Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала ЗАО «ФПГ Энергоконтракт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: -анализ современных теорий мотивации, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, -взаимосвязь мотивационных теорий и практик проведения современного стратегического анализа при управлении персоналом , а также разработка предложений по совершенствованию системы мотивации персонала организации на примере ЗАО «ФПГ Энергоконтракт».
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1) Рассмотрение теоретических основ мотивации и стимулирования персонала на предприятии;
2) Проведение анализа системы управления мотивацией персонала на исследуемом предприятии;

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ современных теорий мотивации персонала
1.1. Сущность мотивации
1.2. Содержательные теории мотивации
1.2.1. Теория мотивации А. Маслоу
1.2.2. Теория мотивации Дэвида Мак-Клеланда
1.2.3. Теория мотивации Ф. Герцберга
1.2.4. Теория мотивации Альдерфера
1.3. Процессуальные теории мотивации
1.3.1. Теория ожидания
1.3.2. Теория справедливости Дж. Адамса
1.3.3. Теория мотивации Портера – Лоулера
1.3.4. Теория постановки целей. Теория Скиннера. Теория Аткинсона
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала организации на примере
ЗАО «ФПГ Энергоконтракт».
2.1. Характеристика предприятия
2.1.1. История развития компании ЗАО «ФПГ Энергоконтракт»
2.1.2. Организационная структура ЗАО «ФПГ Энергоконтракт»
2.1.3. Характеристика основных отделов ЗАО «ФПГ Энергоконтракт»
2.2. Анализ системы мотивации персонала на предприятии
2.2.1. Материальные способы мотивации персонала организации
2.2.2. Нематериальные способы мотивации персонала
2.2.3. Административные факторы мотивации персонала
2.3. Проблемы системы мотивации персонала ЗАО «ФПГ Энергоконтракт»
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала ЗАО «ФПГ Энергоконтракт»
3.1 Предложения по совершенствованию материальных способов мотивации персонала ЗАО «ФПГ Энергоконтракт»
3.2. Предложения по совершенствованию нематериальных способов мотивации персонала ЗАО «ФПГ Энергоконтракт»
3.3. Эффективность предложенных мероприятий
Заключение
Список используемых источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА КСЕНИЯ.docx

— 168.04 Кб (Скачать файл)

Процесс использования различных  стимулов для мотивирования людей  называется процессом стимулирования. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия  состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью  которого может осуществляется мотивирование. В то же время необходимо отметить, что между стимулированием и деятельностью человека нет однозначной связи, так как здесь имеется много случайностей и субъективных обстоятельств, таких, например, как настроение в данный момент или влияние третьих лиц [2, c.134].

Грамотное применение теоретических  знаний в этой области на практике позволит руководителю через эффективную  мотивацию быстро и рационально  достичь целей, стоящих перед  организацией, и, при прочих равных условиях, обеспечить ей конкурентное преимущество. Эффективное управление персоналом предполагает гармоничное  сочетание стимулов, мотивации и  удовлетворения потребностей работников, посредством воздействия на содержание различных этапов (элементов) процесса мотивации [7, c.145].

Таким образом очевидно, что способы достижения эффективной мотивации зависят в первую очередь от человеческих потребностей, норм и ценностей. Следовательно, используя этот рычаг, можно повлиять на деловую активность работников. Ответ на вопрос как это сделать, дают две группы концепций, которые будут рассмотрены далее.

1.2 Содержательные теории  мотивации

В процессе развития правители  и управленцы стали замечать, что  материальные факторы уже не так  сильно мотивируют работников. Изучение потребностей человека привело к  появлению теорий, в основе которых  лежит утверждение, что главными мотивирующими факторами являются не материальные, а психологические, нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой, гордость своей фирмой и  т.п. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т. е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо, которые и являются основным мотивом их поведения, а, следовательно, и деятельности и называются содержательными теориями мотивации [7, c.147].

