Программа социально-экономического развития г. Барнаула на 2008-2017 г как основа государственной политики на мировом уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в комплексном исследовании формирования и реализации государственной политики на примере г. Барнаула.
Поэтому актуальной представляется задача научного обоснования концепции стратегического управления развитием региона. Она включает в себя:
1) формирование сущности стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием региона;
2) определение особенностей стратегического управления развитием региона;
3) разработка системы понятий стратегического управления региональным развитием.

Содержание

Введение
Глава 1 Цели и принципы государственного управления
1.1 Структура целей государственного управления
1.2 Принципы государственного управления и их классификация
Глава 2 Программа социально-экономического развития г. Барнаула на 2008-2017 г как основа государственной политики на мировом уровне
2.1 Основное Содержание программы
2.2 Анализ взаимосвязи и влияния государственной политики на развитие г .Барнаула
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

модели разработки гос политики.docx

— 123.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Цели и принципы государственного управления

1.1 Структура целей  государственного управления

1.2 Принципы государственного  управления и их классификация

Глава 2 Программа социально-экономического развития г. Барнаула на 2008-2017 г как  основа государственной политики на мировом уровне

2.1 Основное Содержание  программы

2.2 Анализ взаимосвязи  и влияния государственной политики  на развитие г .Барнаула

Список литературы

 

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что на современном  этапе перед Россией поставлена задача: прочно занять место среди  сильных, экономически развитых государств мира, осуществив в возможно сжатые сроки радикальные экономические, социальные, институциональные преобразования общества. Эти преобразования затрагивают  все уровни экономических систем: национальный, региональный, корпоративный. Особое значение для успешного решения  поставленной задачи в российских условиях имеет развитие регионов как субфедеральных территориальных образований.

Согласно современной  теории управления трансформация экономической  системы, ее перевод в новое целевое  состояние обеспечивается стратегическим управлением. Однако она разработана  в основном для корпоративного уровня управления. Целостная теория стратегического  управления развитием региона как  инновационного процесса пока находится  в стадии становления.

Российская практика опережает  теорию, что проявляется в разработке разнообразных стратегических документов: стратегий, стратегических планов, концепций  и программ развития регионов. Анализ показывает, что на практике наибольшее распространение получило стратегическое планирование и программирование регионального  развития. Исследования содержания этих документов, выполненные в ряде работ, подтверждают недостаточное научно-методическое обеспечение этого инновационного процесса. В ряде случаев он носит  незавершенный характер, так как  не включает механизмы реализации стратегий. Из-за слабой разработанности понятийного  аппарата происходит подмена понятий  и снижается качество управленческих решений.

Цель работы состоит в  комплексном исследовании формирования и реализации государственной политики на примере г. Барнаула.

Поэтому актуальной представляется задача научного обоснования концепции  стратегического управления развитием  региона. Она включает в себя:

1) формирование сущности  стратегического подхода к управлению  социально-экономическим развитием  региона;

2) определение особенностей  стратегического управления развитием  региона;

3) разработка системы понятий  стратегического управления региональным  развитием.

Степень разработанности  темы: При написании работы были использованы труды специалистов в  области государственного и муниципального управления таких как: И. Адимир, В.И. Арзамаскин, О. Дмитриева, В.Ф. Павленко, В.П. Чичканов и другие, а также проанализирован нормативно-правовой материал.

Предметом исследования явилось  формирование и реализация государственной  политики.

Объектом исследования выступили  общественные отношения в формировании и реализации государственной политики на примере г. Барнаула. 

Нормативную и информационную базу работы составили законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, статистические данные, материалы научных конференций, монографии и статьи.

Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке методических основ комплексной оценки эффективности государственного регулирования экономики региона.

