Проектирование организационной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для сфер управления предприятием (организацией, фирмой).
Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.
Собрать необходимый материал для проведения конкретного анализа.
Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.
Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.
Спроектировать организационную структуру управления для заданного предприятия.
Определить эффективность спроектированной организационной структуры.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические основы организационных моделей и форм проектирования систем управления
1.1 Понятие организационной структуры управления предприятием и ее
элементы ……………………………………………………………………5
1.2 Виды организационных структур управления ………………………9
1.3 Организационные модели ……………………………………………17
1.4 Формы проектирования систем управления ………………………..20
Глава 2 Проектирование организационной структуры управления на промышленном предприятии ОАО «Силикат»
2.1 Цель и задачи предприятия ………………………………………….22
2.2 Определение функциональных взаимосвязей ……………………...23
2.2.1 Штатное расписание ……………………………………………….23
2.2.2 Матрица функциональных взаимосвязей ………………………...24
2.2.3 Статус подразделений и связь между ними ………………………24
2.2.4 Положение об отделе информационных технологий и должностные
инструкции специалистов данного отдела……………………………...25
2.3 Проектирование организационной структуры ……………………….25

Глава 3 Анализ организационной структуры управления
3.1 Оценка взаимодействия внешних, внутренних и специальных факторов …………………………………………………………………………26
3 .1.2 Расчет показателей эффективности состава системы и
структуры связей …………………………………………………………28
Заключение ……………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А - задание на курсовой проект…………………………..36
Приложение Б - матрица функциональных взаимосвязей…………….38
Приложение В - положение об отделе информационных технологий..39
Приложение Г - организационная структура управления
ОАО «Силикат» ………………………………………………………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

копия.docx

— 614.66 Кб (Скачать файл)

         Введение …………………………………………………………………… 3

Глава 1 Теоретические основы организационных моделей и форм проектирования систем управления

      1.1 Понятие организационной структуры управления предприятием и ее

элементы ……………………………………………………………………5

1.2 Виды организационных структур  управления ………………………9

1.3 Организационные модели ……………………………………………17

1.4 Формы проектирования систем  управления ………………………..20

 

Глава 2 Проектирование организационной структуры управления на промышленном предприятии ОАО «Силикат»

2.1 Цель и задачи предприятия  ………………………………………….22

2.2 Определение функциональных  взаимосвязей ……………………...23

2.2.1 Штатное расписание ……………………………………………….23

2.2.2 Матрица функциональных взаимосвязей  ………………………...24

2.2.3 Статус подразделений и связь  между ними ………………………24

      2.2.4 Положение об отделе информационных технологий и  должностные

инструкции специалистов данного отдела……………………………...25

       2.3 Проектирование организационной структуры ……………………….25

 

Глава 3 Анализ организационной структуры управления

       3.1 Оценка взаимодействия внешних, внутренних и специальных                               факторов …………………………………………………………………………26

       3 .1.2 Расчет показателей эффективности состава системы и

структуры связей …………………………………………………………28

Заключение ……………………………………………………………….32

Список использованных источников……………………………………35

         Приложение А - задание на курсовой проект…………………………..36

Приложение Б - матрица функциональных взаимосвязей…………….38

Приложение В - положение об отделе информационных технологий..39

Приложение Г - организационная структура управления

ОАО «Силикат»  ………………………………………………………………...55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприятия.

       Изменение условий  производственной деятельности, необходимость  адекватного приспособления к  ней системы управления сказывается  не только на совершенствовании  её организации, но и на перераспределении  функций управления по уровням  ответственности, формам их взаимодействий  и т.д. Речь идёт прежде всего  о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной  структуре), которая порождена объективной  необходимостью и закономерностями  рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворениями  в первую очередь индивидуальных  потребностей, обеспечением заинтересованности  работников в наивысших конечных  результатах, широким использованием  новейших достижений НТР. Всё  это требует от промышленных  предприятий адаптации к новым  рыночным условиям, преодоления  возникающих противоречий в экономическом  и научно-техническом процессах.

