Проектирование организационной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для сфер управления предприятием (организацией, фирмой).
Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.
Собрать необходимый материал для проведения конкретного анализа.
Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.
Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.
Спроектировать организационную структуру управления для заданного предприятия.
Определить эффективность спроектированной организационной структуры.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические основы организационных моделей и форм проектирования систем управления
1.1 Понятие организационной структуры управления предприятием и ее
элементы ……………………………………………………………………5
1.2 Виды организационных структур управления ………………………9
1.3 Организационные модели ……………………………………………17
1.4 Формы проектирования систем управления ………………………..20
Глава 2 Проектирование организационной структуры управления на промышленном предприятии ОАО «Силикат»
2.1 Цель и задачи предприятия ………………………………………….22
2.2 Определение функциональных взаимосвязей ……………………...23
2.2.1 Штатное расписание ……………………………………………….23
2.2.2 Матрица функциональных взаимосвязей ………………………...24
2.2.3 Статус подразделений и связь между ними ………………………24
2.2.4 Положение об отделе информационных технологий и должностные
инструкции специалистов данного отдела……………………………...25
2.3 Проектирование организационной структуры ……………………….25

Глава 3 Анализ организационной структуры управления
3.1 Оценка взаимодействия внешних, внутренних и специальных факторов …………………………………………………………………………26
3 .1.2 Расчет показателей эффективности состава системы и
структуры связей …………………………………………………………28
Заключение ……………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А - задание на курсовой проект…………………………..36
Приложение Б - матрица функциональных взаимосвязей…………….38
Приложение В - положение об отделе информационных технологий..39
Приложение Г - организационная структура управления
ОАО «Силикат» ………………………………………………………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

копия.docx

— 614.66 Кб (Скачать файл)

Фд - количество дублируемых функций.

Этот показатель говорит о необходимости уменьшения дублируемых функций, что приведет к усовершенствованию управления.

 

7) Среднее  количество сотрудников, приходящихся  на одного руководителя 

Ксотр = (ЧППП - Чр) / Чр

Ксотр = (135 - 24) / 24 = 4.625

ЧППП - численность персонала предприятия;

Чр - численность руководителей.

Среднее количество сотрудников на одного руководителя составляет 5 чел, что соответствует норме и означает эффективное руководство.

 

 

Уровень соответствия фактического диапазона управления i - го руководителя нормативному

Кдиап = Дупр / Дн упр

Кдиап= 5 /6 = 0.83

 

Дупр,  Дн ynр - диапазон управления фактический и нормативный соответственно.

Значение коэффициента соответствует норме.

 

9) Удельный  вес исполнителей подчиняющихся  одному руководителю

Кисп = 1 - (Ч\ Р / ЧППП)

Кисп = 1- (5/111) = 0.95

Ч1 р - численность работников, подчиняющихся одному руководителю. Данный показатель говорит о нормальном распределении количества подчиненных и руководителей на предприятии.

 

10) Показатель  обратный количеству уровней  управления по i - му блоку 

Куровней= l/Z

Куровней =  1 / 3 = 0.333

Z - среднее количество уровней  управления по блокам.

Данный показатель говорит о совершенно идеальном распределении звеньев организационной структуры управления по уровням.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Организационное проектирование как процесс — это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.

Предметом организационного проектирования на предприятии, в учреждении является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.

Целью организационного проектирования является разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом — комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы. Проектирование рассматривается как процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта; алгоритма его функционирования; предвидения последствий, к которым приведет появление объекта; определение мер по реализации проекта.

Можно выделить четыре подхода к решению задачи проектирования организационных структур: нормативно-функциональный, организационного моделирования, функционально-технологический и системно-целевой.

Системно-целевой подход в настоящее время наиболее перспективен.

Далее мы ознакомились c процессом формирования организационной структуры. Он включает формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям: формирование общей структурной схемы аппарата управления; разработка состава основных подразделений и связей между ними; регламентация организационной структуры.

Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов: 1) аналогий; 2) экспертно-аналитического; 3) структуризации целей; 4) организационного моделирования. Выбор метода решения той или иной организационной проблемы зависит от ее характера, а также от возможностей для проведения соответствующего исследования, определяемых наличием его методики, необходимой информации, а также квалификацией разработчиков системы и сроками представления рекомендаций.

Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа се совершенствования.

Приведение структуры организации в соответствие с изменившимися условиями является одной из важнейших задач управления. Можно назвать некоторые ситуации в отдельности или в комбинации, когда оправданы затраты на корректировку структуры или разработку нового проекта: неудовлетворительное функционирование предприятия; перегрузка высшего руководства; отсутствие ориентации на перспективу; разногласия по организационным вопросам; рост масштаба деятельности; увеличение разнообразия; объединение хозяйствующих субъектов; изменение технологии управления; влияние технологии производственных процессов; внешняя экономическая обстановка.

Таким образом, в курсовой работе изложены основные положения, касающиеся понятия «организационное проектирование».

Рассмотрев основные понятия организационного проектирования; основные подходы и методологические принципы построения организационных структур; изучив основные этапы и методы организационного проектирования; остановившись на оценке эффективности организационных проектов и примерах ситуаций, когда оправдана корректировка организационных структур, можно сделать вывод, что поставленные в курсовой работе задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

    1. Волкова К. А. и др. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, дополнительные инструкции. – М.: НОРМА, 1997.- 488с.
    2. Грачева К.А., Захарова М.К., Одинцова Л.А. Организация и планирование машиностроительного производства. — М.: Высшая школа, 2003.- 716с.
    3. Фандина В.Г. Основы менеджмента: учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005. – Ч. 1. - 253 с.
    4. Сомин В. Групповой портрет в зеркале баланса. Энергомаш. – Барнаул. №5,6 – с.4
    5. Холл, Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты/Р.Х.Холл. – СПб: Питер, 2001. – 285с.
    6. Шереметов П.В. Теория организации: Курс лекций. М.: ИНФРА – М: Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004 – 104с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А.

Предприятие ОАО "Силикат".

ОАО «Силикат» - юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности, имеет на праве собственности имущество, обособленное от имущества своих акционеров.

Финансовая и производственная деятельность Общества осуществляется на основе хозяйственной самостоятельности.

Главной целью деятельности общества, является извлечение чистого дохода и использование его в интересах акционерах, для развития производства, решение социальных задач коллективов прёдприятии и организаций, входящих в общество.

Во главе предприятия стоит президент, которому непосредственно подчинены директора структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности.

К основным обязанностям планового и расчетного отдела относятся: руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения максимальной эффективности в работе предприятия; организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия, его финансового состояния и участие в разработке мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства; руководство работой по обеспечению нормального функционирования финансового механизма предприятия: оптимизация потоков денежных средств и их рациональное распределение для возмещения затрат предприятия и получения прибыли.

Основными обязанностями отдела маркетинга являются: заключение договоров с потребителями на поставку продукции; обеспечение выполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами; участие в организации выставок, ярмарок, выставок-продаж и других мероприятий по рекламе продукции …

 

К основным обязанностям материального и снабженческого отдела относятся: своевременное обеспечение материальными ресурсами производства; осуществление связи с поставщиками по вопросу заключения договоров на поставку материалов; разработка плана горных работ и производственной программы; определение необходимых производственных мощностей и трудовых ресурсов; уточнение нормативной базы расходования производственных ресурсов; координация работ по подготовке производства.

Среднесписочная численность работников - 400 человек. Инженерно-технический и управленческий персонал это специалисты, имеющие высшее, среднетехническое и специальное образование, в основном отработавшие на производстве 10 и более лет с большим опытом работы.

 

 

 

На сегодняшний день, руководство ОАО «Силикат» стремится создать строго налаженный механизм управления, направленный на перспективное развитие предприятия и его финансовое укрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б.

Матрица функциональных взаимосвязей.