 

Глава 1 Цели и принципы государственного управления

1.1 Структура целей  государственного управления

Система государственного управления, как и всякое социально организованное образование, состоит из функционально  объединенных связями подсистем (элементов), которые обладают специфическими свойствами, благодаря чему и находят свое место в структуре организации. Организационно-функциональная структура  государственного управления представляет собой определенным образом организованный, функционально взаимосвязанный  состав системообразующих элементов (структурных частей): государственные  институты, обеспечивающие функционирование системы управления, в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в  организационном взаимодействии и  соподчиненности. Она определяется факторами организационно-функциональной устойчивости: подсистемами целей и  принципов; разграничением компетенции, распределением функций и полномочий между субъектами и объектами управления; подсистемами используемых форм, методов, средств и ресурсов управления[11, C.89].

Построение организационно-функциональной структуры управления начинается с  определения его целей. Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

Цели государств отличаются большим разнообразием. Однако нет  практически ни одного политического  режима, который хотя бы формально, демагогически не выдвигал в качестве главной цели благосостояние граждан (подданных) своего государства. В этом отношении характерен пример России. Исторические условия ее развития, геополитическое положение, трагические  последствия политических экспериментов XX в. предопределили традиционный подход к человеку не как к цели, а  как к средству, с помощью которого власти предержащие решали выдвигаемые  ими задачи, которые, несмотря на всю  их грандиозность, так и не привели  Россию к экономическому процветанию. Однако, даже учитывая все сложности  нынешней экономической и политической ситуации, можно с большой долей  уверенности и надежды утверждать, что в России возобладала тенденция  отношения к народу как субъекту формирования целей государственного управления.

Согласно ныне действующей  Конституции Российская Федерация  является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. Это  главная, конституционно провозглашенная  цель российского государства, магистральное  направление его внутренней и  внешней политики. В ней берет  начало древо целей государственного управления, которое имеет четко  выраженную иерархическую структуру  в зависимости от масштабов, сложностей, приоритетности решаемых государством задач.

При достижении главной цели обычно доминирует один из двух способов: директивное управление или терминальное управление. Первый представляет собой  систему жесткого программирования, второй - свободного программирования движения к цели. Выбор путей представляет собой определение обеспечивающих целей и, в конечном счете, может  играть решающую роль в достижении заданных целей. В ряде случаев система  обеспечивающих целей превращается в самоцель, а государство и  общество становятся ее заложниками, как  это имеет место при тиранических режимах.

По мере реализации основных и обеспечивающих целей возникает  огромное многообразие побочных целей, призванных обеспечивать целостность, динамизм и надежную управляемость  государства как системы. Сформировать структуру целей государственного управления, расположить их в строго иерархическом порядке, проследить взаимосвязь между целями разного  содержания, их логику и взаимную увязку при достижении основной цели позволяет  прием, получивший название «древа целей». Древо целей в государственном  управлении есть способ формирования структуры целей программы государственного развития, обеспечивающий взаимосвязь  множества целей и подцелей разного  содержания (социальных, политических, экономических, духовных и т.д.), их согласование для достижения качественных изменений  в заданном направлении. Древо целей  имеет иерархическую структуру. В ней, по существу, представлена общая  стратегия государственного управления, что придает ему системно-организованный характер.

Древо целей государственного управления образует конкретную систему  зависимости, позволяющую определить место и роль каждой конкретной цели в процессе ее осуществления, разграничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности. Формирование древа целей государственного управления происходит по восходящей от общего к частному. Отправным началом служит главная цель. От нее берут начало отдельные составляющие промежуточные цели, которые в свою очередь расчленяются на более частные, восходя к своей вершине. Тем самым происходят целеполагание, целеопределение и целеутверждение осуществления государственного управления [8, C. 202].

Хотя построение древа  целей - технико-методологический прием, который не несет в своей основе идеологической и политической нагрузки, сама совокупность элементов, составляющих «ствол», «ветви», «крону» и другие элементы древа, дает достаточно полное представление о характере государства, социальной направленности его целей, их приоритетности и средствах достижения.

