Проектирование мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере ОАО «Калачевский хлебозавод»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:34, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности ……………………………6
1.2.Виды конкурентных стратегий и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия …………………………………..16
1.3 Характеристика методов оценки конкурентоспособности ……………..28
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
2.1 Анализ основных направлений деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………………………………………………………… 40
2.2 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..45
2.3 Анализ конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» …...48
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
3.1 Мероприятия по оптимизации маркетинговой деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..58
3.2.Оценка эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….72

Вложенные файлы: 1 файл

диплом на защиту.doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)

1 – позиция очень плохая;

2 - плохая;

3 - средняя;

4 - хорошая;

5 - отличная.

Эксперты должны выбрать оценку из шкалы в соответствии с их характеристикой данного параметра.

  4. Работа с экспертами.

Экспертам предлагаются анкеты с пояснительным текстом, в котором описывается цель работы, структура и порядок заполнения анкет.

В ходе анализа и обработки результатов проведенного опроса экспертов первоначально должно быть рассчитано среднее значение каждого параметра. Полученные результаты, необходимо просуммировать и получить величину абсолютной силы бизнеса (конкурентоспособности) по каждому конкуренту.

Полученные результаты, взвешенные по важности факторов (предварительно факторы необходимо проранжировать по их важности с присвоением каждому весового коэффициента важности), необходимо просуммировать и получить величину абсолютной силы бизнеса по каждому конкуренту.

5. Анализ и обработка  экспертных оценок.

Абсолютная сила бизнеса (конкурентоспособность) - взвешенная оценка позиций предприятия по списку параметров конкурентоспособности, выполненная по обычным правилам линейной свертки (оценки умножаются на веса и суммируются).

Затем необходимо рассчитать относительную силу бизнеса (конкурентоспособности) - отношение абсолютной силы бизнеса нашего предприятия к показателю абсолютной силы бизнеса каждого конкурента.

Данный показатель выражается в коэффициентах (в этом случае относительная сила бизнеса на сильнейшем рынке равна 1).

Итак, результаты экспертной оценки по определенным критериям нашего предприятия и его конкурентов представлены в Приложении 9.

Рассчитываем относительную конкурентоспособность нашего предприятия по отношению к 1 конкуренту: 40,5/45,4 = 0,89. Коэффициент меньше 1, следовательно, наше предприятие менее конкурентоспособно по отношению к ОАО «Хлебозавод №5» вследствие более низкого имиджа, доли рынка, уровня качества продукции и т.д.

Рассчитываем относительную конкурентоспособность нашего предприятия по отношению к 2 конкуренту: 40,5/42,6 = 0,95. Коэффициент меньше 1, следовательно, наше предприятие менее конкурентоспособно по отношению к ЗАО «Хлебозавод №6» вследствие более низкого имиджа, доли рынка, ассортимента продукции и т.д.

Рассчитываем относительную конкурентоспособность нашего предприятия по отношению к 3 конкуренту: 40,5/37,3= 1,09. Коэффициент больше 1, следовательно, наше предприятие более конкурентоспособно по отношению к ЗАО «Красноармейский хлеб», так как занимает более выгодное положение по следующим параметрам: уровень качества продукции, уровень цен, доступность информации и т.д.

Рассчитываем относительную конкурентоспособность нашего предприятия по отношению к 4 конкуренту: 40,5/30,3= 1,34. Коэффициент больше 1, следовательно, наше предприятие более конкурентоспособно по отношению к ИП Снегирев так как имеет преимущество по таким параметрам, как: ассортимент, реклама, уровень качества продукции, доля рынка и т.д.

Основными конкурентами нашего предприятия являются: ОАО «Хлебозавод №5» г. Волгоград; ЗАО «Хлебозавод №6» г. Волгоград; ЗАО «Красноармейский хлеб» г. Волгоград, ИП Снегирев. Остановимся подробнее на их слабых и сильных сторонах, которые целесообразно будет представить в виде таблицы в Приложении.

Результаты исследований позволяют нам построить многоугольник конкурентоспособности, который наглядно продемонстрирует сильные и слабые стороны каждого конкурента (рис.2.1.).

 


Рис. 2.1. Многоугольник конкурентоспособности

 

По результатам анализа можно сделать вывод о том, что ОАО «Калачевский  хлебозавод» занимает достойное место на рынке хлебобулочных изделий в Волгоградской области. При этом составляет достойную конкуренцию таким крупным производителям как ОАО «Хлебозавод №5» и ЗАО «Хлебозавод №6».   

Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» должны быть направлены на:

  1. Совершенствование имиджа предприятия и повышение эффективности рекламы;
  2. Завоевание новых рынков сбыта, увеличение доли продукции предприятия на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий;
  3. Улучшение технической оснащенности  предприятия.

Проведенный анализ конкурентоспособности выявил, что ОАО «Калачевский хлебозавод» конкурентоспособное предприятие. У предприятия много сильных сторон: хорошая репутация на рынке, удовлетворение потребностей покупателей по ассортименту продукции, высокая квалификация руководства и менеджеров. Однако есть слабые стороны, которые касаются маркетинговой деятельности (реклама, НИОКР), низкая инициатива руководства при высокой квалификации руководящих работников предприятия.

 

Выводы по 2-й главе:

  • ОАО «Калачевский хлебозавод» - современное  коммерческое предприятие, имеющее линейно- функциональную структуру управления. В течение последних трех лет предприятие постепенно увеличивает объемы производства. Однако этот объем составляет 60 % от показателя 1991 года.  Несмотря на имеющиеся трудности, предприятие проводит активную маркетинговую политику, расширяя собственную торговую сеть и заключая договора с новыми торговыми организациями.
  • Оценка финансово-хозяйственной деятельности показала, что предприятие стабильно развивается. В 2009 г. экономическая эффективность деятельности предприятия снизилась из-за роста затрат, несмотря на увеличение выручки. Положительным моментом является увеличение численности работников предприятия.
  • Анализ конкурентоспособности выявил ,что у предприятия много сильных сторон: хорошая репутация на рынке, удовлетворение потребностей покупателей по ассортименту продукции. Предприятие занимает достойное место среди фирм –конкурентов. Однако есть слабые стороны, которые касаются маркетинговой деятельности (реклама, доля рынка).

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»

 

3.1. Мероприятия по оптимизации маркетинговой               деятельности предприятия

 

 

 

Программой деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод» является обеспечение максимальной удовлетворенности потребностей населения в качественных хлебобулочных и кондитерских изделиях. Стратегическая направленность комплекса маркетинговых мероприятий нацелена на стимулирование сбыта продукции. Тактические мероприятия по стимулированию сбыта призваны обеспечить предпочтительность потребительского выбора в пользу новой продукции; возможность установления более низкой цены на нее.

Пунктами сбыта продукции являются продовольственные магазины города, заключившие договора-поставки, собственная торговая сеть. Предприятие заинтересовано в увеличении объемов  производства хлеба, имеющего спрос, обеспечения выпуска продукции высокого качества и заданного ассортимента в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации, при полном соблюдении технологической дисциплины и санитарных норм в соответствии  с заказами.

Анализ конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» показал, что выявленные проблемы с продвижением товара на рынке, завоеванием новых рынков связаны со слабой работой отдела маркетинга. Это новое подразделение в организационной структуре предприятия, поэтому не разработана и не внедрена стратегия по повышению конкурентоспособности предприятия. Решение проблем по повышению конкурентоспособности должно быть направлено на:

  1. Совершенствование имиджа предприятия и повышение эффективности рекламы;
  2. Завоевание новых рынков сбыта, увеличение доли продукции предприятия на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий;
  3. Улучшение технической оснащенности  предприятия.

Таким образом, конкурентная стратегия предприятия ОАО «Калачевский хлебозавод» может быть определена как стратегия оптимальных издержек. Она нацелена на предоставлении покупателю продукции при оптимальном сочетании «качество-издержки». Предприятие стремится стать производителем товара с невысокими издержками и отличительными от конкурента характеристиками. Особое конкурентное преимущество достигается, когда производитель по ключевым качественным параметрам товара близок к конкурентам и гораздо превосходит конкурентов по уровню издержек.