Согласно этим теориям  мотивация – это совокупность доказательств и мотивов для  обоснования определенного поведения  или действий. Она определена потребностями  и целями индивида, деятельностью, мировоззрением, убеждениями, уровнем стремления и  идеалами. Поэтому, мотивация, по мнению сторонников содержательных теорий, - это определенные силы, которые  заставляют человека с энтузиазмом  и настойчивостью исполнять определенную работу [5, c.78].

Содержательный подход к  проблеме мотивации является исторически  первым. Самым первым и наиболее распространенным методом был метод  наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Метод  является сомой первой концепцией мотивации, что возникла в глубокой древности, и просуществовала на протяжении всей истории развития человека. Основной смысл этого метода раскрывается в его названии: за выполненную  работу человек получает вознаграждение, за невыполненную работу – наказание. Этот метод использовался для  достижения желаемых результатов и  просуществовал довольно долго в  условиях административно-командной  системы. Постепенно он трансформировался  в систему административных и  экономических санкций и стимулов.

Первую научную теорию мотивации в рамках содержательного  подхода обосновал Ф. Тейлор, выступивший  с ее классическим вариантом. Он предположил, что людьми движет желание удовлетворять  возрастающие потребности, для чего нужно дать им возможность зарабатывать деньги. В основу своей модели Тейлор положил систему норм расходования времени на каждый вид работ или  выполнение отдельных операций. Как  уже говорилось, такие нормы были получены опытным путем из наблюдений за действиями наиболее сильных и  сноровистых исполнителей. При достижении более высокой производительности труда, чем та, которую они предусматривали, работники оплачивались по повышенному тарифу и получали премии. Это и давало им возможность более полно удовлетворять свои потребности. В то же время невыполнение задания влекло за собой оплату по пониженным расценкам, что заставляло большинство людей работать на пределе своих возможностей [2, c.143].

Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования  этого метода мотивации, в сочетании  с более эффективным применением  специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации  по типу кнута и пряника был  так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются  у руководителей. С того времени  теории мотивации стремятся к  как можно большей степени  учета различных потребностей и  мотивов деятельности людей, постоянно  пытаясь выявить новые и преимущественные побуждения, мотивы и потребности.

К сторонникам такого подхода  можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клеланда, чьи теории будут рассмотрены ниже.

1.2.1 Теория мотивации А.  Маслоу

В 1942 г. известный американский социолог Абрахам Маслоу (1908-1970гг.), создал концепцию иерархии потребностей, которую изложил в 1943 г. в статье «Теория человеческой мотивации», помещенная в журнале «Психология общения». 

Сущность ее сводится к  изучению потребностей человека. Ее сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. Маслоу выделил пять групп потребностей, постоянно присущих людям, и расположил их в виде иерархической пирамидальной структуры (рис. 2).

Физиологические потребности  и потребности безопасности относятся  к первичным (базисным) потребностям, а остальные виды потребностей - это вторичные (произвольные), непрерывно изменяющиеся потребности.

Модель имеет такую  форму, поскольку, чем более высокое  место занимают потребности в  иерархии, тем для меньшего числа  людей они становятся реальными  мотиваторами поведения [2, c.144].

Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают мотивировать, и их место занимают другие неудовлетворенные потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения. Лишь после того, как оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности более высокого уровня [5, c.80].

К первому уровню Маслоу отнес физиологические потребности, необходимые для выживания человека (потребности в пище, одежде, воде, воздухе, отдыхе и т.д.). Их удовлетворение, обеспечивающие человеку элементарное выживание, требует минимальной заработной платы и сносных условий труда.

Ко второму уровню причислены потребности безопасности и уверенности  в будущем, т.е. человек стремиться находиться в безопасном состоянии, защищающем от страха, болезней и страданий (уверенность в том, что физиологические  потребности будут удовлетворяться  и в будущем). Их удовлетворение возможно с помощью заработной платы, превышающей  минимальный уровень (что позволяет, например, приобретать страховой  полис), а так же работы организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии.

