Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 21:57, контрольная работа
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека
объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели , возникала задача
координации их совместных действий , решение которой кто-то из них должен
был брать на себя .В этих условиях он становился руководителем,
управляющим, а другой - его подчиненным ,исполнителем.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1 Портрет современного руководителя. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .4
Глава 2 Что нужно, чтобы стать лидером . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .8
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 14
объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности
руководителя, производственной функции и функции регулирования
взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов
общения, а тем самым и стиль работы.
Любая управленческая деятельность имеет и субъективную основу.
Руководитель, прежде чем принять какое - либо решение сначала мысленно
продумывает все возможные способы воздействия на подчиненных и выбирает в
зависимости от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И, несмотря
на то, что обязанности руководителя предписываются должностной инструкцией,
стиль работы имеет отпечаток неповторимой личности руководителя. Именно в
стиле руководителя проявляются его личные качества, которые несколько
изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Сильное
воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень
профессиональной и политической подготовки, особенности характера и
темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно
относится к подчиненным, способность вести за собой коллектив, создавать
атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию.
Следовательно, в стиле руководства выделяют, с одной стороны, его
общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю
способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная
составляющая стиля
требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты
характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко
выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные,
качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности
организации.
Можно выделить
основные факторы,
Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности,
деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера,
темперамента и пр.;
Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и
технология управления, функции руководителя;
Окружающая производственная среда - технологический уровень производства,
форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.;
Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень
подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции
и ценности.
Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он
непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и
непосредственно на подчиненных.
Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную
комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная
личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является
творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при
этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и
обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное
содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем
отражены мировоззрение и
определяет результаты деятельности всей системы.
2. Классификация стилей
2.1. «Одномерные» стили руководства
Используя для анализа различные источники можно определить разные
классификации стилей руководства. Существует два подхода к изучению стилей:
традиционный и современный. К традиционному подходу относятся «одномерные»
стили управления. «Одномерные» стили, характеризуются одним каким - то
фактором, к ним относятся: авторитарный, демократический и либерально-
попустительский.
Изучение стиля
руководства и само
с именем известного психолога К. Левина. В 30-е годы вместе со своими
сотрудниками провел эксперименты, и определил три ставших классическими
стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный
(анархический). Позднее предпринимались попытки терминологических
изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный,
коллегиальный и попустительский (либеральный).
Начать рассмотрение стилей руководства необходимо с рассмотрения
системы Дугласа Мак Грегора. Его труды по практическому управлению содержат
утверждения о том, что подчиненные ведут себя, таким образом, как вынуждают
их вести себя руководители. Подчиненный любого ранга может стараться
отвечать требованиям своего руководства и выполнять возложенные на него
задачи. Исследования Мак Грегора показывают, что изначальным двигателем
поставленной цели являются, прежде всего, желания руководителя. Если
руководитель верит в то, что его работники справятся с поставленной
задачей, он подсознательно управляет ими так, что бы улучшить их
деятельность. Но если действия руководства отличаются неуверенностью, это
приводит к перестраховке, а, следовательно, тормозит развитие.
Работы Мак Грегора помогают менеджерам избегать неуверенности и
стремиться к достижению максимального успеха. Он описывает систему
руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять
руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций
названа теория Х, а другая теория У.
Теория Х.
Теория Х описывает такой тип руководителя, который стоит на позиции
директивных, авторитарных методов управления, так как относится к своим
подчиненным недоверчиво. Наиболее часто они выражают свое отношение
следующим образом.
Каждому человеку от природы присуще нежелание работать, поэтому он
старается избегать затрат труда, где это только возможно.
Люди стараются избегать прямой ответственности, предпочитают быть
ведомыми.
