Разработка программы аттестации рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – совершенствование программы аттестации рабочих мест.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Изучение роли персонала в современных рыночных отношениях;
Рассмотрение основных задач аттестации рабочих мест;
Рассмотрение аттестации рабочих мест на примере имеющегося предприятия;
Рассмотрение системы управления персоналом отдела кадров;
Анализ человеческих ресурсов организации;
Анализ внешней и внутренней среды организации;
Выявление проблем при проведении аттестации рабочих мест;
Предложение рекомендаций для решения имеющих проблем в организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
1 Теоретические аспекты организации проведения аттестаций………………5
1.1 Система управления персоналом в современных рыночных условиях…………………………………………………………………..5
1.2 Особенности аттестации персонала…………………………...……9
1.3 Сущность, цели и задачи аттестации и рационализации рабочих мест…………………………………………………………………...….20
1.4 Методы оценки аттестации рабочих мест…………………..…….34
2 Особенности развития ООО НПО «Мостовик»……………………….……38
2.1 История создания организации ………………………………..….38
2.2 Основные направления развития организации……………….…..40
2.3 Анализ внешней и внутренней среды ООО НПО «Мостовик»....44
3 Характеристика системы управления персоналом ООО НПО «Мостовик»……………………………………………………………………....49
3.1 Статистика человеческих ресурсов организации………………....49
3.2 Особенности методов управления отдела кадров ООО НПО «Мостовик»……………………………………………………………...55
3.3 Организация аттестации рабочих мест в ООО НПО «Мостовик».60
3.4 Проблемы аттестации рабочих мест в ООО НПО «Мостовик»….65
4 Рекомендации по совершенствованию системы аттестации рабочих мест в ООО НПО «Мостовик»……………………………………………………….…67
Выводы и предложения………………………………………………….....75
Список использованной литературы……………………………………...76

Вложенные файлы: 1 файл

основы управления персоналом.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

На основании  действующих нормативных актов  можно выделить следующие этапы: подготовка к аттестации; проведение аттестации сотрудников; принятие решения аттестационной комиссией.

В российской практике сложилось три типа аттестации по принадлежности к сферам деятельности персонала:

  1. Аттестация государственных служащих;
  2. Аттестация персонала организаций основного звена управления;
  3. Аттестация научных и научно-педагогических работников.

Аттестация государственного служащего - оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы, а также в целях решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Аттестация научных  и научно-педагогических работников - процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, и также присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности. Ученые степени могут присуждаться, а ученые звания - присваиваться лицам, которые имеют глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки. Аттестация осуществляется высшим аттестационным комитетом РФ (ВАК РФ), Министерством образования РФ, научными, научно-исследовательскими, научно-производственными организациями и высшими учебными заведениями в соответствии с требованиями специальных регламентирующих документов, утвержденных постановлениями Правительства РФ [20].

Аттестация персонала организаций основного звена управления - процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) снимаемой должности. Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование.  

Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений, определения размеров заработной платы, а также понижений в должности и увольнения. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение степени загрузки работников и использования ею по специальности, совершенствование стиля и методов управления персоналом, Она имеет целью изыскание резервов роста повышения производительности труда и заинтересованности работника в результатах своего труда и всей организации, наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социальных гарантий, а также создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности. Целей аттестации персонала выглядит следующим образом.

Таблица 1 – Классификация целей аттестации персонала

№ п/п

Наименование  целей

Характеристика  целей

 

 

 

 

 

 

 

Административные:

Повышение

Заполнение вакансий работниками, проявившими свои способности; удовлетворение стремление к успеху

Перевод

Расширение опыта  работника

Понижение

 

Происходит в  случаях, когда руководство считает, что прекращение трудового договора с работником нецелесообразно из-за его стажа и заслуг в прошлом

Прекращение трудового  договора

Сокращение штатов

Информационные

Информирование  работника об относительном уровне его квалификации, качестве и результатах  труда. Информирование о качественном составе персонала организации, степени загрузки работников и использовании их по специальности, совершенствовании стиля и методов управления персоналом организации.

Мотивационные

Вознаграждение  работников зарплатой, повышением в  должности, объявлением благодарности. Изыскание резервов роста производительности труда. Заинтересованность работников в результатах своего труда и всей организации. Использование экономических стимулов в социальных гарантий. Создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности.


 

Аттестация базируется на комплексной оценке персонала, определяемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств требованиям рабочего места.

Различают четыре вида аттестации служащих (руководителей, специалистов и других служащих): очередная аттестация; аттестация по истечении испытательного срока; аттестация при продвижении по службе; аттестация при переводе в другое структурное подразделение [12].

Очередная аттестация является обязательной для всех и проводится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже одного раза в три года для специалистов и других служащих.

Аттестация по истечении испытательного срока проводится в целях выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адаптации на новом рабочем месте.

Целью аттестации при продвижении по службе является выбор потенциальных возможностей работника и уровня его Профессиональной подготовки для занятия более высокой должности с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей.

Аттестация при  переводе в другое структурное подразделение необходима в тех случаях, когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом.

Аттестация проводится во всех подразделениях организации. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и сроки се проведения устанавливаются руководителем организации.

Аттестация работников проходит в четыре этапа:

  1. Подготовительный этап оценки работника и его трудовой деятельности,
  2. Этап проведения аттестации,
  3. Этап принятия решения по результатам аттестации [6].

На подготовительном этапе издается приказ о проведении аттестации и утверждении состава аттестационной комиссии. Разрабатывается   положение   об   аттестации;  составляется   список сотрудников, подлежащих аттестации; подготавливаются отзывы характеристики (оценочные листы) и аттестационные листы на аттестуемых; трудовой коллектив информируется о сроках, целях, особенностях и порядке проведения аттестации.

