Проектирование мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере ОАО «Калачевский хлебозавод»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:34, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности ……………………………6
1.2.Виды конкурентных стратегий и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия …………………………………..16
1.3 Характеристика методов оценки конкурентоспособности ……………..28
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
2.1 Анализ основных направлений деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………………………………………………………… 40
2.2 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..45
2.3 Анализ конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» …...48
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
3.1 Мероприятия по оптимизации маркетинговой деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..58
3.2.Оценка эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….72

Вложенные файлы: 1 файл

диплом на защиту.doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)
  1. открытие торговой точки в г. Суровикино;
  2. проведение рекламной компании;
  3. приобретение оборудования.

Определена и конкурентная стратегия предприятия ОАО «Калачевский хлебозавод» - стратегия оптимальных издержек. Она нацелена на предоставлении покупателю продукции при оптимальном сочетании «качество-издержки». Предприятие стремится стать производителем товара с невысокими издержками и отличительными от конкурента характеристиками. Особое конкурентное преимущество достигается, когда производитель по ключевым качественным параметрам товара близок к конкурентам и гораздо превосходит конкурентов по уровню издержек.

При этом следует применять стратегию захвата незанятых пространств. Она имеет целью избежание открытого вызова конкуренту и не требует больших затрат. Поэтому ее могут использовать небольшие и несильные фирмы. Данная стратегия предполагает маневрирование вокруг соперника, поиск и занятие свободных рыночных ниш. Если фирме удается захватить незанятое пространство, это позволяет добиться конкурентного преимущества на сегменте. Возможно использование и элементов стратегии использования слабых сторон конкурентов - наиболее распространенный и наименее опасный метод достижения конкурентного преимущества. ОАО «Калачевский хлебозавод» можно атаковать конкурентов, товары которых плохо рекламируются, не имеют товарной марки, вообще имеют плохое маркетинговое обеспечение.

Проведена оценка предложенных мероприятий. Мероприятия по повышению конкурентоспособности потребуют от предприятия немалых вложений денежных средств -3 232 тыс. руб. Но в результате установлено, что планируемый эффект от их реализации составит 6 407 тыс. руб. , а срок окупаемости – менее одного года.

Реализация предложенных в работе мероприятий поможет значительно повысить ОАО «Калаческий хлебозавод» свою конкурентоспособность, завоевать новые рынка сбыта, а, следовательно, и улучшить финансовые результаты деятельности. А это является важным моментом в дальнейшем успешном развитии предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1.  Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

  1.  Азоев Г.Л. и др. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л.Азоев, А. П. Челенков. - М.: ОАО «Типография «Новости».-2006.-С. 12-75.
  2. Амблер Т. Практический маркетинг //Пер. с англ. под общей редакцией Ю. Н. Каптуревского. - СПб: Издательство Питер.-2007.-С.42-51.
  3. Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики: учебное пособие.- СПб: Издательство Питер.-2008.-С.58-64.
  4. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М., Тарасевич, Х. Анн - М.:Экономика.-2006.-С.22-48.
  5. Басовский Л. Е., Лунёва А. М., Басовский А. Л. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие Под ред. Л. Е. Басовского. М.: ИНФРА-М, 2008. 222 с.
  6. Белоусов В. Л, Анализ конкурентоспособности фирмы Маркетинг в России и за рубежом. -2006. 5. С 63-71.
  7. Бизнес-планирование: Учебник Под ред. В. М. Попова, И. Ляпунова. М.: Финансы и статистика, 2007. 672 с.
  8. Беляевский И. К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. - М..: «Финансы и статистика».- 2007.- С.24-64.
  9. Березин И. С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: МАНИПТ.- 2007.- С.46-54.
  10. Бернар И. и др. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х т. / И. Бернар, Ж.-К Колли .Пер. с фр.-М.: Международные отношения.- 1997.-С.94-115.
  11. Гапошина Л.Г. Товар в маркетинге: Лекция. - М..: Маркетинг.- 2009.  С.4-9.
  12. Герасименко Н.М. Маркетинговые исследования: Учебное пособие. Хабаровск.- 2006.-С.12-21.
  13. Герчикова И.Н. Маркетинг: методические рекомендации и система показателей: Учебное пособие. - М.:МГИМО.- 2007.С.45-50.
  14. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Финпресс».- 2008. –С.421-437.
  15. Демин Н.Я. Менеджмент: Управление экономикой фирмы. Конкуренция.  Ценообразование. Конкурентоспособность.- М.: МАНИПТ.-2009.-С.54-78.
  16. Дмитрук Е.Ф. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ фирмы с учетом внешней и внутренней среды.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России.-2002.-№2(38).
  17. Игнатов А. А. Анализ влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль предприятия Маркетинг в России и за рубежом.-2003. №2.-С. 18-30.
  18. Ильясова Л.Р, Позиция предприятия на рынке инструмент эффективного управления Экономика и управление. 2008. 6. 74-80.
  19. Казаков Е. Д., Кретович В. Л. Биохимия зерна и продуктов его переработки. М.: Колос, 2009. 319 с: ил.
  20. Кныш М.И.Конкурентные стратегии: Учебное пособие. - СПб,2008.-122с.
  21. Конкуренция и предпринимательство: Пер. с англ./ И.М.Кирцнер; Под ред.А. Н. Романова.-М.:ЮНИТИ.-2007.-С.54-58.
  22. Коротков А.В. Маркетинговые исследования: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА.-2008.-С. 32-54.
  23. Котлер Ф.Маркетинг. Менеджмент.11-е изд. - СПб.: Питер,2010.-

С.258-270.

  1. Кревенс Дэвид В. Стратегический маркетинг.- 6-е изд.: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс».-2009.-С.64-71.
  2. Крылова Г.Д. и др. Маркетинг. Теория 86 ситуаций: учеб. пособие для вузов./ Г.Д. Крылова, М. И. Соколова - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-С.56-62.
  3. Курс предпринимательства: Учебник/ Под. ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В. А. -М.:Финансы, ЮНИТИ.- 2007.-С.314-325.
  4. Ламбен Ж. – Ж. Стратегический маркетинг. – СПб.: Питер.-2008.-С.211-254.
  5. Лебедева О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга: Учебное пособие.-2 изд.;доп.-СПб:МиМ,2007. 14-24с.
  6. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М,2005.-С.211-232.
  7. Минько Э. В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность: Учебник. - СПб.: Питер.-2008.-С.26-50.
  8. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента./ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.М. Хедоури: Дело. -2006.-С. 91-125.
  9. Нагапетьянц Н.А. Прикладной маркетинг: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА.-2007.-С.12-19.
  10. Петраш И. П. Процедура подтверждения соответствия хлебопекарной продукции требованиям НД Хлебопечение России. 2006. 2. 6-7.
  11. Петров А. Г. Упаковка для хлеба Хлебопечение России. 2007. 5. 14-15.
  12. Попов Е.В. Теория маркетинговых исследований: Учебник. - М.: Маркетинг.-2008.-С.25-37.
  13. Попов Е. В. Продвижение товаров и услуг: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. 320 с.
  14. Портер М. Международная конкуренция.- М.: ЛТД «Дело», 2008.-С.92-93
  15. Томпсон – мл. Артур А.и др. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа./ мл. Артур А Томпсон, А. Дж.Стрикленд. -12-е изд.: пер.с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», .-2006.-С. 54-72.
  16. Траут Д.Ж. «Основы менеджмента». М.: Дело.-2006.-С.54-72.
  17. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. 2-е издание; испр. и доп.-М.: Экспо,2005.-С.42-58.
  18. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб.: Питер.-2008.-С.110-120.
  19. Фасхиев Х.А.Как измерить конкурентоспособность предприятия? «Маркетинг в России и за рубежом», № 4(36),2003.-С.53.
  20. Фурман В. Менеджмент: организация управления предпринимательством. - М.:МАНИПТ.-2008.-С.25-31
  21. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования.- СПб.: Питер.-2009.- С.75-95.
  22. Чепурной И.П. Конкурентоспостобность непродовольственных товаров.: учеб. пособие. - М.:МАРКЕТИНГ.-2006.-С.84-111.
  23. Шкардун В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия. М.: Маркетинг в России и за рубежом,№4,2005.-С.21
  24. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 2009.-343 с.
  25. Шкардун В. Д., Ахтямов Т. М. Методика исследования конкуренции на рынке Маркетинг в России и за рубежом. 2008. №4. 44-54.
  26. Шкардун В. Д. Инструменты маркетингового аудита. Оценка внешней среды Маркетинг и маркетинговые исследования. 2009. 4. 41-53.
  27. Энциклопедический словарь бизнесмена. Менеджмент, маркетинг, информатика. Под ред. М. И. Молдованова. К.: Техника, 2009. 856 с.
  28. Юданов А. Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты Мировая экономика и международные отношения. 2007. №5. 10-14.
  29. Яшин Н. Конкурентоспособность промышленных предприятий: методология, оценка, регулирование. Саратов: СГАЭ, 20077. 452 с
  30. Ясинская М.Ю. и др. Проблемы организации и проведения маркетинговых исследований в России / М.Ю. Ясинская, О.Б. Змихновская Маркетинг и маркетинговые исследования в России.-2007.-№5
  31. Гордеев А. Цены на хлеб практически не зависят от цен на зерно http://www.conditer.ni/preview/grocnews/index.asp?id=5519
  32. Евстигнеева Е, На российском рынке продуктов питания: потребление хлебобулочных изделий падает: http://www.conditer.ru/preview/grocnews /index.asp?id=5519
  33. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий littp ://www.cfin.ni/press/marketing/2001 -4/04.shtml
  34. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью// под ред. проф.С.Г. Светунькова// http://www.marketing.spb.ru/read/m19/index.htm
  35. Канаев Д.А. Заметки маркетолога//

http://www.marketing.spb.ru/mass/pri/2000/index.htm

  1. Конкуренция:понятия и виды. http://www.bolslie.ni/book/id=241 l&page=4
  2. Копылов А.В. Формирование и оценка стратегических ресурсных предприятий// http://www.publish.cis2000.ru/book/book_79/intro.shtml
  3. Крутова О. Хлебопеки готовят повышение цен, власть этому препятствует. http://www.zфгess.ru/2003/042/b014.htm
  4. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке// http://www.marketing.spb.ru/read/m3/index.htm
  5. Оценка тенденции на рынке хлебобулочных изделий http://www.conditer.ru/preview/grocnews/index.asp?id=4512
  6. Практика рыночных исследований.2003. Исследовательская фирма «Гортис»(Санкт-Петербург)// http://www.marketing.spb.ru/mass/pri/2003/index.htm
  7. Соколова М. И., Гречков В. Ю. Маркетинговые исследования http://www.marketing.spb.ru/lib-research/sokol-grecli/glaval-2.htm
  8. Формирование стратегии фирмы http://www.optim.ni/Trade/1997/3/tema2 /tema2.asp.
  9. Данные Волгоградского  областного управления статистики.
  10. Статистическая отчетность ОАО «Калачевский хлебозавод» за 2007-2009 год.
  11. Бухгалтерская отчетность предприятия за 2007-2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ

 

КАЧЕСТВЕННЫЕ

 

 

Методы оценки конкурентоспособности предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

 

 

 

 

 

 

Матрица SWОT-анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

Многоугольник конкурентоспособности по Портеру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Организационная структура ОАО «Калачевский хлебозавод»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

 

Структура управления ОАО «Калачевский хлебозавод»

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Итог анализа деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод»

 

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Последствия

 

 

Марке-тинг

Известность компании на рынке, занимает весомую долю рынка, ассортимент продукции удовлетворяет потребности покупателей

Низкая эффективность НИОКР, средняя эффективность продаж, недостаточная реклама

Падение уровня продаж, возможно, потеря клиентов

 

Финансы

Высокая доходность капитала, финансовая стабильность

Невысокая стоимость капитала доступность капитальных ресурсов

Благополучное финансовое состояние фирмы

 

Произ-водство

Широкий ассортимент продукции, удовлетворение потребностей покупателей

Большие затраты на производство, допускается нарушение сроков поставок по техническим причинам; невысокий технический уровень производства