       Задачей менеджера  является построение такой структуры, которая лучше всего отвечала  бы целям и задачам организации. И в данной курсовой работе, на основе имеющихся данных, будет  построена модель организационной  структуры управления предприятием.

 

 

Курсовое  проектирование по курсу «Основы менеджмента» является заключительным этапом в изучении студентами соответствующего теоретического курса и имеет своей целью:

- систематизацию, закрепление теоретических  и  практических знаний по дисциплине  и применения этих знаний при  решении конкретных экономических  и производственных задач;

- развитие навыков  выполнения самостоятельной работы, овладение методами исследования и экспериментирования при решении вопросов научно - исследовательского характера.

- определение уровня теоретических  и практических знаний студентов, а также умение их применять  для конкретных практических  задач менеджмента.

 

 В соответствии с поставленными  целями студент в процессе  выполнения курсового проекта  должен решить следующие задачи:

 

Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение  для сфер управления предприятием (организацией, фирмой).

Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.

Собрать необходимый материал для проведения конкретного анализа.

Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.

Провести анализ собранных данных, используя  соответствующие методы обработки и анализа информации.

Спроектировать организационную структуру управления для заданного предприятия.

Определить эффективность спроектированной организационной структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Теоретические основы организационных моделей и форм проектирования систем управления.

 

1.1 Понятие организационной  структуры управления предприятия  и её элементы.

 

Предприятия для обеспечения выживаемости вынуждены постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, что порождает массу управленческих проблем. Неопределенность функционирования ставит их перед необходимостью проводить работу по совершенствованию организационной структуры управления сознательно или стихийно под воздействием обстоятельств, массовой организационной моды.

 

Вопросы организационной перестройки, имеющие особе значение для отечественных предприятий, актуальны и для зарубежных фирм. Так, для компаний США среди основных причин неудач наряду с недальновидностью руководства компаний, ориентацией на привычные целевые установки и схемы деятельности, потерей контактов с потребителями называются омертвленная, неподвижная структура организации и лишенный динамизма наемный персонал.

 

До настоящего времени целостная теория структурного развития систем управления отсутствует. Зарубежные исследования в этой области чаще всего отражают опыт работы эффективно действующих промышленных предприятий в условиях рыночной экономики и могут рассматриваться только как некоторые ориентиры для организации управленческих работ в условиях переходной экономики.

 

Понятие «структура» связано с такими понятиями, как «система» и «организация». Все основные аспекты строения и деятельности организации определяет цель как главный системообразующий фактор и ее подцели. Каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет свою строго определенную функцию, структура же обеспечивает порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций. Элементы системы выделяются в процессе ее членения (структуризации), при этом каждая система допускает возможность различных сечений в соответствии с заданными критериями. Организационная структура - одно из этих сечений.

 

В научной литературе понятие «структура» имеет определенное концептуальное значение. «Структура есть множество элементов, которые находятся во взаимодействии в специфическом порядке для осуществления функций». Являясь сложной системой, организационная структура управления представляет собой подсистему в системе управления предприятием. Таким образом, организационная структура управления и система управления являются взаимосвязанными и взаимодополняющими понятиями. По мнению многих авторов, структура управления предприятием представляет собой статическую «анатомию» управленческого процесса, а система управления - динамическую «физиологию».

 

Понятие «организационная структура управления» в научной литературе отмечается большим разнообразием. Под организационной структурой понимается и упорядоченная совокупность органов, управляющих производственной деятельностью, и совокупность возникающих в процессе управления связей и отношений между подразделениями. Также организационная структура - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

 

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

 

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента. Данное определение является наиболее адекватным проблематике, рассматриваемой в настоящем дипломном проекте.

