Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:34, дипломная работа
Актуальность темы исследования. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности ……………………………6
1.2.Виды конкурентных стратегий и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия …………………………………..16
1.3 Характеристика методов оценки конкурентоспособности ……………..28
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
2.1 Анализ основных направлений деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………………………………………………………… 40
2.2 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..45
2.3 Анализ конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» …...48
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
3.1 Мероприятия по оптимизации маркетинговой деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..58
3.2.Оценка эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….72
Составим план капитальных вложений, необходимых для организации новой торговой точки.
Таблица 3.1
План капитальных вложений для торговой точки
г. Суровикино
Наименование капитальных вложений |
Стоимость, тыс.руб. |
Торговое оборудование (стеллажи, столы, витрина-холодильник) |
34 |
Кассовый аппарат |
3 |
Элементы фирменной торговли (вывеска, оформление помещения) |
3 |
Итого |
40 |
Источник: сост. авт.
Составим прогноз ежемесячных издержек.
Таблица 3.2
Среднемесячные издержки торговой точки г. Суровикино
Статья затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Аренда помещения (20кв.м. х 450 руб./кв.м. = 9000 руб.) (уборка помещения и пульт охранной сигнализации входит в стоимость аренды) |
9 |
Заработная плата (2 продавца х 8000 руб./мес) |
16 |
Амортизация (40000руб. х 25% / 100% / 12 мес) |
0,83 |
Прочие расходы |
2 |
Всего |
27,83 |
Источник: сост. авт.
Предполагаемая среднемесячная выручка составит 174 тыс. руб. Себестоимость реализуемой продукции составит 80 % от выручки, т.е. 139,2 тыс. руб.
Определим размер среднемесячной прибыли торговой точки.
Таблица 3.3
Прогноз среднемесячной прибыли торговой точки г. Суровикино
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
1. Выручка от реализации |
174 |
2. Себестоимость реализуемой |
139,2 |
3. Ежемесячные издержки |
27,83 |
4. Налог на прибыль |
1,4 |
5. Прибыль от реализации |
5,57 |
Источник: сост. авт.
Таким образом, годовая прибыль составит 67 тыс. руб.
Коэффициент эффективности мероприятия:
Е1 = 67 / 40 = 1,68.
Следовательно, на каждый вложенный рубль получено 1,68 руб. чистой прибыли.
Рассчитаем окупаемость капитальных вложений в организацию новой торговой точки:
С ок.1 = 40 / 67= 0,6 года
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что открытие новой торговой точки в г. Суровикино увеличит объем реализации продукции, чистую прибыль, долю предприятия на существующем рынке.
Рекламная компания, организованная и проведенная ОАО «Калачевский хлебозавод» позволит существенно повысить эффективность деятельности предприятия за счет формирования спроса и стимулирования сбыта, укрепления имиджа, а также постоянного присутствия в информационном поле. При этом планируются информационо- рекламные сообщения не только в местных СМИ, но и областных.
В таблице приведем смету расходов на рекламную деятельность ОАО «Калачевский хлебозавод» в год.
Таблица 3.4
Анализ расходов на рекламную деятельность
ОАО «Калачевский хлебозавод»
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
1.Реклама в бизнес- |
12 |
2.Реклама в газетах |
37,2 |
3. Реклама на телевидении, радио (трансляция видео-, аудиороликов) |
52 |
4 .Создание веб – сайта |
29 |
5.Модернизация WEB сайта каждый месяц |
6 |
6.Полиграфическая продукция (буклеты, брошюры) |
8,5 |
Итого |
144,7 |
Источник: сост. авт.
Таким образом, общая сумма затрат на реализацию рекламной кампании ОАО «Калачевский хлебозавод» составит 144,7 тыс. руб.
Выручка от реализации продукции предположительно увеличится на 191,76 тыс. руб./год.
Эффект от проведения рекламной кампании составит:
П = 191,76 – 144,7 = 47,06 тыс. руб./год.
Эффективность мероприятия:
Е2 = 47,06 / 144,7 = 0,32.
Следовательно, на каждый вложенный рубль будет получено 0,32 руб. чистой прибыли.
На предприятии ОАО «Калачевский хлебозавод» производство продукции осуществляется на морально и физически устаревшем оборудовании. Одним из эффективных способов повышения конкурентоспособности будея являться установка современного производительного оборудования (хлебопечи).
Планируется закупка ротационных конвекционных печей марки «Восход». Печь предназначена для высококачественных выпечек:
Производительность 144 единиц продукции за выпечку. Производительность за смену- 2000 шт.
Определим эффективность мероприятия.
