Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:34, дипломная работа
Актуальность темы исследования. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности ……………………………6
1.2.Виды конкурентных стратегий и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия …………………………………..16
1.3 Характеристика методов оценки конкурентоспособности ……………..28
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
2.1 Анализ основных направлений деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………………………………………………………… 40
2.2 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..45
2.3 Анализ конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» …...48
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
3.1 Мероприятия по оптимизации маркетинговой деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..58
3.2.Оценка эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….72
Проектирование мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия
(на примере ОАО «Калачевский хлебозавод»)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность
1.2.Виды конкурентных стратегий и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия …………………………………..16
1.3 Характеристика методов оценки
конкурентоспособности ……………..
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
2.1 Анализ основных направлений деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………………………………………………………… 40
2.2 Характеристика
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..45
2.3 Анализ конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» …...48
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
3.1 Мероприятия по оптимизации маркетинговой деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..58
3.2.Оценка эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….72
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
Существенный вклад в научные исследования конкуренции и конкурентоспособности внесли в разное время такие основатели экономической теории, как А. Смит, Д. Риккардо, А. Маршалл, Ф. Хайек, Дж. Кейнс, М. Портер, Ф. Котлер, Ж. Ж. Ламбен, Г. Амстронг, И. Ансофф и др.
Вопросы теории и практики конкурентоспособности нашли широкое освещение в трудах российских авторов - Г. Л. Азоева, Е. П. Голубкова, И.Н. Герчиковой, А. П. Градова, Л. А. Жигуна, П. С. Завьялова, А. П. Косована, А.П. Латкина, М. Д. Магомедова, Р. А. Фатхутдинова, X. А. Фасхиева, А. Ю. Юда-нова, Д. К. Шевченко, Н. С. Яшина и др.
Выполненные исследования вносят значительный вклад в развитие теоретических основ конкурентоспособности. Однако основное внимание исследователей направлено на разработку проблем повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. До сих пор нет единого подхода к рассмотрению понятия «конкурентоспособность» как экономической категории применительно к предприятию. Нуждаются в дальнейшем совершенствовании и методы оценки конкурентоспособности промышленных предприятий, что является необходимым условием для анализа и планирования их деятельности в рыночной среде.
Цели и задачи исследования. Цель данной дипломной работы – исследование теоретических основ конкурентоспособности предприятия и разработка практических мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия ОАО «Калачевский хлебозавод».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе были определены и решались следующие задачи:
Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия ОАО «Калачевский хлебозавод».
Объект исследования – хозяйственная деятельность ОАО «Калачевский хлебозавод».
Теоретико-методическая основа. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по менеджменту, маркетингу, теории конкуренции и экономического анализа. В процессе исследования применялись системный подход, метод экспертных оценок, SWOT анализ.
Необходимо отметить, что рассмотрению проблем обеспечения конкурентоспособности предприятия посвящено достаточно большое количество исследований и литературных публикаций.
В данном дипломном исследовании будут использованы методы анализа и управления конкурентоспособностью предприятия, изложенные в источниках, указанных в качестве библиографического списка литературы.
Для обработки исходной информации и графического представления результатов, использованы программы обработки электронных таблиц "Microsoft Excel".
Информационной базой исследования явились справочная литература, материалы научных конференций и периодических изданий, ин- формационные ресурсы Internet, а также данные бухгалтерских и экономических периодических изданий, данные бухгалтерской отчетности ОАО «Калачевский хлебозавод».
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 70 источников, 9 приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности
В условиях постоянно меняющегося состояния маркетинговой среды предпринимательские структуры оказываются в сфере конкуренции.
Конкуренция - один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизм регулирования осуществленного производства. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлеченного в борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками по бизнесу [3; 8; 19].
Конкуренция выступает также инструментом в устранении и предотвращении монополий.
В соответствии с Законом РФ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».
