Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:53, дипломная работа
Цель исследования: разработка рекомендаций по усoвершенствoванию управления персoналoм для развития деятельности ДOУ.
Гипотеза: развитие деятельности в дoшкoльнoм oбразoвательнoм учреждении будет эффективным, если в процессе управления персoналoм будут созданы неoбхoдимые условия:
-создание нoрмативнo-правoвoй базы, регламентирующей развитие деятельности (Программы развития, ООП);
-усoвершенствoвание системы метoдическoй работы в ДOУ;
-реорганизация системы управления в дoшкoльнoм учреждении.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития деятельности в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………..6
1.1 Сущность и содержание понятий «управление персоналом», «развитие», «инновационная управленческая деятельность»………………………………6
1.2 Особенности развития деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении………………………………………………….11
1.3 Система управления персоналом в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………………..18
Глава 2. Специфика управления персоналом в развитии образовательном пространстве дошкольного учреждения………………………………………38
2.1 Краткая историческая справка развития персонала в МБДОУ детский сад «Мишутка» Москаленского района с. Екатериновка………………………42
2.2 Анализ развития деятельности в МБДОУ детский сад «Мишутка» Москаленского района с. Екатериновка………………………………………44
Глава 3. Пути совершенствования управления персоналом для развития деятельности в МБДОУ детский сад «Мишутка» Москаленского района с. Екатериновка……………………………………………………………………50
Заключение…………………………………………………………………..…59
Список использованной литературы…………………………………………74
2.2. Краткая историческая справка развития персонала в МБДОУ д/с «Мишутка»
В 2002 году детский сад был передан в муниципальную собственность, что послужило началом значительных изменений в составе педагогов, так как в 2003 году большая часть опытных педагогов сменила место работы, в связи с существенными изменениями оплаты труда. Перед руководством образовательного учреждения остро встала проблема сохранения качества образовательных услуг в условиях кадрового дефицита и неопытности вновь принятого педагогического персонала. Это послужило толчком к изменению методов управления педагогическим коллективом.
Становление нового коллектива, как известно, - процесс долгий и мучительный. Лишь к 2006 году в нашем ДОУ сформировался работоспособный сплоченный коллектив единомышленников, появились новые традиции, свое неповторимое лицо.
Первой возникла проблема профессионального отбора, рассмотрим этот вопрос на примере педагогического коллектива.
Для ее решения были разработаны основные характеристики педагога, работающего с детьми дошкольного и раннего возраста. В соответствии с этими критериями были подобраны диагностические материалы, разработаны карты мониторинга профессионального роста педагога и должностные инструкции. Это позволило на первом этапе (прием на работу) отсеять значительное количество «случайных» людей и оценить уровень профессиональной компетентности вновь принятых педагогов.
Процесс отбора начинался с предварительной отборочной беседы. Цель ее - первичное знакомство с претендентом: выяснение его образования, оценка внешнего вида и определяющих личных качеств. На основе предварительной беседы происходил "отсев" явно неподходящих кандидатов.
По результатам собеседования на кандидатов, прошедших отбор, заполнялись карты профессионального мастерства (Приложение №1), которые позволяли впоследствии отследить уровень профессионального роста педагога.
На основе данных карты составлялись программы психолого-педагогического сопровождения профессионального роста вновь принятого педагога.
Формирование благоприятного климата и хороших отношений в каждом трудовом коллективе тесно связано с процессом адаптации новых кадров, особенно молодых. В социально-психологическом аспекте под адаптацией понимается благополучное вживание нового работника в коллектив, то есть достижение такого состояния, когда он по собственной оценке становится полноправным членом коллектива. Процесс адаптации проходит ряд этапов, каждому из которых характерен свой срок протекания (таблица 1).
Процесс социально-психологической адаптации педагога
№ этапа |
Содержание этапа |
Средний срок адаптации |
1 |
Педагог принят и познакомлен с коллективом. Он начинает расширять круг своих знакомых. |
25 дней |
2 |
Педагог каждый свой приход на работу воспринимает положительно. Конфликтов с коллегами и руководителями не имеет. |
5,5 месяца |
3 |
Педагог начинает хорошо улавливать настроение коллектива, выступает на собраниях, отстаивает свои предложения и свое мнение. |
2,9 года |
4 |
С мнением коллеги стали считаться. Его работа оценивается высоко. Педагог считает себя полноценным членом коллектива. |
3,5 года |
Зная, на каком этапе адаптации находится в данный момент тот или иной работник, можно способствовать успешному переходу его на следующий, более высокий этап путем применения соответствующих способов воздействия.
Одним из способов воздействия на процесс адаптации стала такая форма работы по сплочению педагогов как «Школа начинающего педагога»
В ходе работы «Школы…» вновь пришедшие педагоги осваивают новую профессию совместно. Эта форма решает одновременно и еще несколько вопросов: в ходе совместной работы происходит межличностное знакомство, складываются симпатии и антипатии, педагоги привыкают работать в команде, следовательно, профессиональная адаптация педагога проходит благоприятно.
Штат детского сада составляет 17 человек. Структура по категориям работников представлена следующими данными:
-управленческий персонал — 1 человек
-педагоги -5 человек
-технический персонал -11 человек.
Проследим развитие персонала МБДОУ «Мишутка» по следующим показателям:
1. Возрастная структура персонала
2. Структура персонала по стажу
3. Образовательный уровень педагогических работников
4. Категорийность педагогических работников
5. Повышение профессионального уровня педагогических работников
Возрастная структура персонала
Возраст |
Удельный вес, % |
20-25 лет |
13,2 |
26-35 лет |
24,8 |
36-45 лет |
35,6 |
Свыше 45 |
26,4 |
Данные, приведенные в таблице № 2 показывают, что в учреждении наибольшее число сотрудников — от 35 до 45 лет, эта возрастная группа имеет наибольший удельный вес в данной структуре — 35%. На втором месте по возрастной структуре персонала — работники свыше 45 лет. С небольшим отрывом — всего в 2,4 %, третье место занимает возрастная группа сотрудников от 25 до 35 лет — 25%. Наименьший удельный вес в возрастной структуре занимают сотрудники до 25 лет.
В зависимости от общего стажа работы и стажа работы сотрудников распределены в таблице № 3.
стаж работы сотрудников
Стаж работы |
Удельный вес сотрудников, % |
До1 года |
8 |
От 1 до 5 лет |
12,5 |
От 5 до 10 лет |
32,4 |
От 10 до 20 лет |
25,6 |
От 20 до 30 лет |
15,1 |
Свыше 30 лет |
6,4 |
Данные, приведенные в таблице показывают, что наибольший удельный вес в данной структуре персонала занимают сотрудники со стажем от 5 до 10 лет (32,4%), на втором месте в данной структуре персонала работники со стажем от 10 до 20 лет (25,6%). Третье место занимают работники со стажем от 20 до 30 лет(15,1%). Работники со стажем от 2 до 5 лет имеют небольшую долю — всего 12,5%. Совсем неопытные и молодые специалисты занимают в данной структуре небольшую долю — всего 8%.
Подробное кадровое обеспечение показано в таблице № 4.
кадровое обеспечение
Образование |
Удельный вес % |
Высшее |
48 |
Среднее специальное |
32 |
Начальное професс. |
20 |
Наибольшее число работников имеют высшее образование (48%), со средним специальным образованием (32%) и лишь (20%) имеют начальное профессиональное образование.
Категорийность
Без категории |
2 категория |
1 категория |
Высшая категория | |
2010 год |
1 |
2 |
2 |
1 |
2011 год |
2 |
2 |
2 | |
2012 год |
- |
1 |
3 |
2 |
Из таблицы 5 видно, что 50% педагогических работников имеют высшую и первую квалификационную категории, 36 % - вторую квалификационную категорию.
В целом, исходя из проведенного анализа, можно сказать, что в учреждении сложился сплоченный коллектив, средний возраст которого составляет 40 лет, имеющий стаж от10 до 20 лет.
В ДОУ «Мишутка» практикуется несколько форм обучения педагогического персонала: индивидуальная, групповая и курсовая.
Индивидуальной формой обучения является наставничество. Более опытный педагог помогает начинающему освоить азы профессии с минимальными затратами на поиск наиболее эффективных путей профессиональной деятельности.
Групповая форма - повышение квалификации педагогов через организацию методической работы в ДОУ: семинары, семинары-практикумы, деловые игры, тренинги, педагогические советы и другие формы работы.
Решая проблему повышения педагогической квалификации, мы искали такие формы, методы и критерии взаимодействия с педагогами, которые ставили бы каждого перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Повышение квалификации педагогов осуществляется на курсах повышения квалификации, организованных ИР ООО г Омска. Педагогическая деятельность требует постоянного совершенствования теоретических и практических знаний, повышение профессионального мастерства, освоения новых педагогических технологий. Повышение квалификации работников проводится один раз в 5 лет. За последний, 2012 год, такие курсы прошли 3 работника.
Коллектив ДОУ активен, для него характерны доброжелательные отношения, уважение к мнению других. Небезразличны успехи и неудачи коллег, а также всего коллектива. В связи с этим необходимо продолжать уделять внимание совместным организационным мероприятиям, традициям празднования юбилейных и праздничных дат, которые высоко оценивают члены коллектива.
Понимая, что невозможно достигнуть высоких результатов без мотивации на активизацию потенциала человеческой личности, главного ресурса, лежащего в основе инновационных процессов, в детском саду должны создаваться такие условия в коллективе, в которых каждый сотрудник может поверить в себя, которые способствуют развитию самоуважения, самооценки и самореализации.
Система мотивации персонала в МБДОУ д/с «Мишутка» включает следующие компоненты:
Нематериальные:
- грамоты, благодарственные письма;
-идентификация с учреждением (образ ДОУ в глазах персонала и внешнего окружения);
-культура организации;
-словесное поощрение за качественно выполненную работу;
-создание оптимальных условий труда;
-наличие соцпакета (медицинская страховка, льготные (бесплатные) путевки в санаторий по состоянию здоровья, возможность повысить квалификацию или пройти обучение за счет учреждения);
-информирование работников;
-творческие группы.
Материальные:
-премии;
-стимулирующие выплаты.
В ДОУ разработано «Положение о стимулирующих надбавках и доплатах работников МБДОУ детский сад «Мишутка» (Приложение №4), в котором определены критерии и количество стимулирующих выплат персоналу детского сада. Так как ДОУ - бюджетное учреждение, финансируемое из местного бюджета, имеющее ограниченный фонд заработной платы, то вполне понятно, что стимулирующие надбавки и доплаты носят чисто символический характер. Согласно этого Положения выплата единовременных премий производится к праздничным государственным датам, профессиональным праздникам, юбилейным датам МБДОУ, по итогам работы учебного года, но только при наличии финансовых средств МБДОУ. Понятно, что говорить об эффективности материального стимулирования в ДОУ не приходится в силу объективных причин.