Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 21:57, контрольная работа
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека
объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели , возникала задача
координации их совместных действий , решение которой кто-то из них должен
был брать на себя .В этих условиях он становился руководителем,
управляющим, а другой - его подчиненным ,исполнителем.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1 Портрет современного руководителя. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .4
Глава 2 Что нужно, чтобы стать лидером . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .8
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 14
желания достичь поставленных целей. Херсли и Бланшар сформулировали четыре
основных стиля руководства: давать указания «продавать», участвовать,
делегировать (схема 2.7.).
Суть первого стиля S1 заключается в указаниях незрелым (М1),
неспособным и не желающим отвечать за результаты своей работы сотрудникам,
что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться на
решение организационно – технических проблем, а не на налаживание
человеческих отношений и
Второй стиль S2 – «продавать» – эффективен для сотрудников,
обладающих средним уровнем зрелости (М2), когда они способны нести
ответственность, но не могут делать этого. Данный стиль сочетает в равной
мере ориентацию на организационную сторону дела, и на коллективность. Здесь
руководитель должен одновременно давать исполнителям указания и
поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
Третий стиль S3 эффективен для сотрудников, которые могут, но не
хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие всех
условий и обладание достаточной подготовленностью. Такие подчиненные
характеризуются умеренно высокой степенью зрелости (М3). При данном стиле
руководства необходимо участие работников в принятие решений. Они сами
прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется
повысить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить
себя, а при необходимости помощь.
Стиль руководителя
(Высокая)
Высокая степень
Высокая степень
ориентированности на
ориентированности на задачу
человеческие отношения
высокая – на
и малая – на задачу
человеческие отношения
[pic]
Стиль руководителя,
ориентированный на участие
Продажа
подчиненных в принятии
решений
S4
Делегирование
Указания
Низкая степень
Высокая степень
ориентированности на
задачу
и высокая на задачу
низкая – на отношения
(Низкая)
Низкая Поведение, ориентированное на задачу
Высокая
Высокая
Низкая
М4
М2 М1
Зрелый
Незрелый
Схема 2.7. Ситуационная модель руководства Херси и Бланшара.
Четвертый стиль
S4 характеризуется высокой
когда подчиненные хотят и могут нести ответственность работать
самостоятельно без помощи и указаний руководителя. Херсли и Бланшар
рекомендуют делегировать полномочия и создавать условия для коллективного
управления.
В целом критики данной модели жизненного цикла отмечают отсутствие
последовательного метода измерения уровня зрелости; упрощенное деление
стилей и неясность того, смогут ли руководители на практике вести себя так
гибко и адаптивно как требует модель.
2.2.6. Модель принятия решения
По мнению авторов данной модели, в зависимости от ситуации,
особенностей коллектива и характеристикам самой проблемы можно выделить
пять стилей управления. Эти пять стилей представляют континуум, начиная с
автократического стиля принятия решений (А и Б) затем консультативный (В и
Г) и завершается полным участием (Д).
А – Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся
информации.
Б – Руководитель
сообщает подчиненным суть
мнения и принимает решение.
В – Руководитель
излагает проблему подчиненным,
ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.
Г – Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в
результате вырабатывается общее мнение.
Д – Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или
вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от
того, кто его автор.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными
критериями:
наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
уровень требований, предъявляемых к решению;
четкость и
степень причастности к делам организации и необходимость согласовывать с
ними решения; вероятность того, что единоличное решение руководителя
получит поддержку исполнителей;
заинтересованность
степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в
результате принятия решений.
|Наличие |Наличие |Структур|Влияние |Наличие |Согласие |Возможность|
|критерие|достовер|ированно|
|в выбора|ной |сть |подчиненны|и в |х с целями|ия |
|наиболее|информац|проблемы|х на |поддержке |фирмы, |конфликта |
|предпочт|ии для | |эффективно|решения |достижению|среди |
|ительног|принятия| |сть |подчиненны|которых |подчиненных|
|о |решения | |выполнения|ми |они |в |
|решения | | |решения | |способству|результате |
| | | | | |ют |принятия |
| | | | | | |решения |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
Да «А»
Нет «Д»
Нет
Да «А»
Нет Да «Д» Да «Г»
Да
Нет
Нет Да
Да «Б»
Нет Да Да «Г»
Да «Д»
Нет «Г»
Схема 2.8. Модель стилей руководства Врума - Йеттона
В зависимости от этих критериев руководитель использует пять
перечисленных стилей управления, алгоритм выбора которых отражен на схеме
2.8..
Данная модель
отличается от других
основа – принятие решений, но она аналогична другим подходам тем, что еще
раз показывает руководителю, что нет оптимального метода влияния на
подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуаций
принятия решений.
В настоящее
время все большее
атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. В основе этой концепции
лежит реакция руководителя не на само поведение подчиненных, а на причины
его вызвавшие. При этом руководитель основывается на трех видах информации:
о том, насколько поведение
о том, насколько оно стабильно, и о том, насколько оно уникально. Если
поведение подчиненного вызвано серьезными внутренними причинами,
руководитель принимает по отношению к нему необходимые меры воздействия и в
дальнейшем осуществляет их коррекцию в соответствии с ответной реакцией
подчиненного. Если же причины вызваны внешними условиями, руководитель
направляет усилия на их изменение.
Таким образом, переходя от одной модели к другой можно заметить их
усложнение, включение в рассмотрение все большее количество факторов,
влияющих на тот стиль руководства, которого будет придерживаться менеджер в
конкретной ситуации и в конкретном коллективе. Это означает, что
руководитель должен уметь вести
себя по-разному в различных
3. Формирование эффективного стиля руководства
руководства – это стиль,
реальность.
Арджирис
Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о
необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию,
руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину
задачи, потребности, полномочия и качество информации.
Руководителю
трудно выбрать стиль
членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается
подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов
общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее
эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это всегда
сложный и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени,
для ознакомления с деятельностью организации, а особенно для оценки
профессионального уровня своих подчиненных. Руководителю необходимо знать,
как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить
стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости.
Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени
руководитель учитывает
его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие
как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор
стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения
подчиненных.
Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля
руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого
руководителя наблюдаются
роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания
различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом
стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от
ситуации.
На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии
управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные
ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом
– в других).
Если обратиться к историческому прошлому, то в период
социалистической экономики при недостаточной подготовленности кадров
широкое распространение получил автократический стиль, и это было
оправдано. Но в современных условиях, когда подчиненные склонны к
самостоятельным действиям, при возросшем интеллекте работников, очевидно,
что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном стиле,
длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные результаты. Обычно
после некоторых достижений неизбежно наступает упадок. И тогда
обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим,
подавлялась инициатива подчиненных.
Приведенные данные, как и в целом практика руководства,
свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к
демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда
постепенно преодолеваются административные методы управления.