Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:04, курсовая работа
Задачи:
Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для сфер управления предприятием (организацией, фирмой).
Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.
Собрать необходимый материал для проведения конкретного анализа.
Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.
Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.
Спроектировать организационную структуру управления для заданного предприятия.
Определить эффективность спроектированной организационной структуры.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические основы организационных моделей и форм проектирования систем управления
1.1 Понятие организационной структуры управления предприятием и ее
элементы ……………………………………………………………………5
1.2 Виды организационных структур управления ………………………9
1.3 Организационные модели ……………………………………………17
1.4 Формы проектирования систем управления ………………………..20
Глава 2 Проектирование организационной структуры управления на промышленном предприятии ОАО «Силикат»
2.1 Цель и задачи предприятия ………………………………………….22
2.2 Определение функциональных взаимосвязей ……………………...23
2.2.1 Штатное расписание ……………………………………………….23
2.2.2 Матрица функциональных взаимосвязей ………………………...24
2.2.3 Статус подразделений и связь между ними ………………………24
2.2.4 Положение об отделе информационных технологий и должностные
инструкции специалистов данного отдела……………………………...25
2.3 Проектирование организационной структуры ……………………….25
Глава 3 Анализ организационной структуры управления
3.1 Оценка взаимодействия внешних, внутренних и специальных факторов …………………………………………………………………………26
3 .1.2 Расчет показателей эффективности состава системы и
структуры связей …………………………………………………………28
Заключение ……………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А - задание на курсовой проект…………………………..36
Приложение Б - матрица функциональных взаимосвязей…………….38
Приложение В - положение об отделе информационных технологий..39
Приложение Г - организационная структура управления
ОАО «Силикат» ………………………………………………………………...55
Расшифровка функций.
О |
Отвечает за выполнение цели |
П |
Предоставляет исходные данные |
У |
Участвует в выполнении данной функции, оказывает помощь, информирует |
С |
Согласовывает, рассматривает подготовительные документы |
Р |
Принимает решение, утверждает |
И |
Исполняет, выполняет |
«-» |
Неучастие в выполнении функции |
Разработанная матрица в приложении Б – Матрица функциональных взаимосвязей.
2.2.3 Статус подразделений и связь между ними.
В организационной структуре подразделения делятся на три вида: подразделения общего управления, подразделения линейного управления и подразделения функционального управления. В данном случае звеном общего управления является генеральный директор, он влияет на все подразделения предприятия в полном объеме линейно. К подразделениям линейного управления относятся директора и заместители директоров. Эти звенья осуществляют линейное управления непосредственно своих подчиненных подразделений. Например, директор по управлению запасами в полном объеме руководит только отделом материального снабжения и складами.
Функционально управляют звенья последующих уровней структуры: отделы и главные специалисты, и это управление распространяется не только на подразделения, подчиняющиеся данному звену, но и на другие подразделения. Например, главный механик функционально управляет не только конструкторским отделом, но и отделом подготовки и обслуживания производства. В связи с тем, что данная организационная структура линейно-функциональная, то и связи в ней только линейные и функциональные.
2.2.4 Положение об
отделе маркетинга и
Данная информация находится в приложении В.
2.3 Проектирование
Организационная структура предприятия направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями предприятия, распределение между ними прав и ответственности. Она определяет ее состав и систему подчинения в общей иерархии управления предприятием.
Организационная структура управления предприятием ОАО «Силикат» находится в приложении Г.
Исходя из характера связей между элементами ОАО «Силикат», организационная структура имеет функциональную организационную структуру.
Глава 3. Анализ организационной структуры управления.
3.1 Оценка взаимодействия внешних, внутренних и специальных факторов.
Таблица 1 - Оценка взаимодействия внешних, внутренних и специальных факторов
Факторы, |
|||||||||||||||||
влияющие на |
|||||||||||||||||
эффективность |
|||||||||||||||||
оргструктуры |
Σа |
||||||||||||||||
управления |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
3 |
И |
К |
Л |
М |
Н |
Σа /Σп |
ΣаΣп | ||
Сложность внешней |
|||||||||||||||||
среды как |
|||||||||||||||||
многообразие и |
|||||||||||||||||
вариантность |
|||||||||||||||||
факторов |
А |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
О |
1 |
1 |
1 |
1 |
19 |
0,704 |
513 | |
Подвижность среды |
|||||||||||||||||
окружения |
Б |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
о |
о |
о |
1 |
1 |
1 |
15 |
0,556 |
405 | |
Неопределенность |
|||||||||||||||||
как функция |
|||||||||||||||||
количества и |
|||||||||||||||||
достоверности |
|||||||||||||||||
информации |
В |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
О |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
22 |
0,786 |
616 | |
Количество и |
|||||||||||||||||
характер размещения |
|||||||||||||||||
источников ресурсов |
Г |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
25 |
1,25 |
500 | |
Характер рынков |
|||||||||||||||||
сбыта |
|||||||||||||||||
(закономерности |
|||||||||||||||||
развития товара и |
|||||||||||||||||
спроса) |
Д |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
О |
1 |
1 |
24 |
1,2 |
480 | |
Размер организации |
|||||||||||||||||
как фактор |
|||||||||||||||||
адаптационной |
|||||||||||||||||
