Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить с помощью теоретических, практических методов условия эффективности взаимоотношений в системе руководитель - подчиненный.
Объектом исследования выбраны сотрудники коммерческой и некоммерческой организаций.
Анализ научной литературы по проблеме и результатам поисковых экспериментов, позволил сформулировать основную гипотезу: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на взаимоотношения в коллективе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ……………………………………………………………….5
1.1. Взаимодействия руководителя и подчиненного как предмет исследования…………………………………………………………………………5
1.2. Характеристика стилей руководства……………………………………8
1.3. Особенности и причины конфликтов между руководителем и подчиненным……………………………………………………………………….13
2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ………………..17
2.1. Роль руководителя в становлении коллектива……………………….17
2.2. Личностные особенности руководителя и их влияние
на коллектив…………………………………………………………………20
2.3. Управленческая культура руководителя как составная часть стиля руководителя……………………………………….……………………………....26
2.4. Психологические проблемы руководителя…………………………...28
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛЯИНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПОДЧИНЕННЫХ………………………………………………………………….38
3.1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири……….39
3.2. Методика выявления качеств «реального» и «идеального» руководителя……………………………………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...47
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Уфимский
колледж библиотечного дела и
массовых коммуникаций
ПСИХОЛОГИЯ
ОТНОШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ
И ПОДЧИНЕННЫХ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По
дисциплине «Управленческая психология»
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
1.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1.
Взаимодействия руководителя и подчиненного
как предмет исследования………………………………………………
1.2. Характеристика стилей руководства……………………………………8
1.3.
Особенности и причины
2.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
2.1.
Роль руководителя в
2.2. Личностные особенности руководителя и их влияние
на
коллектив………………………………………………………
2.3.
Управленческая культура
2.4.
Психологические проблемы
3.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛЯИНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
НА ПОДЧИНЕННЫХ…………………………………………………
3.1.
Методика диагностики
3.2.
Методика выявления качеств «
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...47
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Психология отношений руководителя и подчиненного». Проблема взаимодействия руководителей и подчиненных весьма актуальна для современной науки и практики. В центре внимания находятся вопросы эффективности управления, стиля руководства, авторитета руководителя, улучшения социально-психологического климата в коллективе.
Еще некий древний мудрец говорил: искусство управления людьми - самое трудное и высокое из всех искусств.
Нет, пожалуй, сегодня более трудной профессии, чем профессия руководителя. Да, быть руководителем - это профессия из тех, что называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать, пусть немного, но обо всем - от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайников человеческой психологии.
Чтобы быть руководителем, надо иметь подчиненных. Мысль не слишком оригинальная, но не лишенная, однако, подводных рифов. Рифы эти скрыты под словом "иметь", которое мутит взор многим руководителям, привычно считающим, что подчиненные - это почти что их собственность.
Однако именно та сфера деятельности руководителя, которая связана с его взаимоотношениями с подчиненными, занимает ключевую позицию с точки зрения успешности работы руководителя в целом. Сколь бы ни был талантлив и трудолюбив начальник, но, если его усилия не поддерживаются подчиненными - итог деятельности подразделения в целом вряд ли будет особенно успешным. Именно от успешности решения задачи - увидеть в подчиненном человека - зависит работа коллектива.
Заметим, что одного только умения адекватно воспринимать и оценивать другого человека для нормального развития последующих отношений явно недостаточно.
Быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот, кому удается найти правильный стиль общения с подчиненными.
Цель данной курсовой работы
– определить с помощью
Объектом исследования выбраны сотрудники коммерческой и некоммерческой организаций.
Анализ
научной литературы по проблеме и
результатам поисковых
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1.
Взаимодействие руководителя
и подчиненного как
предмет исследования
Руководитель есть лицо, направляющее, координирующее и контролирующее деятельность исполнителей. Последние должны в обязательном порядке ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.
Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы глубже разобраться в специфике работы и принимать более обоснованные решения.
Результатом его усилий является определенным образом сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей. Этот результат вещественно закрепляется в документах и к последующей текущей деятельности отношения не имеет.
Руководитель
является персонифицированным
Функции руководителя нужны для того, чтобы, во-первых, обеспечить систему коммуникации, во-вторых, обеспечить поддержание основной деятельности организации и, в-третьих, сформулировать цель организации.
В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых выделяют следующие:
1.
Стратегическую, заключающуюся в
постановке целей организации,
разработке стратегии и
2.
Инновационную, тесно
3. Административную, объединяющую целый ряд подфункций:
контрольную (оценку результатов деятельности, проведение ее необходимой корректировки); организационную (распределения полномочий, задач, ресурсов и т.д.); направляющую (постановка задач, координация работы подчиненных); кадровую (подбор, расстановка, развитие персонала); стимулирующую (убеждение и вдохновение работников, их поощрение и наказание); коммуникационную, сводящуюся к налаживанию внутренних и внешних связей, проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, разрешению конфликтов, представительству; социальную, выполняя которую руководитель поддерживает в организации благоприятный морально-психологический климат, формирует нормы поведения, помогает подчиненным в трудную минуту. Появление этой функции обусловлено растущей ролью человеческого фактора в жизни организации.
Таким образом, функции руководителя связаны со всей той работой, от которой зависит жизнеспособность и устойчивость организации. Они выступают основной мерой оценки руководителем индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. Как правило, чем в большей мере эти качества соответствуют выполненным функциям, тем эффективнее руководство.
Все члены организации, кроме первого лица, являются подчиненными старшего по должности.
Руководитель
и подчиненные формально
В
то же время руководитель имеет право
устанавливать подчиненным
Таким образом, подчиненные следуют готовым нормам, а для руководителя нормы являются во многом результатом его деятельности.
Подчиненные
обязаны добросовестно
Фигура подчиненного характеризуется: служебной зависимостью от руководителя, узким диапазоном выполняемых функций, тесной связью с первичным трудовым коллективом и преобладанием личностных форм взаимодействия при выполнении служебных обязанностей, значительной подверженностью влияния со стороны лиц, имеющих более высокую должность и авторитет.
На отношение подчиненных к своим обязанностям влияют: содержание и условия труда, характер задания, организация работы, необходимость проявлять инициативу, творческий подход.
Рассмотрим классификацию особенностей взаимодействия с ними руководителя можно выделить: непосредственных подчиненных, с которыми тот контактирует без посредников; прямых подчиненных, которые хотя и находятся в сфере его юрисдикции, но непосредственно ему не подчиняются.
С точки зрения характера деятельности можно говорить о трех категориях подчиненных:
1. штатные заместители, курирующие определенную сферу деятельности, являющиеся советчиками и консультантами руководителя, близкими ему по рангу, и свободными от текущих дел. Необходимость в них возникает в случае большого объема работы общего характера;
2. заместители, одновременно возглавляющие низовые подразделения. Такое положение повышает их престиж в глазах своих подчиненных и создает противовес штатным заместителям;
3. «чистые» исполнители.
С точки зрения выполняемых функций подчиненные делятся на:
а) занимающихся основной деятельностью, профильной для данной организации; б) занимающихся вспомогательной деятельностью, которая обеспечивает осуществление основной; в) занимающихся деятельностью по обслуживанию всего персонала в целом или руководителей (их аппарат).
Информация о работе Психология отношений руководителя и подчиненных