Для обеспечения производственных мощностей предприятия неободима закупка 6 хлебопечей. Цена одной хлебопечи- 510 000 рублей. Вложения в реализацию данного мероприятия- 3 060 000 рублей.
Эффект от замены оборудования составит – (2500 *6) * 11= 165 000 рублей за смену. Следовательно, эффект за год составит 60 225 000 рублей.
В 2009 году предприятие производило хлебобулочных изделий на 47 885 000 рублей. Следовательно, установка нового оборудования увеличит объем производства на 25,8 %. Учитывая долю ассортимента продукции, которая производится на данном оборудовании, рост выручки от реализации и прибыли составит вв среднем 23 %. Прибыль предприятия после замены оборудования составит 6 293 тыс. руб.
Е3 = 6 293 / 3 060 = 2,06.
Срок окупаемости мероприятия по замене устаревшего оборудования:
С ок.2 = 3 060/ 6293 = 0,5.
Представим сводную таблицу по всем мероприятиям.
Таблица 3.5
Расчетная оценка эффективности предлагаемых мероприятий
Мероприятие |
Затраты, тыс.руб./год. |
Эффект, тыс.руб./год. |
Эффектив-ность, доли |
Открытие новой торговой точки в г. Суровикино |
27,83 |
67 |
2,4 |
Проведение рекламной компании |
144,7 |
47,06 |
0,32 |
Приобретение нового хлебопекарного оборудования |
3060 |
6293 |
2,06 |
Продолжении табл. 3.5
Всего |
3 232,53 |
6 407,06 |
1,98 |
Источник: сост. авт.
Следовательно, совокупный экономический эффект от всех мероприятий составит:
Эсов. = 6 407,06 тыс. руб.
Таким образом, проведенная оценка эффективности меропритий по повышению конкурентоспособности предприятия, выявила, что предложенные мероприятия являются эффективными , так как влекут рост объемов производства, выручки от реализации. При этом срок окупаемости мероприятий составляет менее одного года.
Выводы по 3-й главе:
При этом следует применять стратегию захвата незанятых пространств. Она имеет целью избежание открытого вызова конкуренту и не требует больших затрат. Поэтому ее могут использовать небольшие и несильные фирмы. Данная стратегия предполагает маневрирование вокруг соперника, поиск и занятие свободных рыночных ниш. Если фирме удается захватить незанятое пространство, это позволяет добиться конкурентного преимущества на сегменте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования была достигнута цель дипломной работы - исследованы теоретические основы конкурентоспособности предприятия и разработаны практические мероприятия по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия ОАО «Калачевский хлебозавод». По результатам исследования можно сформулировать следующие выводы.
Исследование теоретических основ конкурентоспособности предприятия проводилось с использование нормативных актов, учебной литературы, ресурсов Интернета. При проведении оценки конкурентоспособности предприятия использованы данные бухгалтерской отчетности предприятия. Разработанные мероприятия по повышению конкурентоспособности имеют практическое значение. Таким образом, по результатам исследования можно сделать выводы.
Конкуренция - один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизм регулирования осуществленного производства.
Конкурентоспособность предприятия - это реальная и потенциальная способность предприятия с учетом имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и реализовывать в конкретных условиях товары, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.
В своей деятельности предприятие может осуществить один из следующих видов конкурентной стратегии:
1. Стратегия низких издержек ;
2. Стратегия дифференциации;
3. Стратегия оптимальных
4. Сфокусированная стратегия.
Для оценки конкурентоспособности предприятия могут быть использованы различные методы, которые можно разбить на две группы: количественные и качественные.
В аналитической главе рассмотрена хозяйственная деятельность ОАО «Калачевский хлебозавод». ОАО «Калачевский хлебозавод» - стабильно развивающееся предприятие. Наблюдается рост основных финансовых показателей деятельности предприятия. В последнее время произошло увеличение численности работников предприятия.
При оценке конкурентоспособности предприятия использован СВОТ анализ и метод экспертных оценок. Определены сильные и слабые стороны предприятия, конкурентные преимущества основных конкурентов.
Хочется отметить, что ОАО «Калачевский хлебозавод» - предприятие, которое составляет достойную конкуренцию одним из крупнейших предприятий хлебопекарной промышленности Хлебозавод №5, хлебозавод №6 г. Волгограда. Предприятие выпускает достаточно широкий ассортимент хлебобулочных и кондитерских изделий, который удовлетворяет вкусы потребителей. При этом соблюдается положительное соотношение цена/качество. Проведенный анализ выявил, что в маркетинговой работе предприятия есть слабые места – реклама, доля рынка, устаревшее оборудование.
В результате были предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности:
В проектной части для реализации мероприятий предложены меры: