Проектирование организационной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для сфер управления предприятием (организацией, фирмой).
Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.
Собрать необходимый материал для проведения конкретного анализа.
Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.
Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.
Спроектировать организационную структуру управления для заданного предприятия.
Определить эффективность спроектированной организационной структуры.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические основы организационных моделей и форм проектирования систем управления
1.1 Понятие организационной структуры управления предприятием и ее
элементы ……………………………………………………………………5
1.2 Виды организационных структур управления ………………………9
1.3 Организационные модели ……………………………………………17
1.4 Формы проектирования систем управления ………………………..20
Глава 2 Проектирование организационной структуры управления на промышленном предприятии ОАО «Силикат»
2.1 Цель и задачи предприятия ………………………………………….22
2.2 Определение функциональных взаимосвязей ……………………...23
2.2.1 Штатное расписание ……………………………………………….23
2.2.2 Матрица функциональных взаимосвязей ………………………...24
2.2.3 Статус подразделений и связь между ними ………………………24
2.2.4 Положение об отделе информационных технологий и должностные
инструкции специалистов данного отдела……………………………...25
2.3 Проектирование организационной структуры ……………………….25

Глава 3 Анализ организационной структуры управления
3.1 Оценка взаимодействия внешних, внутренних и специальных факторов …………………………………………………………………………26
3 .1.2 Расчет показателей эффективности состава системы и
структуры связей …………………………………………………………28
Заключение ……………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А - задание на курсовой проект…………………………..36
Приложение Б - матрица функциональных взаимосвязей…………….38
Приложение В - положение об отделе информационных технологий..39
Приложение Г - организационная структура управления
ОАО «Силикат» ………………………………………………………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

копия.docx

— 614.66 Кб (Скачать файл)

 

Расшифровка функций.

 

О

Отвечает за выполнение цели

П

Предоставляет исходные данные

У

Участвует  в выполнении данной функции, оказывает помощь, информирует

С

Согласовывает, рассматривает подготовительные документы

Р

Принимает решение, утверждает

И

Исполняет, выполняет

«-»

Неучастие в выполнении функции


 

Разработанная матрица в приложении Б –  Матрица функциональных взаимосвязей.

 

 

2.2.3  Статус подразделений  и связь между ними.

 

В организационной структуре подразделения делятся на три вида: подразделения общего управления, подразделения линейного управления и подразделения функционального управления. В данном случае звеном общего управления является генеральный директор, он влияет на все подразделения предприятия в полном объеме линейно. К подразделениям линейного управления относятся директора и заместители директоров. Эти звенья осуществляют линейное управления непосредственно своих подчиненных подразделений. Например, директор по управлению запасами в полном объеме руководит только отделом материального снабжения и складами.

Функционально управляют звенья последующих уровней структуры: отделы и главные специалисты, и это управление распространяется не только на подразделения, подчиняющиеся данному звену, но и на другие подразделения. Например, главный механик функционально управляет не только конструкторским отделом, но и отделом подготовки и обслуживания производства. В связи с тем, что данная организационная структура линейно-функциональная, то и связи в ней только линейные и функциональные.

 

2.2.4  Положение об  отделе маркетинга и должностная  инструкция начальника отдела  маркетинга.

 

Данная информация находится  в приложении В.

 

 

 

2.3 Проектирование организационной  структуры.

 

Организационная структура предприятия направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями предприятия, распределение между ними прав и ответственности. Она определяет ее состав и систему подчинения в общей иерархии управления предприятием.

 

Организационная структура управления предприятием ОАО «Силикат» находится в приложении Г.

 

Исходя из характера связей между элементами ОАО «Силикат», организационная структура имеет функциональную организационную структуру.

 

 

 

Глава 3. Анализ организационной структуры управления.

3.1 Оценка взаимодействия  внешних, внутренних  и специальных  факторов.

 

Таблица 1 - Оценка взаимодействия внешних, внутренних и специальных факторов

 

Факторы,

                                 

влияющие на

                                 

эффективность

                                 

оргструктуры

                           

Σа

   

управления

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

И

К

Л

М

Н

Σа /Σп

ΣаΣп

Сложность внешней

                                 

среды как

                                 

многообразие и

                                 

вариантность

                                 

факторов

А

 

2

3

3

3

2

1

1

О

1

1

1

1

19

0,704

513

Подвижность среды

                                 

окружения

Б

2

 

3

3

2

1

1

о

о

о

1

1

1

15

0,556

405

Неопределенность

                                 

как функция

                                 

количества и

                                 

достоверности

                                 

информации

В

3

3

 

3

3

2

1

О

1

2

2

1

1

22

0,786

616

Количество и

                                 

характер размещения

                                 

источников ресурсов

Г

3

3

3

 

2

2

3

3

1

2

1

1

1

25

1,25

500

Характер рынков

                                 

сбыта

                                 

(закономерности 

                                 

развития товара и

                                 

спроса)

Д

3

3

3

2

 

1

3

3

2

2

О

1

1

24

1,2

480

Размер организации

                                 

как фактор

                                 

адаптационной

                                 

способности

Е

2

2

2

2

3

 

3

 

1

1

1

1

2

23

1,1 5

460

 

3

33

Выбор стратегии

                                 

предприятия как

                                 

средства достижения

                                 

цели

Ж

3

3

3

3

3

3

 

3

3

3

2

2

3

34

1,259

918

Техническая сторона

                                 

