Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:55, курсовая работа
Анализ функционирования организационной структуры управления любого среднего или крупного предприятия достаточно трудоемкий и длительный процесс. С целью его упрощения, в рамках теории организационных структур управления, рассматриваются два вида типовых организационных структур: основные и классические. Их изучение и анализ позволяют значительно упростить процесс анализа организационных структур реальных предприятий, так как дают возможность уже по их внешнему виду судить о том, какими преимуществами и недостатками они могут обладать.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Классификации организационных структур управления субъектов
предпринимательской деятельности и их характеристика……………………6
1.1 Классификация организационных структур управления по
внешнему виду иерархии…………………………………………………………6
1.2 Классификация организационных структур управления по видам
дробления при департаментализации организации……………………………6
1.2.1 Дробление без специализации……………………………………………7
1.2.2 Дробление по функциям………………………………………………….7
1.2.3 Дробление по видам продукции, по территориальному
местоположению и по группам клиентов……………………………………….7
1.3 Классификация организационных структур управления по
степени централизации………………………………………………………….8
1.4 Классификация организационных структур управления по
степени сложности………………………………………………………………9
1.4.1 Лента………………………………………………………………………..10
1.4.2 Круг……………………………………………………………………......11
1.4.3 Колесо……………………………………………………………………..13
1.4.4 Схемы "звезда" и "иерархическая"………………………………………15
1.5 Классификация организационных структур управления по степени
детализации…………………………………………………………………….15
1.6 Классификация организационных структур управления по степени
реагирования на окружающую среду………………………………………….16
2 Сравнительный анализ классических организационных структур
управления субъектов предпринимательской деятельности…………………17
2.1 Бюрократические организации……………………………………………17
2.1.1 Линейная ОСУ……………………………………………………………18
2.1.2 Функциональная ОСУ……………………………………………………18
2.2 Органические организации…………………………………………………19
2.2.1 Дивизионные………………………………………………………………20
2.2.2 Матричные………………………………………………………………..20
3. Исследование и сравнительный анализ подструктур………………………23
3.1 Штабные подструктуры……………………………………………………23
3.2 Коллегиальные подструктуры………………………………………………26
4 Характеристика предприятия по производству товаров народного
потребления ООО «Оплот»…………………………………………………….31
5 Проектирование организационной структуры
управления ООО «Оплот»………………………………………………………32
5.1 Анализ факторов, влияющих на формирование организационной
структуры управления…………………………………………………………32
5. 2 Матрица функциональных связей между подразделениями……………36
5.3 Организационная структура управления ООО «Оплот»………………….37
6 Положение об отделе труда и заработной платы………………………….42
6.1 Общие положения………………………………………………………….42
6.2 Основные задачи…………………………………………………………….44
6.3 Функции……………………………………………………………………...44
6.4 Права…………………………………………………………………………46
6.5 Взаимоотношения и связи…………………………………………………..48
6.6 Ответственность…………………………………………………………….49
6.7 Примечание………………………………………………………………….50
7 Анализ разработанной организационной структуры управления……….51
7.1 Оценка эффективности проектируемой организационной структуры…51
7.2 Выводы и рекомендации……………………………………………………53
8 Заключение…………………………………………………………………….57
9 Список литературы……………………………………………………………58
Из схемы видно, что все сотрудники используют только прямую и обратную линейные связи. Еще один вид связи - это связь с внешним миром, но она не будет подробно рассматривать в рамках данного исследования. Поэтому, лишь обозначим ее, чтобы продемонстрировать, что она есть [8].
1.4.2 Круг
В схеме "круг", в отличие от "ленты", не прослеживается четкой линейной взаимосвязи между ее структурными элементами. У элемента "Исполнитель 3" не один, а два непосредственных начальника. Чтобы понять, каким образом эта схема функционирует, обратимся к примеру.
Например,
Руководитель - Директор Проектного бюро строительной компании;
Исполнитель 1 - Ответственный директор по проекту жилого дома нового
типа;
Исполнитель 2 - Руководитель Отдела архитекторов;
Исполнитель 3 - профессиональный Архитектор.
Управленческая ситуация заключается в следующем:
На фирму пришел заказ от частного клиента на строительство жилого дома. Но вся сложность заключается в том, что клиента не устраивают типовые проекты, уже разработанные на предприятии, ему нужен дом, отвечающий его особенным потребностям, и он готов оплатить разработку такого задания. Генеральный директор фирмы поручает Проектному бюро разработать проект нового дома.
Директору Проектного бюро;
Схема всего этого процесса изображена на Рисунке 2 [2].
Как правило, эта структура носит временный характер, так как Исполнитель 1 назначается только на время выполнения задания, а после этого он или возвращается на свое прошлое рабочее место, или его переводят на другой проект.
Рисунок 2 - Порядок осуществления процесса выполнения работы в схеме "круг"
1.4.3 Колесо
Схема "колесо" отличается от всех предыдущих схем наличием такого элемента, как "консультант". С целью наиболее наглядной демонстрации схемы функционирования данной организационной структуры, заменим всех консультантов одним. В этом случае схема будет выглядеть так, как изображено на Рисунке 3 [2].