Для маркетолога важно видеть в конкуренции процесс соперничества между субъектами рынка (юридическими или физическими), которые осуществляют предпринимательскую деятельность и заинтересованы в достижении аналогичной цели. В маркетинге такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Смысл конкурентной борьбы заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей осуществлять активную инновационную политику. В известном смысле конкуренция- двигатель прогресса [5; 9].
Упорядоченная, введенная в определенные законом рамки, справедливая конкуренция встроена в механизм маркетинга. Конкурентная борьба - составная часть маркетинговой деятельности.
В последнее время в России явно проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями, которые подвергаются нарастающему совокупному воздействию конкурентных факторов. Тем не менее, на многих предприятиях не проводится целенаправленная работа по анализу конкурентов, отсутствуют систематизированные представления о том, что является конкурентоспособностью предприятия, как ее создавать, поддерживать и как грамотно реализовывать.
Конкурентоспособность фирмы - это реальная и потенциальная способность предприятия с учетом имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и реализовывать в конкретных условиях товары, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов. [10]
Конкурентоспособность фирмы, как и всякого предприятия – производителя, характеризует возможности и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
Показатель конкурентоспособности производителя определяется по формуле:
Кп= Iт *I э , (1)
где Кп- показатель конкурентоспособности производителя;
Iт- индекса конкурентоспособности товара или товарной массы;
Iэ- индекс относительной эффективности производственной деятельности [17].
В качестве показателей эффективности деятельности фирмы могут использоваться такие показатели, как рентабельность, объем продаж и их модификации (рентабельность продаж, рентабельность активов, оборачиваемость товаров и др.)
Конкурентоспособность предприятия в самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Отсюда следует, что мерилом конкурентоспособности предприятия является «соотношение сил» между конкретным предприятием и его основными конкурентами на рынке. В теории менеджмента к основным конкурентам относят предприятия, близкие по характеристикам и стратегическому поведению. Эти предприятия образуют так называемую «стратегическую группу».
Цели предприятия, как правило, имеют временную привязку, поэтому можно сказать, что конкурентоспособность предприятия определяется его способностью вести успешную (в отношении достижения поставленных целей) деятельность в условиях конкуренции в течение определенного времени.
Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что менеджмент предприятия не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени. Многоаспектность конкуренции также проявляется в том, что предприятия могут предвидеть поведение конкурентов, а также реагировать на одну и ту же ситуацию на рынке различным образом. Вследствие этого затрудняется прогнозирование ситуаций и долгосрочное планирование.
Конкурентоспособность является важной интегральной характеристикой деятельности предприятия, но ее повышение не должно становиться само целью. Необходимо ориентироваться на то, чтобы конкурентоспособность предложения, располагаемых ресурсов и менеджмента предприятия были достаточны для реализации выбранной конкурентной стратегии в целях получения желаемых результатов деятельности [32].
В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга[5;6;29].
При первом уровне конкурентоспособности предприятий менеджеры предприятий или фирм рассматривают фактор управления как внутренне нейтральный. Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о каких "сюрпризах" ни для конкурентов, ни для потребителей. Вместе с тем менеджеры настолько уверены или в качестве своих изделий, или в эффективности своих служб маркетинга и сбыта, что готовы "осчастливить" потребителей, лишь поставляя им рекламируемые товары. Любые дополнительные усилия на производстве или в управлении, по их мнению, — излишества.
Такой подход может принести компании успех, если она сумеет найти на рынке место, свободное от конкуренции. Обычно это характерно для малого предприятия или фирмы, ориентирующейся на нишу рынка. Но по мере увеличения масштабов бизнеса может случиться так, что компания или перерастет эту нишу и вступит в конкуренцию на новом сегменте рынка, или ниша рынка станет растущим рынком, привлекательным для других производителей. Рано или поздно конкуренция из далекой и неясной становится близкой и зримой. Одного умения выпускать продукцию надлежащего качества и наладить регулярный менеджмент недостаточно. Нужно позаботиться о том, как превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т.п.