Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:57, курсовая работа
Цель работы состоит в комплексном исследовании формирования и реализации государственной политики на примере г. Барнаула.
Поэтому актуальной представляется задача научного обоснования концепции стратегического управления развитием региона. Она включает в себя:
1) формирование сущности стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием региона;
2) определение особенностей стратегического управления развитием региона;
3) разработка системы понятий стратегического управления региональным развитием.
Введение
Глава 1 Цели и принципы государственного управления
1.1 Структура целей государственного управления
1.2 Принципы государственного управления и их классификация
Глава 2 Программа социально-экономического развития г. Барнаула на 2008-2017 г как основа государственной политики на мировом уровне
2.1 Основное Содержание программы
2.2 Анализ взаимосвязи и влияния государственной политики на развитие г .Барнаула
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Цели и принципы государственного управления
1.1 Структура целей государственного управления
1.2 Принципы государственного управления и их классификация
Глава 2 Программа социально-
2.1 Основное Содержание программы
2.2 Анализ взаимосвязи
и влияния государственной
Список литературы
Введение
Актуальность данной работы
заключается в том, что на современном
этапе перед Россией поставлена
задача: прочно занять место среди
сильных, экономически развитых государств
мира, осуществив в возможно сжатые
сроки радикальные
Согласно современной теории управления трансформация экономической системы, ее перевод в новое целевое состояние обеспечивается стратегическим управлением. Однако она разработана в основном для корпоративного уровня управления. Целостная теория стратегического управления развитием региона как инновационного процесса пока находится в стадии становления.
Российская практика опережает
теорию, что проявляется в разработке
разнообразных стратегических документов:
стратегий, стратегических планов, концепций
и программ развития регионов. Анализ
показывает, что на практике наибольшее
распространение получило стратегическое
планирование и программирование регионального
развития. Исследования содержания этих
документов, выполненные в ряде работ,
подтверждают недостаточное научно-
Цель работы состоит в комплексном исследовании формирования и реализации государственной политики на примере г. Барнаула.
Поэтому актуальной представляется задача научного обоснования концепции стратегического управления развитием региона. Она включает в себя:
1) формирование сущности
стратегического подхода к
2) определение особенностей
стратегического управления
3) разработка системы понятий
стратегического управления
Степень разработанности темы: При написании работы были использованы труды специалистов в области государственного и муниципального управления таких как: И. Адимир, В.И. Арзамаскин, О. Дмитриева, В.Ф. Павленко, В.П. Чичканов и другие, а также проанализирован нормативно-правовой материал.
Предметом исследования явилось формирование и реализация государственной политики.
Объектом исследования выступили общественные отношения в формировании и реализации государственной политики на примере г. Барнаула.
Нормативную и информационную базу работы составили законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, статистические данные, материалы научных конференций, монографии и статьи.
Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке методических основ комплексной оценки эффективности государственного регулирования экономики региона.
Глава 1 Цели и принципы государственного управления
1.1 Структура целей государственного управления
Система государственного управления,
как и всякое социально организованное
образование, состоит из функционально
объединенных связями подсистем (элементов),
которые обладают специфическими свойствами,
благодаря чему и находят свое
место в структуре организации.
Организационно-функциональная структура
государственного управления представляет
собой определенным образом организованный,
функционально взаимосвязанный
состав системообразующих элементов
(структурных частей): государственные
институты, обеспечивающие функционирование
системы управления, в их вертикальной
и горизонтальной зависимости, в
организационном взаимодействии и
соподчиненности. Она определяется
факторами организационно-
Построение организационно-
Цели государств отличаются
большим разнообразием. Однако нет
практически ни одного политического
режима, который хотя бы формально,
демагогически не выдвигал в качестве
главной цели благосостояние граждан
(подданных) своего государства. В этом
отношении характерен пример России.
Исторические условия ее развития,
геополитическое положение, трагические
последствия политических экспериментов
XX в. предопределили традиционный подход
к человеку не как к цели, а
как к средству, с помощью которого
власти предержащие решали выдвигаемые
ими задачи, которые, несмотря на всю
их грандиозность, так и не привели
Россию к экономическому процветанию.
Однако, даже учитывая все сложности
нынешней экономической и политической
ситуации, можно с большой долей
уверенности и надежды
Согласно ныне действующей Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это главная, конституционно провозглашенная цель российского государства, магистральное направление его внутренней и внешней политики. В ней берет начало древо целей государственного управления, которое имеет четко выраженную иерархическую структуру в зависимости от масштабов, сложностей, приоритетности решаемых государством задач.