Каждый человек стремится
обеспечить себе полную
Чтобы заставить каждого из членов коллектива работать на достижение единой
цели, необходимо применять различные методы принуждения, а так же
напоминать о возможности
Руководители, придерживающиеся подобной позиции по отношению к своим
подчиненным, как правило, ограничивают степень их свободы, автономии в
организации, стараются не допускать служащих к участию в управлении
компанией. Они стремятся упростить цели, разбить их на более мелкие,
каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко
контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило,
очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно.
Руководитель такого типа удовлетворяет элементарные потребности подчиненных
и использует автократичный стиль управления.
Теория У.
Она описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотношения в
коллективе складываются, как партнерские и становление коллектива проходит
в идеальной среде.
Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу
организации и включает в себя следующие положения.
Работа не является для любого из нас чем - то особенным. Человек не
отказывается от выполнения тех или иных обязанностей, а стремится взять на
себя определенную ответственность. Работа для человека так же естественна,
как и играть.
Если члены организации
стремятся достичь
развивают самоуправление, самоконтроль, делают все возможное для достижения
целей.
Награда за работу будет строго соответствовать тому, как выполнены стоящие
перед коллективом задачи.
Изобретательность и
за высокого развития технологий.
Значительных успехов в работе достигают руководители,
придерживающиеся как теории Х, так и теории У. Но каждый менеджер должен
сначала оценить, возможно, ли в тех условиях, в которых находится
организация, применение теории У, а также какие последствия может вызвать
применение теории Х.
Существуют такие условия, при которых развитие организации
осуществляется по принципам теории У. Руководители в данном случае в
условиях равноправия имеют полную поддержку со стороны подчиненных и
руководителей среднего звена. При этом руководитель для подчиненного
является наставником. Они могут иметь различные позиции по иным вопросам,
но мнение друг друга обязаны уважать. Менеджер, придерживающийся теории У,
позволяет подчиненному самому устанавливать сроки выполнения заданий, если
он хочет совмещать различные виды деятельности.
Концепции, соответствующие теории У, действуют наиболее эффективно в
ситуации, когда все члены коллектива адаптированы к подобному стиль
управления. Такие профессии, как научный сотрудник, учитель, медик,
наиболее приспособлены к
Низко квалифицированные
работники, требующие
контроля, как правило, лучше адаптируются к управлению по теории Х.
Широкое применение теории У в работе управления позволяет достичь
высокого уровня производительности, развить творческий потенциал у
работников, создавать гибкие рабочие места, поощрять коллективный труд, а
также достичь высокого уровня квалификации персонала.
В рамках «одномерных» стилей управления можно рассматривать две
модели. Классическая модель классификации стилей руководства, предложенная
К. Левиным и альтернативная ей модель классификации стилей Лайкерта.
Рассмотрим и произведем анализ данных моделей. Модель К. Левина основана на
том, что главная роль при классификации стилей руководства была отдана
свойствам личности и особенностям характера руководителя. В модели Лайкерта
в эту основу положен ориентир руководителя либо на работу, либо на
человека. Обе рассматриваемые модели относятся к поведенческому подходу,
который создал основу для классификации стилей руководства. Эффективность
руководства согласно этому подходу определяется тем, как относится менеджер
к своим подчиненным.
2.1.1. Модель К. Левина
Исследования, проведенные К. Левиным и его коллегами, были проведены
раньше, чем М. Грегор разделил действия и поведение руководителей на две
теории. Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил в своих
исследованиях К. Левин.
Автократичный
Либеральный
Стили руководства
Схема 2.1. Автократично - либеральный континуум стилей руководства
Авторитарный стиль руководства (автократический, директивный,
административный). Отличается чрезмерной централизацией власти,
самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации,
ограничением контактов с подчиненными. Существуют разновидности
авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный».
«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что
руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов,
единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все,
давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве
основной формы стимулирования использует наказание.
Сотрудники относятся к приказам руководителя безразлично или
негативно, радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей
правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении
формируется неблагоприятный морально-психологический климат, и создается
атмосфера для развития производственных конфликтов.
При более мягкой
«благожелательной»
руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при
принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может
поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический
климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным
определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах.