Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:34, дипломная работа
Актуальность темы исследования. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности ……………………………6
1.2.Виды конкурентных стратегий и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия …………………………………..16
1.3 Характеристика методов оценки конкурентоспособности ……………..28
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
2.1 Анализ основных направлений деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………………………………………………………… 40
2.2 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..45
2.3 Анализ конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» …...48
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
3.1 Мероприятия по оптимизации маркетинговой деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..58
3.2.Оценка эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….72
Определена и конкурентная стратегия предприятия ОАО «Калачевский хлебозавод» - стратегия оптимальных издержек. Она нацелена на предоставлении покупателю продукции при оптимальном сочетании «качество-издержки». Предприятие стремится стать производителем товара с невысокими издержками и отличительными от конкурента характеристиками. Особое конкурентное преимущество достигается, когда производитель по ключевым качественным параметрам товара близок к конкурентам и гораздо превосходит конкурентов по уровню издержек.
При этом следует применять стратегию захвата незанятых пространств. Она имеет целью избежание открытого вызова конкуренту и не требует больших затрат. Поэтому ее могут использовать небольшие и несильные фирмы. Данная стратегия предполагает маневрирование вокруг соперника, поиск и занятие свободных рыночных ниш. Если фирме удается захватить незанятое пространство, это позволяет добиться конкурентного преимущества на сегменте. Возможно использование и элементов стратегии использования слабых сторон конкурентов - наиболее распространенный и наименее опасный метод достижения конкурентного преимущества. ОАО «Калачевский хлебозавод» можно атаковать конкурентов, товары которых плохо рекламируются, не имеют товарной марки, вообще имеют плохое маркетинговое обеспечение.
Проведена оценка предложенных мероприятий. Мероприятия по повышению конкурентоспособности потребуют от предприятия немалых вложений денежных средств -3 232 тыс. руб. Но в результате установлено, что планируемый эффект от их реализации составит 6 407 тыс. руб. , а срок окупаемости – менее одного года.
Реализация предложенных в работе мероприятий поможет значительно повысить ОАО «Калаческий хлебозавод» свою конкурентоспособность, завоевать новые рынка сбыта, а, следовательно, и улучшить финансовые результаты деятельности. А это является важным моментом в дальнейшем успешном развитии предприятия.
Список использованной литературы:
С.258-270.
http://www.marketing.spb.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
КАЧЕСТВЕННЫЕ
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Матрица SWОT-анализа
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Многоугольник конкурентоспособности по Портеру
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Организационная структура ОАО «Калачевский хлебозавод»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Структура управления ОАО «Калачевский хлебозавод»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Итог анализа деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод»
Факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Последствия |
Марке-тинг |
Известность компании на рынке, занимает весомую долю рынка, ассортимент продукции удовлетворяет потребности покупателей |
Низкая эффективность НИОКР, средняя эффективность продаж, недостаточная реклама |
Падение уровня продаж, возможно, потеря клиентов |
Финансы |
Высокая доходность капитала, финансовая стабильность |
Невысокая стоимость капитала доступность капитальных ресурсов |
Благополучное финансовое состояние фирмы |
Произ-водство |
Широкий ассортимент продукции, удовлетворение потребностей покупателей |
Большие затраты на производство, допускается нарушение сроков поставок по техническим причинам; невысокий технический уровень производства |
Потеря части клиентов, увеличение стоимости продукции |
Органи-зация |
Высокая квалификация руководства, достаточно преданные организации работники |
Слабая реакция на изменение рыночной ситуации, низкая инициативность руководства, оперативность в принятии решений |
Нескоординированная работа в организации |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Анализ факторов внешней среды предприятия
Факторы внешней среды |
Оценка качества |
Важность | ||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | ||
Факторы прямого воздействия: |
||||||
1. Покупатели: |
||||||
1.1. Крупные клиенты |
+ |
0,05 | ||||
1.2. Мелкие клиенты |
+ |
0,04 | ||||
1.3. Угроза неплатежа со стороны покупателя |
+ |
0,04 | ||||
1.4. Угроза потери покупателя |
+ |
0,05 | ||||
1.5. Важность появления нового |
+ |
0,04 | ||||
1.6. Возраст покупателя |
0,03 | |||||
1.6.1. от 16 до 25 лет |
+ |
0,05 | ||||
1.6.2. от 26 до 45 лет |
+ |
0,04 | ||||
1.6.3. от 46 до 55 лет |
+ |
0,04 | ||||
1.6.4. от 56 и старше |
+ |
0,03 | ||||
2. Конкуренты: |
||||||
2.1. Преимущества |
+ |
0,05 | ||||
2.2. Слабость |
+ |
0,04 | ||||
2.3. Борьба с конкурентами |
+ |
0,04 | ||||
3. Поставщики: |
||||||
3.1. Надежность |
+ |
0,05 | ||||
3.2. Необходимость поиска нового поставщика |
+ |
0,03 | ||||
3.3. Репутация |
+ |
0,04 | ||||
3.4. Цены поставок |
+ |
0,05 | ||||
4. Законодательная база: |
||||||
4.1. Устойчивость законов, по которым работает фирма |
+ |
0,05 | ||||
4.2. Возможность появления новых законов |
+ |
0,03 | ||||
4.3. Субсидии |
+ |
0,05 | ||||
4.4. Налоги |
+ |
0,04 | ||||
Факторы косвенного воздействия: |
||||||
5. Уровень социально- |
+ |
0,02 | ||||
6. Уровень научно-технического |
+ |
0,03 | ||||
7. Уровень научно-технической |
+ |
0,04 | ||||
8. Экономические кризисы внутри страны |
+ |
0,03 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Список основных угроз и возможностей
Угроза |
Возможность |
Последствия для фирмы |
Возможные меры для избежания угрозы или не использования возможностей |
Потеря клиента |
Финансовые потери, а в случае потери Клиента значительные; возможно, уменьшение з/платы сотрудников или сокращение штата. Падение репутации фирмы |
Всевозможные меры для удержания клиента: скидки, дополнительные услуги. Поиск альтернативных решений проблемы с клиентом | |
Появление клиента |
Дополнительный рынок сбыта, дополнительный источник поступления финансовых средств |
Скидки, рассрочки платежа, дополнительные услуги, заключение договора на длительный срок. | |
Преимущества конкурен-тов |
Потеря клиентов как существующих, так и потенциальных; потеря занимаемой доли рынка |
Нахождение и устранение причин отставания от конкурентов. Постараться «обойти» конкурента другими преимуществами. | |
Слабость конкурен-тов |
Увеличение занимаемой доли рынка, появление новых клиентов |
Постараться упрочить свои позиции на данной нише рынка. При очень бедственном положении конкурента, предложить ему объединиться для устранения других конкурентов | |
Потеря постав-щика |
Срыв поставок, финансовые убытки, потеря клиентов, падение авторитета предприятия, поиск нового поставщика |
Улучшение деловых отношений, рассмотрение и, если возможно, решение существующей проблемы; иметь контракт с поставщиком на экстренные заказы | |
Появление нового поставщика |
Выбор между поставщиками, наиболее приемлемых условий для заключения контрактов |
Перезаключение договоров имеет смысл делать только тогда, когда новый поставщик имеет хорошую репутацию или значительно более выгодные условия для сотрудничества. | |
Введение дополните-льных налогов |
Повышение стоимости продукции |
Попытка получения налоговых льгот | |
Предоставление государст-вом субсидий |
Снижение стоимости продукции, расширение предприятия и увеличение объемов производства |
Попытка получения новых субсидий |