируется  с  ними,   стремиться

использовать  все  лучшие  советы,  которые  предлагают  подчиненные.  Среди

стимулирующих  мер  преобладает  поощрение,  а  наказание   используется   в

исключительных   случаях.   Сотрудники    удовлетворены    такой    системой

руководства, несмотря на  то,  что  большинство  решений  подсказывается  им

сверху. Подчиненные стараются  оказать своему начальнику помощь и  поддержать

морально в необходимых случаях.

       «Партисипативная»  разновидность  демократического  стиля  руководства

основана на том, что руководители полностью  доверяют  подчиненным  во  всех

вопросах, всегда их выслушивают и  используют все их предложения,  организуют

обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей  и

контролю за их исполнением.

       Обычно демократический  стиль управления  применяется   в  том  случае,

когда исполнители хорошо разбираются  в выполняемой работе, и могут  внести  в

нее новизну и творчество.

       Либеральный стиль   руководства  (нейтральный,  попустительский).  Его

суть состоит  в том, что руководитель ставит  перед  исполнителями  проблему,

создает необходимые  организационные условия для  их  работы,  задает  границы

решения, а  сам отходит  на  второй  план.  За  собой  он  сохраняет  функции

консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.

       При этом поощрение и наказание  отступают на второй план по  сравнению

с внутренним удовлетворением, которое  получают  подчиненные  от  реализации

своего  потенциала  и  творческих  возможностей.  Подчиненные  избавлены  от

постоянного контроля и «самостоятельно» принимают  решения и стараются  найти

  путь  их  реализации  в  рамках   предоставленных   полномочий.   Они   не

догадываются, что руководитель все уже заранее  продумал и создал  для  этого

процесса  необходимые условия,  которые  предопределяют  конечный  результат.

Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный  морально-

психологический климат в коллективе.

       Применение  этого   стиля  имеет  все  большее   распространение  из-за

растущих масштабов научно-технической  деятельности и  опытно-конструкторских

разработок, которые выполняются  высококлассными  специалистами,  которые не

хотят находиться под  давлением  и  опекой.  Его  эффективность  зависит  от

реального   стремления   подчиненных   к   этому,    четкой    формулировкой

руководителем  задач  и  условий  их  деятельности,  его  справедливостью  в

отношении оценки результатов и вознаграждения.

       Но  такой   стиль  может   превратиться   в   бюрократический,   когда

руководитель совсем устраняется  от дел. Он передает все  управление  в  руки

независимых руководителей,  которые  от  его  имени  управляют  коллективом,

применяя жесткие авторитарные методы руководства. Сам же он делает вид,  что

власть находиться в его  руках,  а  на  самом  деле  все  больше  становится

зависимым от своих помощников.

       Становление   руководителя-либерала   может    объясняться    многими

причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные,  добродушные,

боящиеся  ссор  и  конфликтов.  Они  недооценивают  значимости  деятельности

коллектива  и то, что коллектив нуждается  в них. Но может оказаться, что  это

высоко  творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов,  но

лишенная  организаторского таланта. По этой причине  обязанности  руководителя

оказываются для данного руководителя непосильными.

       Авторитарный, демократический и  либеральный стили управления не имеют

между собой  барьера, и на  деле  плавно  переходят  друг  в  друга,  образуя

непрерывную цепочку, что показано на схеме 2.2.

|Авторитарный             |Демократический          |Либеральный          |

|стиль управления         |стиль управления         |стиль управления     |

|Эксплуата   Благожела-    |Консульта-     Партиси-  |Либераль-    Бюрокра-|

|торский                  |тивный                   |ный                  |

|тельный                  |пативный                 |тический             |

 

 

   Схема 2.2. Авторитарный, демократический,  либеральный стили управления.

       В  границах  перечисленных  стилей  управления   возможны   следующие

варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:

       . руководитель  принимает решение  и дает  подчиненным команду его

         выполнить;

       . руководитель  принимает решение и разъясняет  его подчиненным;

       . руководитель  принимает решение, советуясь  с подчиненными;

       .   руководитель   предлагает   решение,    которое    может    быть

         скорректировано  после консультаций с подчиненными;

       . руководитель  излагает проблему,  получает  советы  и  рекомендации

         подчиненных,  на основании которых принимает  решение;

       . руководитель  принимает решение совместно с подчиненными;

       . руководитель  устанавливает  рамки,  в   которых  подчиненные  сами

         принимают  решение.

       Для оценки  эффективности каждого  из  стилей  управления  Р.  Лайкерт

предложил  рассчитывать  либерально-авторитарный   коэффициент   (ЛАК).   Он

определяется  отношением  сумм  либеральных  и  авторитарных   элементов   в

поведении руководителя. По его мнению, в  современных  условиях  оптимальная

величина  этого коэффициента  составляет  1,9.  Таким  образом,  сегодня  для

получения эффективных результатов руководители должны применять в  два  раза

больше  элементов убеждения, чем принуждения.

       Все вышеописанные «одномерные»  стили руководства можно представить   в

виде  сводной  таблицы,   предложенной   отечественным   исследователем   Э.

Старобинским.

|                  |Авторитарный      |Демократический   |Либеральный   |

|Способ  принятия   |Единоличный с     |На основе         |На основе     |

|решений           |подчиненными      |консультаций      |указаний      |

|                  |                  |сверху или мнения |              |

|                  |                  |группы            |              |

|Способ  доведения  |Приказ,           |Предложение       |Просьба,      |

|решений  до        |распоряжение,     |                  |упрашивание   |

|исполнителя       |команда           |                  |              |

|Распределение     |Полностью в руках |В соответствии  с  |Полностью в   |

|ответственности   |руководителя      |полномочиями      |руках         |

|                  |                  |                  |исполнителя   |

|Отношение  к       |допускается       |Поощряется и      |Полностью     |

|инициативе        |                  |используется      |передается    |

|подчиненных       |                  |                  |подчиненным   |

|Принципы  подбора  |Избавление от     |Ориентация на     |         -    |

|кадров            |сильных           |деловых, знающих  |              |

|                  |конкурентов       |сотрудников  и     |              |

|                  |                  |помощь им в       |              |

|                  |                  |карьере           |              |

|Отношение к       |Считает,  что все  |Постоянно учится  и|Безразличное  |

|знаниям           |сам знает         |требует того же от|              |

|                  |                  |подчиненных       |              |

|Отношение к       |Отрицательное,    |Положительное,    |Инициативы  не |

|общению           |соблюдает         |активно идет на   |проявляет     |

|                  |дистанцию         |контакты          |              |

|Отношение к       |По  настроению,    |Ровное,           |Мягкое,       |

|подчиненным       |неровное          |доброжелательное, |нетребовательн|

|                  |                  |требовательной    |ое            |

|Отношение к       |Жесткое,          |Разумное          |Мягкое,       |

|дисциплине        |формальное        |                  |формальное    |

|Отношение к       |Наказание  с редким|Поощрение с редким|Нет четкой    |

|стимулированию    |поощрением        |наказанием        |ориентации    |

 

       В своем исследовании  Левин обнаружил,  что  авторитарное  руководство

добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако  при

авторитарном   управлении    присутствует    низкая    мотивация,    меньшая

оригинальность,  меньшее  дружелюбие  в   группах,   отсутствие   группового

мышления и другие отрицательные  факторы. При либеральном  стиле  руководства

объем работы  уменьшается,  качество  работы  снижается,  появляется  больше

игры.

       Более поздние  исследования не полностью подтвердили  выводы о том, что

авторитарное  руководство  обеспечивает  более  высокую  продуктивность,  но

меньшую  удовлетворенность,  чем  демократичное.  Исследования  Левина  дали

основу для изучения данного  вопроса другими учеными.

       Таким образом,  исследования Левина  основывались,  прежде  всего,  на

изучении  влияния   личностных   качеств   руководителя   на   выбор   стиля

руководства.   В    каждом    конкретном    случае    между    авторитарным,

демократическим и либеральным  стилями  существует  определенный  баланс,  и

увеличение доли  элементов  одного  из  них  будет  приводить  к  уменьшению

других.

       2.1.2. Модель Лайкерта

       Лайкерт выделяет два типа руководителя: руководитель, сосредоточенный

на работе и руководитель, сосредоточенный  на человеке.

 

 

 

       Сосредоточенный                                                    на

Сосредоточенный на

 

                                                                      работе

            человеке

 

                                                Стили руководства

                    Схема 2.3. Стили руководства Лайкерта

       Руководитель,   сосредоточенный   на   работе   (или    руководитель,

ориентированный на задачу) заботится  о проектировании  задачи  и  разработки

системы вознаграждений для повышения  производительности труда.

       В  противоположность   первому  типу   руководителя   Лайкерт   ставит

руководителя,  сосредоточенного  на  человеке,  главной   заботой   которого

являются люди. Он сосредотачивает  внимание на  повышении  производительности

труда,  используя  совершенствование  человеческих  отношений.  Данный   тип

руководителя  позволяет  работникам  максимально  участвовать   в   принятии

решений, избегает опеки и устанавливает  для  подразделения  высокий  уровень

производительности руда.

       А  так   же  помогает  подчиненным   решать  проблемы,  и  поощряют  их

профессиональный рост.

       Таким образом,  Лайкерт сделал  вывод,  что   стиль  руководства  будет

ориентированным  либо  на  работу,  либо  на  человека.  Стиль  руководства,

сосредоточенный  на  человеке  способствует   повышению   производительности

труда. Но этот стиль управления не всегда  является  оптимальным  поведением

руководителя.

        Как продолжение  своих исследований Лайкерт предложил  четыре  базовых

стиля руководства (схема 2.4.).

|Система 1         |Система 2         |Система 3         |Система 4     |

|Эксплуататорско-ав|Благосклонно-автор|Консультативно-дем|Основанная  на |

|торитарная        |итарная           |ократическая      |участии       |

 

 

                    Схема 2.4. Стили руководства Лайкерта

        Рассмотрим  каждую систему в отдельности.

       Руководители,  относящиеся  к   системе   1,   имеют   характеристики

автократа. Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти  руководители

могут поддерживать авторитарные отношения  со  своими  подчиненными,  но  они

разрешают  подчиненным   ограниченно   участвовать   в   принятии   решений.

Информация о работе Портрет современного менеджера