Программа социально-экономического развития г. Барнаула на 2008-2017 г как основа государственной политики на мировом уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в комплексном исследовании формирования и реализации государственной политики на примере г. Барнаула.
Поэтому актуальной представляется задача научного обоснования концепции стратегического управления развитием региона. Она включает в себя:
1) формирование сущности стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием региона;
2) определение особенностей стратегического управления развитием региона;
3) разработка системы понятий стратегического управления региональным развитием.

Содержание

Введение
Глава 1 Цели и принципы государственного управления
1.1 Структура целей государственного управления
1.2 Принципы государственного управления и их классификация
Глава 2 Программа социально-экономического развития г. Барнаула на 2008-2017 г как основа государственной политики на мировом уровне
2.1 Основное Содержание программы
2.2 Анализ взаимосвязи и влияния государственной политики на развитие г .Барнаула
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

модели разработки гос политики.docx

— 123.00 Кб (Скачать файл)

В современной практике управления используются оба эти принципа. Все  зависит от характера решаемых задач. Умелое их сочетание способно повысить эффективность управления. Решая  рутинные задачи, не требующие поиска неординарных подходов, можно эффективно применять директивный метод, освободив  его от наиболее одиозных приемов. Там, где невозможно избежать случайностей и дать заранее точный прогноз, следует  отдать предпочтение всесторонней проработке принимаемых решений, анализу всех возможных вариантов их реализации, координации усилий на различных  направлениях.

При достижении целей государственного управления используется принцип правовой упорядоченности. Прежде всего, он предполагает иерархию нормативных правовых актов, а в федеративном государстве - безусловное  соответствие законодательства субъектов  федерации федеральному законодательству.

Величайшим достижением  мировой цивилизации является открытие принципа разделения власти. Данный принцип  создает гарантии надежности системы  государственной власти и управления, придает им гибкость и динамизм при  возникновении кризисных ситуаций. Однако действенность этого принципа в полной мере реализуется лишь тогда, когда он подкреплен наличием механизма  «сдержек и противовесов».

В настоящее время в  практике государственного управления все большее распространение  получает принцип федерализма. Суть его в том, чтобы путем разграничения  предметов ведения между федеральным  центром и субъектами федерации  наиболее эффективно использовать региональные возможности, особенно если речь идет о крупных государствах, в которых  составляющие его части значительно  различаются между собой. Данный принцип применим не только к федеративным государствам. Он с успехом может  применяться и в так называемых регионалистских унитарных государствах, территории которых состоят из автономных единиц, не являющихся субъектами федерации (например, Испания, Италия, Филиппины и др.).

Оптимальность функционирования системы государственного управления может быть достигнута при условии  следования принципу объективности, который  предполагает учитывание объективно существующих закономерностей и соразмерности поставленных целей возможностям их достижения. Нельзя, например, ставить цель предотвратить шторм или кризисные явления в экономике. Но вполне можно, опираясь на достижения современной науки, обойти в океане бушующую стихию и в случае экономического потрясения принять своевременные меры по смягчению его социальных последствий. В равной мере ошибаются те, кто считает, что волюнтаристским путем можно наперекор здравому смыслу, даже путем принятия «хороших» законов, решать сложные социальные проблемы без достаточных на то оснований, как и те, кто склонен абсолютизировать объективную закономерность, сводя ее до уровня фатальности [9, C.69].

Однако реальная жизнь  ломает любые схемы, прежде всего, потому, что в ней велико значение случайного. Истина, что «случай ненадежен, но щедр», имеет глубокий смысл потому, что порою именно случай открывает  непредвиденные возможности для  социального и политического  творчества. Достижения синергетики (науки  об общих закономерностях самоорганизации, саморегулирования, становления устойчивых структур в открытых системах) позволили  по-новому взглянуть на проблему необходимости  и случайности, вписать последнюю  в цепь закономерных событий. Это  особенно усиливает роль государственного управления, требуя от профессиональных политиков и чиновников не только знания объективных закономерностей, но и умения принимать адекватные решения в неординарных условиях.

Первейшей целью любой  системы, государства в том числе, является сохранение своего гомеостаза (от греч. homoios- подобный, одинаковый и stasis- неподвижность, состояние), т.е. способности к самосохранению и восстановлению равновесия. В управлении системой это достигается путем следования принципу саморегулирования. Быстро меняющаяся конъюнктура мирового рынка, геополитическая ситуация, смена приоритетов в межгосударственных отношениях стремительно формируют новый облик мирового сообщества. Все больше растет понимание, что мир во всем его многообразии - это самоорганизующаяся, саморегулирующаяся система, которая требует от мирового сообщества, и, прежде всего, от тех, кому доверено управлять политическими процессами, высокой ответственности за будущее планеты. Отсюда и цели государственного управления должны быть адекватны масштабам современных глобальных проблем. Принцип саморегулирования имеет особое значение для России с ее традиционно высоким уровнем централизации экономики и функций управления, поскольку сегодня она переживает процесс создания рыночной экономики. Известно, что механизм саморегулирования лежит в основе рыночного механизма.

Принцип каузальности (от лат. Causalis - причинный, causa - причина), т.е. причинности в теории государственного управления, - один из наиболее общих принципов, устанавливающий допустимые пределы влияния друг на друга социальных событий, происходящих в результате принимаемых решений. Он подчеркивает генетическую связь между отдельными состояниями видов и форм системы государственного управления в процессе его осуществления.

Всякий, кто связан с управлением, знает, что в реальной жизни постоянно  приходится сталкиваться как с заранее  предсказуемыми закономерными явлениями, так и со всякого рода непредвиденными  обстоятельствами, которые дополняют  либо взаимоисключают друг друга. Типичным примером может служить взаимоотношение государства и гражданского общества. В данном случае действует принцип дополнительности. Суть его в том, чтобы нормативное регулирование дополнять процессом спонтанного саморегулирования, обеспечивая при этом баланс этих двух начал.

Чем выше степень открытости общества, чем сильнее в нем  демократические начала, тем большую  значимость приобретает в нем  принцип обратной связи между  субъектом и объектом управления. Принцип обратной связи может  быть включен также в группу организационно-технологических  принципов, но применительно к принципам  государственного управления логично  рассматривать его в качестве базового, поскольку он играет значительную роль в функционировании политической системы. Субъект управления должен своевременно и точно знать реакцию  объекта управления для того, чтобы  оперативно корректировать управленческие решения. Обратная связь выполняет  в известной степени контрольную функцию в отношении работников государственного аппарата управления.

С принципом обратной связи  тесно связан принцип информационной достаточности. Интенсивность коммуникационных процессов и объем информационных потоков в обществе постоянно  нарастают, и благодаря им усиливается  связь элементов системы. Правильное использование данного принципа должно упорядочивать информацию путем  ее агрегирования по мере того, как  поднимается уровень ее получателя. В противном случае верхний управленческий уровень окажется перегруженным  избыточной информацией. Следует иметь  в виду, что чрезмерное обобщение  может, снизить содержательность информации. Важным условием действенности управления является достоверность информации. При ее искажении управленческие ошибки неизбежны. Ограниченность и  недостоверность информации, постоянные приписки и сокрытие истинного положения  дел пагубно сказались на развитии советского общества, в значительной степени предопределили трагический  финал его истории.

Движение к поставленной цели будет тем успешнее, чем последовательнее субъект управления будет следовать  принципу оптимальности. Существует мнение, что оптимальность - это достижение максимального результата при минимальных  затратах. Однако затраты должны быть достаточными, не превышающими при  этом необходимых пределов. В противном случае достижение результата может осуществляться за счет ухудшения условий труда, нарушений законодательства, приписок и т.д. Таким образом, для оптимальности управления необходимы следующие условия: наличие функционально соответствующих управляемому объекту органов управления; принятие управленческих решений на основе объективной информации, адекватно отражающей состояние объекта управления; наличие достаточных ресурсных возможностей для решения поставленных задач; наличие хорошо отлаженного механизма обратной связи [14, C.109].