Потеря части клиентов, увеличение стоимости продукции

 

Органи-зация

Высокая квалификация руководства, достаточно преданные организации работники

Слабая реакция на изменение рыночной ситуации, низкая инициативность руководства, оперативность в принятии решений

Нескоординированная работа в

организации


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Анализ факторов внешней среды предприятия

 

Факторы внешней среды

Оценка качества

Важность

5

4

3

2

1

Факторы прямого воздействия:

           

1. Покупатели:

           

1.1. Крупные клиенты

     

+

 

0,05

1.2. Мелкие клиенты

 

+

     

0,04

1.3. Угроза неплатежа со стороны покупателя

 

+

     

0,04

1.4. Угроза потери покупателя

 

+

     

0,05

1.5. Важность появления нового покупателя

+

       

0,04

1.6. Возраст покупателя

         

0,03

  1.6.1. от 16 до 25 лет

   

+

   

0,05

  1.6.2. от 26 до 45 лет

 

+

     

0,04

  1.6.3. от 46 до 55 лет

 

+

     

0,04

  1.6.4. от 56 и старше

+

       

0,03

2. Конкуренты:

           

2.1. Преимущества

 

+

     

0,05

2.2. Слабость

     

+

 

0,04

2.3. Борьба с конкурентами

   

+

   

0,04

3. Поставщики:

           

3.1. Надежность

+

       

0,05

3.2. Необходимость поиска нового поставщика

 

+

     

0,03

3.3. Репутация 

+

       

0,04

3.4. Цены поставок 

 

+

     

0,05

4. Законодательная база:

           

4.1. Устойчивость законов, по которым  работает фирма

   

+

   

0,05

4.2. Возможность появления новых  законов

 

+

     

0,03

4.3. Субсидии

     

+

 

0,05

4.4. Налоги

   

+

   

0,04

Факторы косвенного воздействия:

           

5. Уровень социально-экономического  развития

 

+

     

0,02

6. Уровень научно-технического развития  экономики

   

+

   

0,03

7. Уровень научно-технической развития  отрасли

   

+

   

0,04

8. Экономические кризисы внутри  страны

   

+

   

0,03


 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

Список основных угроз и возможностей

 

Угроза

Возможность

Последствия для фирмы

Возможные меры для избежания угрозы или не использования возможностей

Потеря клиента

 

Финансовые потери, а в случае потери

Клиента значительные; возможно, уменьшение з/платы сотрудников или сокращение штата. Падение репутации фирмы

Всевозможные меры для удержания клиента: скидки, дополнительные услуги. Поиск альтернативных решений проблемы с клиентом

 

Появление клиента

Дополнительный рынок сбыта, дополнительный источник поступления финансовых средств

Скидки, рассрочки платежа, дополнительные услуги, заключение договора на длительный срок.

Преимущества конкурен-тов

 

Потеря клиентов как существующих, так и потенциальных; потеря занимаемой доли рынка

Нахождение и устранение причин отставания от конкурентов. Постараться «обойти» конкурента другими преимуществами.

 

Слабость конкурен-тов

Увеличение занимаемой доли рынка, появление новых клиентов

Постараться упрочить свои позиции на данной нише рынка. При очень бедственном положении конкурента, предложить ему объединиться для устранения других конкурентов

Потеря постав-щика

 

Срыв поставок, финансовые убытки, потеря клиентов, падение авторитета предприятия, поиск нового поставщика

Улучшение деловых отношений, рассмотрение и, если возможно, решение существующей проблемы; иметь контракт с поставщиком на экстренные заказы

 

Появление нового поставщика

Выбор между поставщиками, наиболее приемлемых условий для заключения контрактов

Перезаключение договоров имеет смысл делать только тогда, когда новый поставщик имеет хорошую репутацию или значительно более выгодные условия для сотрудничества.

Введение дополните-льных налогов

 

Повышение стоимости продукции

Попытка получения налоговых льгот

 

Предоставление государст-вом субсидий

Снижение стоимости продукции, расширение предприятия и увеличение объемов производства

Попытка получения новых субсидий

Информация о работе Проектирование мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере ОАО «Калачевский хлебозавод»)