На третьем уровне помещены социальные потребности - необходимость  в социальном окружении, в общении  с людьми, в поддержке со стороны  окружающих. Для их удовлетворения необходимо участие в групповой  работе, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.

Четвертый уровень образуют потребности в уважении, в признании  окружающих, в самоутверждении стремлении к личным достижениям. Они удовлетворяются  путем завоевания авторитета, известности, высокого статуса. Управление обладателями этих потребностей облегчает присвоение им титулов, званий, наград и т.п.

На пятый уровень который, по мнению Маслоу, достигает один процент людей, поставил потребность самовыражения, самореализации, самоутверждении (духовные потребности), т.е. потребность в собственном росте, в реализации своих потенциальных возможностей. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения стоящих перед ним задач. Поскольку с развитием личности расширяются ее возможности, то потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены [5, c.148].

Теория Маслоу внесла исключительный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти только экономическими стимулами, т.к. поведение людей определялась, в основном, их потребностями низших уровней. В настоящее время ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Поэтому руководителю нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время [14, c.106].

Хотя теория Маслоу и дала достаточно полезное и полное описание мотивации, она имеет свои слабые стороны:

1) игнорирование индивидуальных  особенностей людей и влияния  ситуационных факторов;

2) предположение о возможности  перехода от одного уровня  потребностей к другому только  в направлении снизу вверх  (на самом деле потребности  не имеют хронологической последовательности  и могут даже накладываться  друг на друга);

3) утверждение, что удовлетворенность  потребностей верхней группы  ослабляет их воздействие на  мотивацию[2, c.145].

Тем не менее, теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно и оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления.

1.2.2 Теория мотивации Дэвида  Мак-Клеланда

С развитием экономических  отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Развитие в послевоенные годы таких наук, как психология и социология, а  также совершенствование методов  исследования поставило изучение поведения  работника на его рабочем месте  на научную основу, это вызвало  к жизни развитие школы поведенческих  наук (с 1950 г. и по настоящее время). Основной целью этой школы было повышение  эффективности ее человеческих ресурсов. Школа поведенческих наук основное внимание направила на изучение межличностных  отношений, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной  структуры, коммуникаций в организации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни [14, c.108].

Дэвид Мак-Клеланд, не отрицая значимость предыдущих теорий и их выводов о важности биологических и других «базисных» потребностей в мотивации поведения работников, попытался выявить наиболее важные среди «вторичных потребностей», которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности. Таким образом, концепция Дэвида Мак-Клеланда делает основной акцент на потребности высших уровней, которые он рассматривает как приобретенные под влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к причастности. Однако у разных людей эти потребности выражены по-разному или существуют в определенных комбинациях. То, как они сочетаются, зависит, помимо прирожденных качеств, от личного опыта, ситуации и культуры человека.

Потребность в успехе (по классификации Маслоу, она находится между потребностями в уважении и самореализации) проявляется как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Эти цели многие люди предпочитают ставить самостоятельно, с учетом возможности их реального достижения. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность [2, c.146].

Человек, ориентированный  на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах  своей работы, хочет нести ответственность  за решение каких-либо проблем, и  имеет тенденцию к постановке реальных целей. Так же люди с ярко выраженной потребностью в успехе получают удовлетворение в основном от самого процесса работы, от начала до завершения, и в меньшей степени - от награды, которую получают за хорошо выполненную  работу.

Потребность во власти (также  находится между потребностями  в уважении и самовыражении по классификации Маслоу) выражается в желании влиять на других людей, контролировать их поведение, а также в готовности отвечать за других и брать на себя ответственность за их действия. Эта потребность выражается в стремлении к руководящей должности. Она положительно влияет на эффективность руководства. Вот почему на руководящие посты целесообразно отбирать людей с выраженной потребностью во власти. Такие люди обладают высоким самоконтролем. Они более преданы своей организации, увлечены делом, и работают, не считаясь со временем. Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д.

Информация о работе Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала ЗАО «ФПГ Энергоконтракт»