Важным принципом государственного управления, доказавшим, особенно в  период новой и новейшей истории, свое несомненное превосходство, является принцип эволюционизма. Он обеспечивает плавный, последовательный, планомерный, созидательный характер управления. На его основе управляемая система  приводится в соответствие с новыми условиями, в ходе ее совершенствования  удается избежать социальных и политических катаклизмов, хаоса и кризисов. Предсказать  в деталях развитие социальных систем практически невозможно в силу их неравности и нелинейности, а также  зависимости развития социальных процессов  от статистических закономерностей. Даже при наличии хорошо спланированного  курса в обществе возникают многочисленные случайные флуктуации (колебания), накопление которых приводит его в состояние  бифуркации (от лат. bifurcus - раздвоенный), т.е. разветвления. В результате возникает многовариантность дальнейшего развития. Побеждает, как правило, тот вариант, для реализации которого имеется больше исторических шансов, причем это не означает, что он сам по себе наилучший. Следование принципу эволюционизма позволяет сохранить ранее достигнутое, присоединив к нему то, что содеяно на новом историческом этапе. В качестве примера можно привести традиционный английский консерватизм, который вовсе не помешал этой стране занять одно из лидирующих мест в мировом сообществе. Традиционно иную позицию занимали власти предержащие в России. Со времен Владимира Святого и по сей день утверждение нового начинается у нас с полного разрушения старого, что всякий раз лишает наше общество преемственности собственных исторических традиций.

Едва ли возможно переоценить  значение в теории и практике государственного управления принципа вероятности. Многовариантность развития исторического процесса говорит о том, что он по природе своей вероятен, заранее строго не определен и не запрограммирован. Принятие тех или иных управленческих решений может повлечь за собой далеко не предсказуемые последствия. Однако хорошо поставленное управление процессами государственного развития, умелое применение его принципов, вовлечение в процессы политического творчества возможно большего числа граждан государства способны в значительной степени ослабить воздействие негативных последствий нежелательных случайностей. Отсюда - принцип социального прогнозирования (предвидения). Помимо всего прочего он помогает значительно уменьшить риск принятия неправильного решения.

На основе блока организационно-технологических  принципов управления реализуется  организационно-распорядительная и  административно-исполнительная деятельность органов государственной власти. Среди этой группы принципов особое значение имеют принципы разделения труда, иерархичности, оптимального сочетания централизации и децентрализации, единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, конкретности, единства распорядительства, одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления, и т.д. Начало разработки данных принципов положено в трудах М. Вебера и А. Файоля. Они активно разрабатываются в теории и практике отечественного управления. Эти принципы не являются специфическими для государственного управления, но могут успешно в нем применяться.

Так, принцип разделения труда  означает наделение соответствующего органа или должностного лица определенными  конкретными правами и обязанностями, возложение на него ответственности  за решение поставленных перед ним  задач.

Принцип иерархичности означает ответственность нижестоящих структур управления перед вышестоящими, причем каждый служащий административной иерархии отвечает за весь доверенный ему участок работы и за деятельность подчиненных ему лиц. Таким образом, формируется скалярная (от лат. Scalaris - ступенчатый) цепочка, звенья которой контролируются в иерархической последовательности и их деятельность оперативно корректируется вышестоящими структурами.

Принцип оптимального сочетания  централизма и децентрализма позволяет избежать двух крайностей. С одной стороны, он позволяет избежать анархии, ставит определенные законом пределы «самодеятельности», что особенно актуально, например, в период становления федеративных отношений, когда власти субъектов федерации стремятся взять на себя несвойственные им полномочия. С другой стороны, он создает необходимые условия для развития здоровой инициативы на местах, гарантирует защиту законных прав нижестоящих структур.

Принцип сочетания федерального, регионального и местного управления достаточно сложен, и его специфика  для каждой страны (не обязательно  федерации) уникальна. Он является как бы оборотной стороной принципа разграничения предметов ведения и полномочий, обеспечивая единство при децентрализации управления, и тесно связан с принципом субсидиарности (от лат. subsidiarius- резервный, вспомагательный), предполагающим, в частности, решение возникающих вопросов управления на том уровне, где они возникают.

Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью позволяет повысить уровень ответственности должностных  лиц и вовлечь в выработку  решений руководящих работников разного уровня.

Принцип единства распорядительства  означает, что приказы и распоряжения для каждого конкретного работника  исходят от одного начальника, что  обеспечивает оперативность, ответственность, четкость, единство требований.

Принцип одного начальника непосредственно  связан с предыдущим, и его специфика  заключается в том, что каждый нижестоящий работник должен напрямую подчиняться, выполнять указания и  докладывать одному вышестоящему должностному лицу.

Благодаря принципу делегирования  полномочий удается разгрузить вышестоящего руководителя (вышестоящую инстанцию) от решения рутинных вопросов, которые  возлагаются на подчиненных (нижестоящую  инстанцию) и за которые последние  несут ответственность.

Информация о работе Программа социально-экономического развития г. Барнаула на 2008-2017 г как основа государственной политики на мировом уровне