При этом следует применять стратегию захвата незанятых пространств. Она имеет целью избежание открытого вызова конкуренту и не требует больших затрат. Поэтому ее могут использовать небольшие и несильные фирмы. Данная стратегия предполагает маневрирование вокруг соперника, поиск и занятие свободных рыночных ниш. Если фирме удается захватить незанятое пространство, это позволяет добиться конкурентного преимущества на сегменте. Возможно использование и элементов стратегии использования слабых сторон конкурентов - наиболее распространенный и наименее опасный метод достижения конкурентного преимущества. ОАО «Калачевский хлебозавод» можно атаковать конкурентов, товары которых плохо рекламируются, не имеют товарной марки, вообще имеют плохое маркетинговое обеспечение.

Но достижение данной конкурентной стратегии очень проблематично на современном рынке хлебобулочных изделий. Постоянно растущие затраты на сырье, электроэнергию, не позволяют предприятию сдерживать свои затраты и цены. Государство проводит слабую поддержку производителей, забывая о том, что хлеб – товар первой необходимости, а предприятие ОАО «Калачевский хлебозавод» является одним из стабильно работающих предприятий в городе. Конкуренция хлебопроизводителей из соседних районов вынуждает искать новые пути выживания в существующих условиях.

Поэтому приоритетными направлениями в повышении конкурентоспособности должны стать и расширение рынка сбыта, улучшение технического оснащения предприятия.

Необходимость модернизации производства на предприятии существует давно. Оборудование, находящееся в настоящее время в эксплуатации давно морально и физически устарело. Это приводит к его частым поломкам, простоям производства, что сказывается на финансовом результате. Полученное по программе лизинга тесторазделочное оборудование позволило частично механизировать труд и увеличить производительность. Однако на предприятии сохраняется много ручного труда, что негативно влияет на объем производства и качество выпускаемой продукции.

Предложенные мероприятия направлены не только на повышение конкурентоспособности предприятия, но и на улучшение его технической базы.

Можно предложить следующие мероприятия, которые повысят конкурентоспособность предприятия:

  1. открытие торговой точки в г. Суровикино;
  2. проведение рекламной компании;
  3. приобретение оборудования.

Цель рекламной компании продукции ОАО «Калачевский хлебозавод» – создание потребительских предпочтений в пользу продукции предприятия. Основными принципами организации рекламы являются:

  1. использование преимущественно аудио-, визуальных образов, с использованием телевидения и радио;
  2. участие в выставках.

Одним из приоритетных направлений в работе предприятия является расширение рынков сбыта. На сегодняшний день у предприятия более 20 собственных торговых точек в городе и других городах области и заключены договора с предприятиями розничной торговли. Открытие новой торговой точки в г. Суровикино является важным мероприятием в расширении рынка сбыта продукции предприятия.

Розничная торговля – торговля через собственные торговые точки. Имеет много преимуществ, среди которых возможность «диктовать» структуру товарного ассортимента и цены, продажа по розничным ценам – вся прибыль от цепочки производитель-потребитель остается в фирме, деньги не «залеживаются» у конечного продавца, а сразу вступают в оборот, возможность проводить рекламные акции и пропаганду непосредственно в местах контактов продавцов и покупателей. К недостаткам данного канала распределения следует отнести: дополнительные расходы на создание, поддержание и обслуживание розничного торгового места (аренда земли, стоимость ларька, ККМ и так далее), наем дополнительного персонала и контроль за его квалификацией, выполнение других не свойственных производителю функций.

Вместе с тем производство конкурентоспособной продукции невозможно без использования современного производительного оборудования. Оборудование, которое в настоящее время используется на предприятии в производстве хлебобулочных изделий морально и физически устарело. Сильная изношенность приводит к частым поломкам, простоям производства. Проблема  замены оборудования появилась давно и требует скорейшего решения.

Таким образом, выявленные слабые стороны в деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод», которые определены мероприятия, которые позволят повысить конкурентоспособность предприятия:

  1. открытие торговой точки в г. Суровикино;
  2. проведение рекламной компании;
  3. приобретение оборудования.

 

 

 

3.2 Оценка эффективности  мероприятий по повышению          конкурентоспособности предприятия

 

 

 

Определим эффективность предложенных мероприятий.

  1. открытие торговой точки в г. Суровикино.

Для открытия торговой точки предлагается арендовать помещение площадью 20 кв. м. Помещение должно находиться в здании, которое расположено в районе с высокой проходимостью.

Информация о работе Проектирование мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере ОАО «Калачевский хлебозавод»)