Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить с помощью теоретических, практических методов условия эффективности взаимоотношений в системе руководитель - подчиненный.
Объектом исследования выбраны сотрудники коммерческой и некоммерческой организаций.
Анализ научной литературы по проблеме и результатам поисковых экспериментов, позволил сформулировать основную гипотезу: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на взаимоотношения в коллективе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ……………………………………………………………….5
1.1. Взаимодействия руководителя и подчиненного как предмет исследования…………………………………………………………………………5
1.2. Характеристика стилей руководства……………………………………8
1.3. Особенности и причины конфликтов между руководителем и подчиненным……………………………………………………………………….13
2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ………………..17
2.1. Роль руководителя в становлении коллектива……………………….17
2.2. Личностные особенности руководителя и их влияние
на коллектив…………………………………………………………………20
2.3. Управленческая культура руководителя как составная часть стиля руководителя……………………………………….……………………………....26
2.4. Психологические проблемы руководителя…………………………...28
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛЯИНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПОДЧИНЕННЫХ………………………………………………………………….38
3.1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири……….39
3.2. Методика выявления качеств «реального» и «идеального» руководителя……………………………………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...47
Эти факторы, как следствие, имеют снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.
К
специфическим способностям личности
можно отнести специальные
Следующая характеристика руководителя – черты личности.
Эмпирическое
изучение обсуждаемого вопроса, имеет
довольно длительную историю, восходящую
к началу ХХ столетия. Оно в частности
нашло отражение в
Согласно этой теории руководители являются носителями определенных врожденных качеств, присущих только им и обнаруживающих себя независимо от специфики объективных условий их деятельности. Причем речь в них идет преимущественно о чертах личности руководителя.
Попытки
составить некий универсальный
реестр личностных черт эффективного
руководителя предпринимались и
в нашей стране. Таковы, например,
выделяемые некоторыми исследователями
(А. Ковалев, В. Мясищев, Л. Уманский) качества
способного организатора. В этой связи
абсолютно справедливым представляется
замечание А.И. Китова о том, что «этакая
качествология»…
К
числу наиболее часто упоминаемых
в различных исследованиях черт
личности относятся: доминантность, уверенность
в себе, эмоциональная
Рассмотрим каждую из этих характеристик в отдельности.
Доминантность или способность влиять на людей. Руководителю необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному.
Уверенность в себе. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга.
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности. Работники будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с рабочими проблемами. Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж руководителя в глазах деловых партнеров. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться неприятными для личности последствиями - неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями типа, например, гипертонической болезни или язвенной болезни желудка. Поэтому руководитель должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общение с друзьями и близкими людьми, увлечение всевозможными хобби.
В Японии для эмоциональной разрядки разбивают манекены, изображающие вышестоящих руководителей. Поэтому в последние годы специалисты все чаще говорят о необходимости рациональной организации менеджерского труда, отведение достаточного времени для эмоциональной разрядки руководителей.
Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.
Стремление к достижению цели и предприимчивость - важнейшие черты современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Хороший руководитель занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-за постоянной необходимости концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес для хорошего руководителя является необходимым стимулом и жизненно важной дозой адреналина.
Ответственность и надежность в исполнении заданий. Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых необходимо нести персональную ответственность за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.
Независимость. Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации. Какие бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он принимает всегда сам. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель, тем больше проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег или подчиненных. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживал это свойство в подчиненных. Но чрезмерная независимость руководителя может перерасти в самодурство и волюнтаризм. Независимость, реализуемая таким образом, способствует снижению эффективности менеджмента.
Общительность.
По результатам научных исследований
более трех четвертей своего рабочего
времени руководитель затрачивает на
общение. Поэтому коммуникационные способности
у руководителя должны быть достаточно
высокими. Многие деловые связи, руководство
подчиненными начинается с общения.
2.3.