способности |
Е |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
23 |
1,1 5 |
460 | ||
3 33 | |||||||||||||||||
Выбор стратегии |
|||||||||||||||||
предприятия как |
|||||||||||||||||
средства достижения |
|||||||||||||||||
цели |
Ж |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
34 |
1,259 |
918 | |
Техническая сторона |
|||||||||||||||||
превращения |
|||||||||||||||||
начального продукта |
|||||||||||||||||
в конечный |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
О |
1 |
1 |
17 |
0,895 |
323 | |
Характер связей |
|||||||||||||||||
между элементами |
|||||||||||||||||
системы управления |
И |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
22 |
1,294 |
374 | |
Внутрифирменный |
|||||||||||||||||
рыночный механизм |
|||||||||||||||||
( планирование, |
475 | ||||||||||||||||
оценка, стимул) |
К |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
25 |
1,316 | ||
| |||||||||||||||||
Психологическая |
||||||||||||||||||
структура) |
Л |
2 |
2 |
2 |
О |
О |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
22 |
1,294 |
374 |
||
Степень |
||||||||||||||||||
бюрократизации и |
||||||||||||||||||
характер |
||||||||||||||||||
перераспределения |
||||||||||||||||||
власти |
М |
1 |
1 |
1 |
О |
О |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
17 |
1 |
289 |
||
Мера участия |
||||||||||||||||||
собственника в |
, | |||||||||||||||||
профессиональном |
||||||||||||||||||
менеджменте |
Н |
2 |
2 |
2 |
О |
О |
1 |
1 |
О |
О |
О |
1 |
1 |
10 |
0,588 |
170 |
||
Пассивные суммы Σп |
27 |
27 |
28 |
20 |
20 |
20 |
27 |
19 |
17 |
19 |
17 |
17 |
17 |
Из таблицы 1 следует, что активным, управляющим, фактором являются фактор выбора стратегии, как средства достижения цели и фактор неопределенности, как функции количества и достоверности информации. Следовательно воздействие этих факторов на управление является основным и наиболее важным в отличии от других. Пассивный, то есть управляемый фактор - мера участия собственника в профессиональном менеджменте, этот фактор не имеет большого влияния в управлении организацией. Критическим фактором является опять же выбор стратегии предприятия, как средства достижения цели. Следовательно, этот фактор не только самый влиятельный на управления, но от него зависит дальнейшее состояние и функционирование организации. А нейтральный фактор так же мера участия собственника в профессиональном менеджменте.
В таблице 2 представлены все факторы, влияющие на управление, по мере их
важности (по убыванию).
Таблица 2 - Важность факторов, влияющих на управление организацией
Выбор стратегии предприятия как средства |
|
достижения цели |
1 |
Количество и характер размещения источников |
|
ресурсов |
2 |
Внутрифирменный рыночный механизм |
|
(планирование, оценка, стимул) |
3 |
Характер рынков сбыта (закономерности развития |
|
товара и спроса) |
4 |
Размер организации как фактор адаптационной |
|
способности |
5 |
Неопределенность как функция количества и |
|
достоверности информации |
6 |
Социально-психологический климат (отношение, |
|
социальная структура) |
7 |
Характер связей меёжду элементами системы |
|
управления |
8 |
Сложность внешней среды как многообразие и |
|
вариантность факторов |
9 |
Техническая сторона превращения начального |
|
продукта в конечный |
10 |
Степень бюрократизации и характер |
|
перераспределения власти |
11 |
Подвижность среды окружения |
12 |
Мера участия собственника в профессиональном |
|
менеджменте |
13 |
3.1.2 Расчет показателей эффективности состава системы и
структуры связей.
Среди показателей структурно-Функциональной организации систем управления есть показатели, характеризующие эффективность состава системы:
Можно рассчитать соответствие звеньев проектируемой
организационной структуры эталонной организационной структуре.
1) Коэффициент звенности
Кзв = Пзв.ф / Пзв.о
Кзв = 27 / 28 = 0.96
где Пзв.ф - количество звеньев, существующей организационной структуры;
Пзв.о - оптимальное количество звеньев организационной структуры.
По коэффициенту звенности можно сделать вывод, что фактическая организационная структура управления по количеству звеньев практически соответствует эталонной.
2) Коэффициент территориальной концентрации
Ктк = Ппрф/ П
Ктк = 14шт / 169100 км2 = 0.000083 шт/км2
где Ппр Ф - количество организаций данного типа в регионе;
П - площадь региона, на котором функционирует данное предприятие. Коэффициент показывает насыщенность края промышленной отраслью. В данном случае коэффициент говорит о нормальном состоянии рынка в Алтайском крае, то есть рынок не перенасыщен и не испытывает дефицита.
Коэффициент актуализации связей, который может определяться как по системе связей в целом, так и по выделенным направлениям
Кас = Сп / Со
Кас = 45/79 = 0.56
где Сп - количество полезных (функциональных) связей;
Со - общее количество связей в системе.
Данный коэффициент отражает насыщенность полезными связями общего количества связей в системе. Данное значение отклонено от идеала в меньшую сторону, поэтому для эффективного функционирования предприятия необходимо разработать дополнительные функциональные связи.
4) Коэффициент совместимости связей
Ксм = 1- СК / Со
Ксм = 1 - 4 / 79 = 0.94
где СК - количество связей, выполняющих функцию согласования. Коэффициент показывает насколько связи совместимы и согласованы. В
данном случае значение практически идеально.
5) Коэффициент охвата функций
КОХВ = Ф / Фн
КОХВ= 79 / 72= 1.09
где Ф - количество функций, отраженных а ОСП; Фн - количество функций по нормативу.
Данный коэффициент позволяет увидеть соответствие всех видов связи фактической организационной структура управления с нормативной. Значение коэффициента говорит о полном соответствии с нормой и не требует корректировок.
6) Коэффициент дублирования функций
Кдуб = (Фн - Фд) / Фн
Кдуб = (72 - 7) / 72 = 0.902
Информация о работе Проектирование организационной структуры управления