Наименование функций управления

 

Плановый отдел

Отдел маркетинга

Материальный отдел

Снабженческий отдел

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Составление планов по управлению деловой карьерой и кадровым резервом

 

Р

П

С

 

У

               

Принятие мер поощрения или взыскания за выполняемую работу по резерву кадров

Р

   

О

И

   

У

           

Совершенствование организации замещения кадров

     

О

Р

     

У

П

       

Проведение конкурсов на замещение вакантных должностей

     

Р

О

У

И

             

Повышение квалификации работников, зачисленных в резерв

 

Р

         

О

     

У

И

И

Оформление в резерв и перемещение по должностям

 

Р

О

   

И

У

             

Организация учета по управлению деловой карьерой и резервом

           

О

       

У

И

 

Изучение расстановки и использования специалистов, а также деловых качеств работников

             

Р

О

П

И

     

Создание резервов кадров на выдвижение

       

Р

       

У

 

О

   

Контроль выполнения руководителями подразделений работы по управлению деловой карьерой и кадровым резервом

Р

   

У

     

У

           

Изучение движения кадров

             

Р

П

   

С

И

У

Обеспечение составления отчетности по управлению деловой карьерой и кадровым резервом

         

Р

   

П

У

И

     

Проработка схем замещения и индивидуальных планов развития деловой карьеры

           

Р

       

О

У

И

Контроль реализации планов подготовки специалистов, отобранных в резерв кадров

 

Р

О

       

П

У

 И

       

Выполнение программы работы с кадровым резервом

     

Р

     

О

     

У

И

 

 

Приложение В.

Положение об отделе маркетинга и должностная инструкция начальника отдела маркетинга.

 

Положение об отделе маркетинга.

1. Общие положения отдела маркетинга

1.1. Отдел маркетинга является  самостоятельным структурным подразделением  предприятия.

1.2. Отдел создается и ликвидируется  приказом директора предприятия.

1.3. Отдел подчиняется непосредственно  директору предприятия.

1.4. Руководство отдела маркетинга:

1.4.1. Отдел возглавляет начальник  отдела маркетинга, назначаемый  на должность приказом директора  предприятия.

1.4.2 Начальник отдела маркетинга  имеет ____ заместителя (ей).

1.4.3 Обязанности заместителя (ей) определяются (распределяются) начальником отдела  маркетинга.

1.4.4. Заместитель(и) и руководители  структурных подразделений в  составе отдела маркетинга, другие  работники отдела назначаются  на должности и освобождаются  от должностей приказом директора  предприятия по представлению  начальника отдела маркетинга.

 

2. Структура отдела маркетинга

 

2.1. Состав и штатную численность  отдела маркетинга утверждает  директор предприятия исходя  из условий и особенностей  деятельности предприятия по  представлению начальника отдела  маркетинга и по согласованию с

 

(отделом маркетинга; отделом организации  и оплаты труда)

 

 

2.2. В состав отдела входят 

 

(структурные подразделения, группы  специалистов и пр.)

 

2.3. Начальник отдела маркетинга  распределяет обязанности между  сотрудниками отдела и утверждает  их должностные инструкции.

 

 

3. Задачи и функции подразделения

№ п/п Задачи Функции

3.1 Разработка маркетинговой стратегии. Организация процесса маркетинговых  исследований, включающего следующие  операции:

- определение проблемы, связанной  со сбытом продукции;

- получение первичной информации (внешней и внутренней);

- проведение анализа вторичной  информации (внешней и внутренней);

- проведение анализа данных, характеризующих  рынок рассматриваемого вида  продукции;

- формирование рекомендаций по  результатам проведенного анализа;

- использование результатов маркетингового  исследования;

- ...

Поиск и систематизация информации о:

- показателях экономического развития  отраслей и регионов, направлениях  государственной политики, определяющей  производство и сбыт выпускаемой  продукции и потребляемых видов  сырья;

- существующем уровне отечественного  производства, объемах импорта и  экспорта аналогичной выпускаемой  продукции и потребляемого сырья, а также про-изводстве и импорте  продукции-заменителя;

Информация о работе Проектирование организационной структуры управления