 

Изменение внешних условий приводит к необходимости изменения стратегии предприятия, далее к изменению его организационных характеристик и, в конечном счете, к преобразованию организационной структуры .

 

Среди основных можно выделить технологический, производственный, финансовый, социальный и информационный виды структур.

 

Технологическая структура определяется характером материально-энергетических процессов, типом используемого оборудования, специализацией используемых мощностей.

 

Производственная структура - упорядоченная совокупность производственных подразделений, элементов производственно-технической базы с точки зрения их пространственного расположения.

 

Финансовая структура - упорядоченная совокупность финансовых отношений в процессе хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивающая его эффективное функционирование и развитие. Финансовая структура - результат реализации концепции центров ответственности.

 

Социальная структура характеризуется распределением работников по предприятиям по профессионально-квалификационному, половозрастному, национальному составу, уровню образования.

 

Информационная структура - совокупность правил, технических средств и коммуникационных сетей, определяющих целенаправленное использование информации как ресурса. Эффективная информационная структура должна обеспечить планирование, организацию, координацию и контроль информационных процессов по всем трем фазам (поиск, обработка и распределение информации) как на стратегическом, так и на тактическом и оперативном уровнях.

 

Разнообразие структурных срезов одной и той же системы требует установления отношений между ними. Среди этих взаимосвязанных структур организационная структура занимает особое место: она упорядочивает взаимодействие элементов для получения интегрального эффекта по достижению поставленной цели, создает собственно организованное целое.

 

С понятием «организационная структура управления» тесно связано более емкое и содержательное понятие «организационная форма хозяйствования», которая представляет собой состав и степень хозяйственной самостоятельности отдельных элементов организации. Отличие ее от оргструктуры состоит в учете экономических, правовых и социальных аспектов взаимоотношений элементов, образующих хозяйственный субъект.

 

Такое серьезное справочное пособие, как «Реструктуризация предприятий и компаний» И.И. Мазура и В.Д. Шапиро, дает следующее определение организационной структуре управления: «Организационной структурой управления (организационной формой управления) называют внутреннее устройство системы управления, которое обычно описывается совокупностью организационных единиц (структурных подразделений и должностных лиц), взаимоотношениями этих организационных единиц между собой и управляемой деятельностью (объектом управления)». Конечно, такое определение не отражает сути ни организационной структуры управления, ни организационной формы.

 

Оргструктуры как упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов предполагает некоторый порядок соподчинения, который реализуется через иерархический принцип построения, обеспечивающий многоступенчатость соподчинения частей целому.

 

Современная управленческая парадигма в качестве технологии эффективного управления в условиях повышенной нестабильности и неопределенности внешней среды предполагает стратегическое управление, под которым понимается «деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды».

 

Функция организации - то, что она делает, - диктуется ее стратегией. Ее форма, структура должны быть такими, чтобы обеспечивать и облегчать осуществление стратегии. Структура организации влияет на ряд параметров:

 

- издержки производства. Если производство  товара или услуги требует  множества операций или трудовых  процессов, то структура производства, скорее всего будет сложной, а  управление - дорогостоящим. Это особенно  заметно, когда процессы производства  значительно отличаются по характеру  и уровню сложности навыков  на различных стадиях производства;

 

- скорость выполнения работ. Чем  сложнее структура, тем, как правило, медленнее темпы работ, и тем  медленнее продвигается продукт  внутри компании;

 

- способ удовлетворения потребностей  покупателей. Для того чтобы надежно  защитить покупателей, иногда необходимы  крупные, сложные, тщательно контролируемые  структуры;

 

- характер поведения людей. Все  структуры, как правило, стимулируют  элемент внутренней конкуренции; это могут быть конкуренция  за ресурсы или соперничество  вокруг результатов работы. Структуры  влияют на политику организации, на мысли, чувства и поведение.

 

Влияние оргструктуры на эти параметры раскрывает ее значение для предприятия и общества.

Информация о работе Проектирование организационной структуры управления