При достижении главной цели
обычно доминирует один из двух способов:
директивное управление или терминальное
управление. Первый представляет собой
систему жесткого программирования,
второй - свободного программирования
движения к цели. Выбор путей представляет
собой определение
По мере реализации основных
и обеспечивающих целей возникает
огромное многообразие побочных целей,
призванных обеспечивать целостность,
динамизм и надежную управляемость
государства как системы. Сформировать
структуру целей
Древо целей государственного управления образует конкретную систему зависимости, позволяющую определить место и роль каждой конкретной цели в процессе ее осуществления, разграничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности. Формирование древа целей государственного управления происходит по восходящей от общего к частному. Отправным началом служит главная цель. От нее берут начало отдельные составляющие промежуточные цели, которые в свою очередь расчленяются на более частные, восходя к своей вершине. Тем самым происходят целеполагание, целеопределение и целеутверждение осуществления государственного управления [8, C. 202].
Хотя построение древа
целей - технико-методологический прием,
который не несет в своей основе
идеологической и политической нагрузки,
сама совокупность элементов, составляющих
«ствол», «ветви», «крону» и другие
элементы древа, дает достаточно полное
представление о характере
Идея представить систему
целей государственного управления
в виде древа, уходящего «корнями»
(средствами коммуникации) в «почву»
(социум), родилась не случайно. В самом
деле, общество, государство, с точки
зрения жизнедеятельности, развития и
функционирования, приспособления к
условиям существования, принципиально
не отличается от живого организма. И
то, и другое - системы, где совершаются
процессы, которые могут быть описаны
категориями теории систем. В частности,
к обществу и государству применимо
такое свойство системы, как стремление
к достижению целей последовательного
совершенствования, отработки механизмов
обеспечения жизнедеятельности. Сравнение
социума с «почвой», которая питает
древо целей, тоже не случайно. В
этом находит подтверждение мысль
классика о том, что человечество
ставит перед собой только те задачи,
которые оно в состоянии
При формировании древа целей
государственного управления субъект
управления должен обладать исчерпывающей
информацией о потребностях и
интересах общества, социальных групп,
граждан государства, т.е. о нуждах
общества в государственном управлении.
Ему необходимо иметь отчетливое
представление о ресурсной базе
в самом широком смысле, включая
материальные, финансовые, интеллектуальные,
организационные возможности, правовое
обеспечение и т.д. Это должно
по возможности свести к минимуму
элемент субъективизма при
Обусловленность и обоснованность целей государственного управления определяются многими параметрами: характером общественных отношений, проведением реформ, решением стратегических задач, закономерностями общественного развития, историческим опытом, природными и человеческими ресурсами, демократизмом, правозаконностью, духовными ценностями, культурными традициями, интеллектуальным потенциалом, национальным характером и др. При этом должны учитываться закономерности и тенденции общественного развития, а также исторический опыт страны. События последнего десятилетия в России показали, насколько важно при определении целей трансформации общества в новое качественное состояние учитывать уроки истории. «Знание своего прошлого, - писал В.О. Ключевский, - облегчает выбор: оно не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. Вырабатывающееся из него историческое сознание дает обществу, им владеющему, тот глазомер, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости».
Утверждение демократии и рыночных отношений не должно проводиться любой ценой. Демонтаж тоталитарной системы может и должен быть значительно менее болезненным, чем проведение иллюзорного социалистического эксперимента, поскольку, во-первых, человечество обладает необходимым опытом, во-вторых, переход осуществляется к принципиально нормальной системе человеческих отношений. Реформы не должны противоречить интересам и чаяниям народа, в противном случае люди отвернутся от реформаторов. Реформы станут вполне продуктивными только тогда, когда большинство народа осознает их жизненную необходимость для России.
Всякая цель может быть достижимой только в том случае, если она реальна, если ее достижение обеспечено природными и человеческими ресурсами. Следует иметь в виду, что и те и другие истощаются. Истощение первых закономерно и при бурном развитии научно-технического прогресса идет достаточно быстро и необратимо. Поэтому человечество постоянно озабоченно их поиском. Истощение человеческих ресурсов связано с неблагоприятными условиями, вызываемыми серьезными социальными катаклизмами. При определенных обстоятельствах, вызванных войнами, особенно гражданскими, голодом, репрессиями и т.д., может наступить так называемая отрицательная селекция, вызванная гибелью в короткий исторический срок наиболее пассионарной части населения и резко снижающая интеллектуальный, нравственный и творческий потенциал населения. Жертвами отрицательной селекции стали в свое время Древняя Греция и Древний Рим, утратившие свои позиции на мировой арене. По крайней мере дважды ее пережила Россия: в период смутного времени начала XVIIв. и в XXв. от начала Первой мировой войны. Наряду с другими факторами это сказалось на динамике объективно необходимых преобразований в нашей стране на современном этапе. Требуются определенное время и условия для восстановления человеческого потенциала [16, C. 31].