Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить с помощью теоретических, практических методов условия эффективности взаимоотношений в системе руководитель - подчиненный.
Объектом исследования выбраны сотрудники коммерческой и некоммерческой организаций.
Анализ научной литературы по проблеме и результатам поисковых экспериментов, позволил сформулировать основную гипотезу: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на взаимоотношения в коллективе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ……………………………………………………………….5
1.1. Взаимодействия руководителя и подчиненного как предмет исследования…………………………………………………………………………5
1.2. Характеристика стилей руководства……………………………………8
1.3. Особенности и причины конфликтов между руководителем и подчиненным……………………………………………………………………….13
2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ………………..17
2.1. Роль руководителя в становлении коллектива……………………….17
2.2. Личностные особенности руководителя и их влияние
на коллектив…………………………………………………………………20
2.3. Управленческая культура руководителя как составная часть стиля руководителя……………………………………….……………………………....26
2.4. Психологические проблемы руководителя…………………………...28
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛЯИНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПОДЧИНЕННЫХ………………………………………………………………….38
3.1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири……….39
3.2. Методика выявления качеств «реального» и «идеального» руководителя……………………………………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...47
Для быстрого и эффективного достижения цели, руководитель должен координировать работу и мотивировать персонал для ее выполнения. Для мотивации группы существуют определенные правила и руководитель должен их знать.
Самооценка группы также является одним из показателей эффективности деятельности руководителя.
Многочисленные исследования показывают, что удовлетворенность коллектива внутриорганизационными отношениями во многом зависят от стиля управления.
Стиль руководства является интегративной характеристикой деятельности руководителя, взаимоотношений с починенными и особенностей деятельности. В соответствии с поведенческой актуализацией руководителя, тех или иных функциональных составляющих, стиль может рассматриваться, как своего рода, ценностный вклад в жизнедеятельность коллектива. В целом весь процесс руководства можно рассматривать как процесс использования руководителем стиля руководства и своих личных качеств, которые составляют авторитет руководителя.
Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, умением работать с людьми. Главное для руководителя выбрать наиболее приемлемый стиль руководства, наиболее сочетающийся с его личными качествами и имеющейся ситуацией. Стиль руководителя напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них, руководитель добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку подчиненным, в других – руководитель допускает подчиненных к участию в решении производственных проблем, в- третьих, безболезненно меняет стиль под нажимом обстоятельств. В любом случае стиль авторитетного руководителя должен быть гибким орудием эффективного управления фирмой.
Проведенный
нами анализ влияния личностно-
Характеристики руководителя коммерческой организации определяют его как «делового» лидера, направленного на решение сложных задач. Для него характерны организаторские способности.
Руководителя бюджетной организации можно определить как лидера общения, обладающего коммуникабельностью. Для него является характерным умение снимать напряжение внутри группы.
При
сравнении показателей, полученных
данных в ходе исследования выявилось,
что качества руководителя бюджетной
организации в большей степени
влияют на сотрудничество в коллективе.
Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу:
личностно-психологические качества руководителя
влияют на сотрудничество в коллективе.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кишкель Е.Н. Социология и психология управления: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 2005
2. Жариков Е.С. Психология управления. М.: МЦФЭР, 2002
3. Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. – Мн.:
Харвест, 2001
4. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 2001
5. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации/ Честер Бернард; пер. с англ. В.Кошкина. – М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009
6. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 3-изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007
7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002
8. Станкин М. Руководитель в конфликте// Служба кадров и персонал. – 2009
9. Самыгин С.И. Психология управления для студентов вузов/С.И. Самыгин, Т.Г.Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
10. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: Финансы и статистика, 2003
11. Карпов А.В. Психология
групповых решений. - М.: Юрист, 2007
12. Карпов А.В. Психология менеджмента.
- М.: Гардарики, 2007
13. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2008
14. Розанова В.А. Психология управления. - М.: ООО «Журнал «управление персоналом», 2006
15. Управление организацией/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2006
16. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. - М.: ИНФРА-М, 2007
17. Шипунов В.Г. Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Управление персоналом. Управленческая психология. Управление на предприятии. - М., 2008
18. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
19. Лебедев В.И. Психология и управление. - М., 2007.
20. Удальцова М.В.,
Аверченко Л.К. Социология и психология
управления. - Ростов-на-Дону, Новосибирск,
2007.
Информация о работе Психология отношений руководителя и подчиненных