превращения

                                 

начального продукта

                                 

в конечный

3

2

2

2

1

1

2

3

 

1

1

О

1

1

17

0,895

323

Характер связей

                                 

между элементами

                                 

системы управления

И

2

2

2

1

1

2

3

1

 

2

3

2

1

22

1,294

374

Внутрифирменный

                                 

рыночный механизм

                                 

( планирование,

                               

475

оценка, стимул)

К

2

2

2

2

2

2

3

2

3

 

2

2

1

25

1,316

 

 
 

 

Психологическая

                                   

структура)

Л

2

2

2

О

О

1

3

2

2

3

 

3

2

22

1,294

374

 

Степень

                                   

бюрократизации и

                                   

характер

                                   

перераспределения

                                   

власти

М

1

1

1

О

О

1

2

1

3

2

3

 

2

17

1

289

 

Мера участия

                                   

собственника в

                                 

,

профессиональном

                                   

менеджменте

Н

2

2

2

О

О

1

1

О

О

О

1

1

 

10

0,588

170

 

Пассивные суммы Σп

 

27

27

28

20

20

20

27

19

17

19

17

17

17

       




Из таблицы 1 следует, что активным, управляющим, фактором являются фактор выбора стратегии, как средства достижения цели и фактор неопределенности, как функции количества и достоверности информации. Следовательно воздействие этих факторов на управление является основным и наиболее важным в отличии от других. Пассивный, то есть управляемый фактор - мера участия собственника в профессиональном менеджменте, этот фактор не имеет большого влияния в управлении организацией. Критическим фактором является опять же выбор стратегии предприятия, как средства достижения цели. Следовательно, этот фактор не только самый влиятельный на управления, но от него зависит дальнейшее состояние и функционирование организации. А нейтральный фактор так же мера участия собственника в профессиональном менеджменте.

 

В таблице 2 представлены все факторы, влияющие на управление, по мере их

 важности (по убыванию).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Важность факторов, влияющих на управление организацией

 

Выбор стратегии предприятия как средства

 

достижения цели

1

Количество и характер размещения источников

 

ресурсов

2

Внутрифирменный рыночный механизм

 

(планирование, оценка, стимул)

3

Характер рынков сбыта (закономерности развития

 

товара и спроса)

4

Размер организации как фактор адаптационной

 

способности

5

Неопределенность как функция количества и

 

достоверности информации

6

Социально-психологический климат (отношение,

 

социальная структура)

7

Характер связей меёжду элементами системы

 

управления

8

Сложность внешней среды как многообразие и

 

вариантность факторов

9

Техническая сторона превращения начального

 

продукта в конечный

10

Степень бюрократизации и характер

 

перераспределения власти

11

Подвижность среды окружения

12

Мера участия собственника в профессиональном

 

менеджменте

13


 

 

 

 

3.1.2 Расчет показателей  эффективности состава системы  и 

структуры связей.

 

Среди показателей структурно-Функциональной организации систем управления есть показатели, характеризующие эффективность состава системы:

 

Можно рассчитать  соответствие звеньев проектируемой

организационной структуры эталонной организационной структуре.

 

1) Коэффициент звенности 

Кзв = Пзв.ф / Пзв.о

Кзв = 27 / 28 = 0.96

где Пзв.ф - количество звеньев, существующей организационной структуры;

Пзв.о - оптимальное количество звеньев организационной структуры.

По коэффициенту звенности можно сделать вывод, что фактическая организационная структура управления по количеству звеньев практически соответствует эталонной.

 

2) Коэффициент территориальной  концентрации

Ктк = Ппрф/ П

Ктк = 14шт / 169100 км2 = 0.000083 шт/км2

 

где Ппр Ф - количество организаций данного типа в регионе;

П - площадь региона, на котором функционирует данное предприятие. Коэффициент показывает насыщенность края промышленной отраслью. В данном случае коэффициент говорит о нормальном состоянии рынка в Алтайском крае, то есть рынок не перенасыщен и не испытывает дефицита.

 

Коэффициент актуализации связей, который может определяться как по системе связей в целом, так и по выделенным направлениям

Кас = Сп / Со

Кас = 45/79 = 0.56

где Сп - количество полезных (функциональных) связей;

 Со - общее количество связей в системе.

Данный коэффициент отражает насыщенность полезными связями общего количества связей в системе. Данное значение отклонено от идеала в меньшую сторону, поэтому для эффективного функционирования предприятия необходимо разработать дополнительные функциональные связи.

4) Коэффициент  совместимости связей 

Ксм = 1- СК / Со

Ксм = 1 - 4 / 79 = 0.94

где СК - количество связей, выполняющих функцию согласования. Коэффициент показывает насколько связи совместимы и согласованы. В

данном случае значение практически идеально.

 

5) Коэффициент  охвата функций 

КОХВ = Ф / Фн

КОХВ= 79 / 72= 1.09

где Ф - количество функций, отраженных а ОСП; Фн - количество функций по нормативу.

Данный коэффициент позволяет увидеть соответствие всех видов связи фактической организационной структура управления с нормативной. Значение коэффициента говорит о полном соответствии с нормой и не требует корректировок.

 

6) Коэффициент  дублирования функций 

Кдуб = (Фн - Фд) / Фн

Кдуб = (72 - 7) / 72 = 0.902

Информация о работе Проектирование организационной структуры управления