Идея представить систему  целей государственного управления в виде древа, уходящего «корнями» (средствами коммуникации) в «почву» (социум), родилась не случайно. В самом  деле, общество, государство, с точки  зрения жизнедеятельности, развития и  функционирования, приспособления к  условиям существования, принципиально  не отличается от живого организма. И  то, и другое - системы, где совершаются  процессы, которые могут быть описаны  категориями теории систем. В частности, к обществу и государству применимо  такое свойство системы, как стремление к достижению целей последовательного  совершенствования, отработки механизмов обеспечения жизнедеятельности. Сравнение  социума с «почвой», которая питает древо целей, тоже не случайно. В  этом находит подтверждение мысль  классика о том, что человечество ставит перед собой только те задачи, которые оно в состоянии решить. Если питательная среда не в состоянии  обеспечить жизнедеятельность древа  целей, последнее погибает, какими бы прекрасными порывами ни руководствовались  его создатели.

При формировании древа целей  государственного управления субъект  управления должен обладать исчерпывающей  информацией о потребностях и  интересах общества, социальных групп, граждан государства, т.е. о нуждах общества в государственном управлении. Ему необходимо иметь отчетливое представление о ресурсной базе в самом широком смысле, включая  материальные, финансовые, интеллектуальные, организационные возможности, правовое обеспечение и т.д. Это должно по возможности свести к минимуму элемент субъективизма при определении  целей управления.

Обусловленность и обоснованность целей государственного управления определяются многими параметрами: характером общественных отношений, проведением  реформ, решением стратегических задач, закономерностями общественного развития, историческим опытом, природными и  человеческими ресурсами, демократизмом, правозаконностью, духовными ценностями, культурными традициями, интеллектуальным потенциалом, национальным характером и др. При этом должны учитываться закономерности и тенденции общественного развития, а также исторический опыт страны. События последнего десятилетия в России показали, насколько важно при определении целей трансформации общества в новое качественное состояние учитывать уроки истории. «Знание своего прошлого, - писал В.О. Ключевский, - облегчает выбор: оно не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. Вырабатывающееся из него историческое сознание дает обществу, им владеющему, тот глазомер, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости».

Утверждение демократии и  рыночных отношений не должно проводиться  любой ценой. Демонтаж тоталитарной системы может и должен быть значительно  менее болезненным, чем проведение иллюзорного социалистического  эксперимента, поскольку, во-первых, человечество обладает необходимым опытом, во-вторых, переход осуществляется к принципиально  нормальной системе человеческих отношений. Реформы не должны противоречить  интересам и чаяниям народа, в  противном случае люди отвернутся от реформаторов. Реформы станут вполне продуктивными только тогда, когда  большинство народа осознает их жизненную  необходимость для России.

Всякая цель может быть достижимой только в том случае, если она реальна, если ее достижение обеспечено природными и человеческими  ресурсами. Следует иметь в виду, что и те и другие истощаются. Истощение первых закономерно и  при бурном развитии научно-технического прогресса идет достаточно быстро и  необратимо. Поэтому человечество постоянно  озабоченно их поиском. Истощение человеческих ресурсов связано с неблагоприятными условиями, вызываемыми серьезными социальными катаклизмами. При определенных обстоятельствах, вызванных войнами, особенно гражданскими, голодом, репрессиями  и т.д., может наступить так  называемая отрицательная селекция, вызванная гибелью в короткий исторический срок наиболее пассионарной части населения и резко снижающая интеллектуальный, нравственный и творческий потенциал населения. Жертвами отрицательной селекции стали в свое время Древняя Греция и Древний Рим, утратившие свои позиции на мировой арене. По крайней мере дважды ее пережила Россия: в период смутного времени начала XVIIв. и в XXв. от начала Первой мировой войны. Наряду с другими факторами это сказалось на динамике объективно необходимых преобразований в нашей стране на современном этапе. Требуются определенное время и условия для восстановления человеческого потенциала [16, C. 31].

Информация о работе Программа социально-экономического развития г. Барнаула на 2008-2017 г как основа государственной политики на мировом уровне