Проведение аттестации осуществляется на основе графиков, которые доводятся до сведения аттестуемых не менее чем за месяц до начала аттестации, а документы на аттестуемых представляются  в  аттестационную  комиссию за две  педели до  начала  аттестации.

Состав аттестационной комиссии утверждается руководителем организации по представлению начальника службы управления персоналом. Возглавляет аттестационную комиссию председатель (руководитель подразделения или организации). Заместителем председателя комиссии является заместитель руководителя организации, но персоналу или начальник службы управления персоналом. Секретарем комиссии является ведущий работник службы управления персоналом. Члены аттестационной комиссии назначаются из числа сотрудников подразделений организации. Аттестационная комиссия работает без отрыва от исполнения основных должностных обязанностей, по совместительству [14].

Подготовкой аттестационных листов занимается секретарь комиссии, а отзывами-характеристиками на аттестуемых - их непосредственные начальники. Подготовительный этап заканчивается за две недели до начала аттестации, чтобы члены комиссии смогли заранее ознакомиться с документами на аттестуемых.

На этапе оценки работника и его трудовой деятельности в подразделениях, где работают аттестуемые, создаются экспертные группы. В состав экспертной группы входят: непосредственный руководитель аттестуемого, вышестоящий руководитель, один два специалиста этого подразделения, работник (работники) службы управления персоналом. Экспертная группа по соответствующей методике осуществляет оценку уровня знаний, умений, навыков, качества и результатов труда аттестуемого.

Этап непосредственной аттестации заключается в: заседании аттестационной комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители; рассмотрении всех материалов, представленных на аттестацию; заслушивании аттестуемых и их руководителей; обсуждении материалов аттестации, высказывании приглашенных, формировании заключений и рекомендаций по аттестации работников [20].

Аттестационная комиссия с учетом обсуждений в отсутствие аттестуемого открытым голосованием дает одну из следующих оценок:

  • соответствует занимаемой должности;
  • соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы, выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттестации через год;
  • не соответствует занимаемой должности.

Оценка деятельности сотрудника, прошедшего аттестацию, и  рекомендации комиссии заносятся в  оценочный лист. Лист оценки деятельности и личностных качеств заполняется непосредственным руководителем аттестуемого и представителем службы управления персоналом.

Аттестуемый знакомится с содержанием листа не позднее, чем за две недели до начала аттестации.

При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии по уважительным причинам рекомендуется отложить рассмотрение материалов на аттестуемого до его прибытия на заседание комиссии. При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. В этом случае на все вопросы членов комиссии должен отвечать непосредственный руководитель аттестуемого.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист и сообщаются аттестуемому непосредственно после голосования.

Заседание аттестационной комиссии оформляется пpотокoлoм подписываемым председателем и секретарем комиссии. Протокол заседания комиссии заполняется на всех аттестуемых, которые были заслушаны в течение одного заседания.

Если сотрудники, прошедшие аттестацию, относятся  к разным подразделениям, то протоколы оформляются для каждого подразделения отдельно [16].

На этапе принятия решений по результатам аттестации формулируется заключение с учетом:

  • выводов и предложений, изложенных в отзыве руководителя аттестуемого;
  • оценок деятельности аттестуемого, роста его квалификации;
  • оценок деловых, личностных и иных качеств аттестуемого и их соответствия требованиям рабочего места;
  • мнений каждого члена комиссии, высказанных при обсуждении деятельности аттестуемого;
  • сравнений материалов предыдущей аттестации с данными на момент аттестации и характера изменений;
  • мнения самого аттестуемого о своей работе, о реализации своих потенциальных возможностей.

Особое внимание обращается на соблюдение аттестуемыми трудовой дисциплины, проявление самостоятельности при решении поставленных задач, стремление к самосовершенствованию, профессиональной пригодности сотрудника.

Аттестационная  комиссия дает рекомендации для продвижения  аттестуемого на вышестоящую должность, поощрения за достигнутые успехи, об увеличении заработной платы, переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности и др. Выводы и рекомендации аттестационной комиссии используются в дальнейшем для формирования кадровой политики администрации организации и службы управления персоналом [7].

Для социальной защиты аттестуемых от субъективности выводов аттестационной комиссии учитывается вес оценок и заключений, которые выставляются работнику. Например, на основании опыта аттестации сотрудников в газовой промышленности, в других отраслях, а также зарубежного опыта предлагаются следующие значения весов оценок работника, получаемых им при аттестации, (таблица 2). Предлагаемые значения не могут быть окончательными, а представляют собой результат анализа накопленного опыта и, естественно, подлежат в последующем коррекции и изменениям.

Таблица 2 - Значения весов оценок при аттестации персонала

Характер оценок

Вид оценок, их содержание

Вес оценок, %

Объективный (база - индивидуальные оценки по контролю знаний, тестам и т.п.)

1.1. Оценка профессионализма (знаний, навыков, умений и т.д.), которая получается с использованием тренажеров, ПЭВМ

30

 

1.2. Оценка личностных качеств (данные психодиагностики)

10

Объективный (база обобщенная группа субъективных оценок)

2.Оценка и выводы аттестационной  комиссии

20

Субъективный

3.1. Оценка непосредственного  руководителя (результаты, эффективность  деятельности, качество труда и  т.д.)

10

 

3.2. Оценка руководителя, имеющего право на заключение (решение) по результатам аттестации

30

Всего

100

Информация о работе Разработка программы аттестации рабочих мест