Управленческая культура
руководителя как составная
часть стиля руководителя
Управленческая культура руководства – составная часть такой категории, как стиль руководства. Обратимся к рассмотрению этого аспекта. Стиль вообще есть проявление и выражение индивидуальности руководителя; он «подбирается» как личный гардероб: чтобы было и удобно, и соответствовало ситуации. Но то, что удобно, и привычно руководителю, вовсе не обязательно является таковым для его подчиненных. Вот здесь-то, на стыке взаимных требований и ожиданий руководителей и подчиненных, возникают многочисленные психологические проблемы, способные существенно затруднить деловое общение и снизить эффективность руководства. Научиться понимать их природу и заранее принимать необходимые меры в виде коррекции стиля руководства – задача непростая, но вполне разрешимая, особенно если прислушиваться к рекомендациям социальной и управленческой психологии.
Термин стиль руководства большинству из нас интуитивно ясен, хотя, быть может, и не всем удастся с первой попытки «развести» по смыслу такие родственные (близкие) понятия, как руководство, управление, лидерство и т.п. Уточним их значения. Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей. Руководство – это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных. А различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений – формальных и неформальных.
Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Роль руководителя как бы задана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т.д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений. Впрочем, о лидерстве и связанных с ним проблемах мы упоминать не будем, остановимся на социально-психологических проблемах руководства. В длинном их перечне одно из ведущих мест занимает проблема формирования оптимального стиля руководства.
Под стилем руководства мы будем понимать совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов. Это понятие призвано отразить не вообще поведение руководителя, а только устойчивые, постоянные его характеристики, сохраняющиеся в различных ситуациях. При этом конкретных методов управленческого воздействия существует великое множество. В аналитических целях обычно различают три основных типа:
1. административный (командный);
2. экономический (договорный);
3. социально-психологический.
Методы
управления каждого из приведенных
типов имеют свою область применения,
свои достоинства и недостатки, которые
могут проявляться в
Люди,
занимающие в нашей стране начальственные
должности, вырабатывают свой собственный
стиль руководства по большей части интуитивно,
методом «проб и ошибок», годами накапливая
положительный опыт. А что же наука? Вот
уже более полувека в социальной психологии
и менеджменте ведется изучение феномена
стилей руководства. Накоплен огромный
эмпирический материал, построено множество
теоретических моделей, различающих по
самым разным основаниям варианты стилей
руководства.
2.4.
Психологические проблемы
руководства
Рассмотренные стили руководства отражают стратегию налаживания взаимоотношений с подчиненными, общую линию поведения руководителя. В рамках избранной стратегии повседневная деятельность руководящего лица разбивается на множество относительно небольших актов общения, управленческих воздействий, взаимодействий с внешними и вышестоящими инстанциями и т.п. И каждый такой аспект деятельности руководителя способен порождать психологические проблемы. Умение их видеть и соответственно справляться с ними – обязательный компонент квалификации любого руководителя. Поэтому имеет смысл проанализировать его работу в функциональном разрезе, разумеется, с точки зрения взаимоотношений с подчиненными. Ведь именно конкретные дела, поручения, применяемые санкции и наполняют реальным содержанием понятие «стиль руководства».
Управленческий процесс традиционно принято расчленять на пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация и контроль. В соответствии с этим делением можно определить и основные функции руководящей деятельности: стратегическая (планирование); администраторская (организация); коммуникативно-регулирующая; мотивационная; контролирующая и т.д. Конечно, функций руководства много больше. Но поскольку мы пытаемся разобраться только в психологической стороне руководства, то берем лишь основные, которые могут порождать крупные психологические проблемы. Стратегическое планирование и формирование целей и ценностей организации принято считать главной функцией руководителя. Допустим, руководитель опытен, компетентен, обладает широким кругозором, навыками стратегического мышления и т.д. Но даже при таких благоприятных предпосылках успешное выполнение им стратегической функции, как правило, упирается в три проблемы, имеющие явный психологический подтекст:
1. проблема принятия решений (единолично-коллективно);
2. проблема ограниченности времени (нет времени подумать на перспективу, «текучка заедает»);
Информация о работе Психология отношений руководителя и подчиненных