Рисунок 3 - Упрощенная основная базисная организационная структура управления "колесо"
Для выяснения, как работает схема "колесо", рассмотрим пример:
Руководитель - Начальник Опытно-Конструкторского Бюро фирмы, занимающейся разработкой и производством телевизоров.
Исполнитель 1 - дизайнер корпусов.
Исполнитель 2 - программист.
Исполнитель 3 - инженер-электронщик.
Исполнитель 4 - дизайнер упаковки.
Консультант - представитель Отдела маркетинга.
Ситуация:
Отдел маркетинга фирмы, проведя исследование потребительских предпочтений на рынке телевизоров, выявил ряд новых тенденций, которые необходимо учесть, при изготовлении аппаратуры. Эту информацию Отдел передал в ОКБ для того, чтобы оно разработало телевизор полностью отвечающий новым
требованиям клиентов, а так же направил туда одного из своих сотрудников для осуществления следующих функций:
Ситуация будет развиваться следующим образом:
техническое задание для своей службы и передает его своим сотрудникам.
Несмотря на наличие небольшого количества задействованных связей, работа этой схемы достаточно сложна. Усложнение происходит из-за появления такого типа связей, как прямая функциональная и обратная функциональная связи между сотрудниками ОКБ и консультантом из Отдела маркетинга [8].
Помимо основных базисных организационных структур управления, выделяют два вида основных производных организационных структур:
1.4.4 Схемы "звезда" и "иерархическая"
Схема "звезда" интересна тем, что в ней между исполнителями не возникает никаких связей. Такая схема позволяет сохранять конфиденциальность и независимость функционирования от остальных каждого из исполнителей.
Подобная схема может иметь место, например, на предприятиях, имеющих свои торговые представительства в различных регионах.
"Иерархическая" схема функционирует аналогично схеме "лента", по сути дела, являясь ее дальнейшим развитием.
Все рассмотренные выше схемы организационных структур управления и основные базисные, и основные производные являются, как уже отмечалось ранее,
теми элементами, из которых выстраиваются ОСУ любой сложности. Любой
элемент такой схемы может быть не только структурной единицей, но и структурным блоком, и даже структурным подразделением.
1.5 Классификация организационных структур управления по степени
детализации
Данная классификация применяется только при проведении системного анализа. Глобальные схемы ОСУ отражают строение организации только на уровне структурных подразделений. Например, схема, отражающая структуру предприятия с большим количеством филиалов без приведения схем работы каждого из них в отдельности [4].
Все классические организационные структуры управления вошли в следующую классификацию.
1.6 Классификация организационных структур управления по степени
реагирования на окружающую среду
Анализ классических организационных структур управления позволит значительно облегчить задачу исследования функционирования организационной структуры любого предприятия. Проведем его.
2 Сравнительный анализ классических организационных структур
управления субъектов промышленных предприятий
2.1 Бюрократические организации
Все мы в жизни ни один раз сталкивались с таким явлением, как бюрократия. Много раз пытались с ним бороться, но безуспешно. Причина этого кроется в том, что мы плохо знаем, что это такое бюрократия, и откуда она берется. А истоки этого явления можно найти в организациях, построенных по бюрократическому принципу.
Существует ряд определений бюрократических организаций, приведем их:
Бюрократические организации характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, многочисленными нормами и правилами поведения.
Бюрократическая организация рассматривается как вертикальная пирамидальная конструкция, функционирующая как единое целое на скалярной основе, т.е. скалярно.
Такие организационные структуры характеризуются тем, что большинство сотрудников не знают друг друга, чувствуют себя ограниченными в высказывании личных взглядов. В организации наблюдается приверженность к различным формальностям и традициям. Структура бюрократического предприятия является как бы застывшей во времени, теряет гибкость, т.е. способность быстро приспосабливаться к новым, быстро меняющимся внешним и внутренним условиям существования.
Все эти наблюдения естественно необходимо отразить в определении бюрократической организации.
Бюрократическая организация - это организация, в основе которой заложены имеющие тенденции к "застыванию" линейные связи, она имеет вид вертикальной пирамидальной конструкции, в ней очень развита приверженность различным
формальностям и традициям.
Существует два основных вида ОСУ предприятия, построенных по бюрократическому принципу [10].
2.1.1 Линейная ОСУ
Рисунок 4 - Линейная ОСУ
Пример такой структуры изображен на Рисунке 4. Основным признаком линейной ОСУ является наличие исключительно линейных связей, что обуславливает все ее плюсы и минусы:
Плюсы:
Минусы:
2.1.2 Функциональная ОСУ
Если в линейную структуру управления внести прямые и обратные функциональные связи между различными структурными единицами, то она превратиться в функциональную.
Наличие в этой структуре функциональных связей позволяет различным отделам контролировать работу друг друга. Плюс ко всему, появляется возможность активного включения в ОСУ различных обслуживающих служб.
Например, Службу по обеспечению работоспособности производственного оборудования, Службу технического контроля и т.п.
Так же появляются неформальные связи на уровне структурных блоков.
Данная организационная структура имеет свои преимущества и недостатки:
Плюсы: