Роль внутренней и внешней среды в функционировании и развитии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – теоритическое и практическое исследование государственного регулирования и его роль в функционировании и развитии организаций
Задачи данной курсовой работы:
Раскрыть информацию о сущности организации, ее структуре.
Показать функции и реализацию государственных органов управления.
Изучить способы регулирования государством предпринимательской деятельности
Проанализировать вмешательство государства в деятельность ОАО «Сбербанк России»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования и его роли в функционировании и развитии организаций………………………………….7
1.1 Сущность организации, место и роль организации в системе научных знаний, организация и среда деятельности……………………………………...7
1.2 Функции государственных органов управления и их реализация на федеральном, региональном и муниципальном уровнях……………………..13
1.3 Формы, способы и проблемы государственного регулирования деятельности организаций………………………………………………………22
1.4 Основные направления регулирования деятельности хозяйствующих субъектов………………………………………………………………………....27
1.5 Роль государства в функционировании и развитии организации……….33
Глава 2. Регулирование государством и его роль в развитие и функционировании ОАО «Сбербанк России»…………………………………39
2.1.Организационные аспекты деятельности ОАО «Сбербанк России»….....39
2.2 Роль государства в развитии и функционировании ОАО «Сбербанк России», регулирование деятельности банка………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Стародумов, 26М122,Курсовая.docx

— 129.37 Кб (Скачать файл)

4) среда: внутренние и внешние;

5) приоритетность: особо  приоритетные, приоритетные, внешние;

6) измеримость количественные и качественные;

7) повторяемость: разовые и постоянно повторяющиеся;

8) иерархия: цели организации,  подразделения;

9) стадии жизненного цикла:  проектирование и создание объекта,  рост объекта; зрелость объекта;  завершение жизненного цикла  объекта.

Миссия не изменяется на протяжении всего цикла жизнедеятельности  организации. Формирование новой миссии ведет к формированию нового предприятия. Осуществляя свою миссию, предприятие  движется к достижению определенных целей (выживания, роста, доходности). Оно  выпускает продукцию (оказывает  услуги), обретает знания, используют новые  технологии, что влечет за собой  новый виток развития.

Организация - это сложный  организм. В нем переплетаются  и уживаются интересы личности и  групп, стимулы и ограничения, жесткая  технология и инновации, дисциплина и свободное творчество, нормативные  требования и неформальные инициативы. [32]

У каждой организации есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Организации:

уверенно развиваются, когда  имеют обоснованную стратегию и  эффективно используют ресурсы;

они перестраиваются, когда  перестают отвечать избранным целям;

они погибают, когда неспособны выполнять свои задачи.

Предметом теории организации  является изучение организации, как  системы взаимосвязанных элементов, законов и принципов, по которым  создаются, строятся и функционируют  организации, направленные на достижение определенных целей.

Особое значение приобретает  теория организации на современном  этапе, т.к. рыночные отношения предъявляют  новые требования к построению и  поведению организаций: для них  становиться характерным предпринимательская  активность, переход к различным  формам собственности, изменяющиеся функции  и методы государственного регулирования  и управления.

Организацию можно рассматривать  как процесс и как объект.

Как процесс организация  – это деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта  во времени и пространстве.

Как объект организации –  это объединение элементов, на основании  упорядоченной внутренней структуры. [32]

Организацию можно рассматривать  с точки зрения статики организации (структурный подход) и динамики организации, (в центре исследований которой находится система отношений  между людьми, действия которых направлены на достижение общих целей).

Организация — это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и  положено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом  изучения только одной науки —  теории организации. Они должны рассматриваться  как предмет междисциплинарного изучения.1

При этом «Теория организации» действует в системе научных  дисциплин - психологии, социологии, социальной психологии, антропологии, экономических  наук, юридические науки, информатика.

Психология: вносит свой вклад  в прогнозирование поведения  индивидуума, изменение его поведения, выявление условий, мешающих и способствующих рациональным действиям и поступкам  людей (мотивация, тренинги, тесты, удовлетворенность  работой и т.д.).

Социология: вносит свой вклад  в изучение социальных систем, где  индивидуумы выполняют свои роли и вступают взаимоотношения друг с другом, изучение группового поведения, рекомендации по групповой динамике, коммуникаций, статуса, власти и т.д. Особый вклад в изучении социальных конфликтов, прежде всего конфликты  межличностные. Большую роль играет изучение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и технических системах, факторов социальной активности и т.д.

Социальная психология: объясняет почему люди себя в группах ведут определенным образом, что является главным ориентиром в их поведении.

Антропология: эта наука  занимается поведением и деятельностью  людей в широком контексте  жизни общества, т.е. занимается функцией культуры всего общества. Эта социальная память прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся  в деятельности организаций.

Связь с экономическими науками  определяется потребностью формировать  цели и стратегию организаций  как основу их построений, обеспечение  внутреннего и внешнего взаимодействий с учетом избранного курса. Здесь  рассматриваются и отношения  собственности, рыночное и государственное  регулирование, макро- и микроэкономических аспектов функционирования, проблем  эффективности, и ее измерения, методов  экономического стимулирования и т.д.

Юридические науки, изучают  право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной  деятельности. Непосредственное влияние  на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие  отрасли юридической науки, как  гражданское, трудовое и хозяйственное  право.

Важную роль играют современные  информационные системы, связывающие  воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика  как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах.

Под средой деятельности предприятия  понимается совокупность условий и  факторов, окружающих предприятие и  оказывающих на деятельность предприятия  определяющее или значительное влияние.

В качестве примеров таких  факторов можно указать общие  факторы, действующие для всех предприятий  какого либо класса или группы, такие  как финансово - экономическую обстановку в стране нахождения предприятия, ситуацию на рынке, на котором действует предприятие, состояние, уровень развития и скорость развития научно-технического прогресса  в области деятельности предприятия  и т.д.; и частные, имеющие отношение  только к данному, конкретному предприятию, такие как отношение властей к предприятию и к его деятельности, взаимоотношения предприятия с контрагентами, и т.д.

Все вышеописанные факторы  в своей совокупности образуют окружающую среду, в которой и с помощью  которой предприятие осуществляет свою деятельность.

Состояние данной среды имеет  для предприятия определяющую роль.

Если среда благоприятна, деятельность предприятия сводится к осуществлению управления имеющимися активами с целью получения прибыли.

Если среда нейтральна, то есть не препятствует деятельности предприятия, но и не поощряет данную деятельность, предприятию помимо задачи управления активами приходится решать и другие задачи и проблемы, которые  при благоприятной окружающей среде  решались бы самой этой средой.

При неблагоприятной окружающей среде, то есть при препятствовании  деятельности предприятия со стороны  окружающих предприятие органов  и лиц, деятельность предприятия  определяется степенью данного не благоприятствования.

По мере возрастания этой степени предприятие вынуждено  все большие и большие средства расходовать на компенсацию неблагоприятных  воздействий и соответственно уменьшать  средства, расходуемые на проведение, поддержание и развитие бизнеса.

Стоит подчеркнуть, что состояние  окружающей предприятие среды в  силу объективных причин подвержено постоянным изменениям.

Кроме того, по причине постоянности и не прогнозируемости данных изменений  благоприятность окружающей среды  в одно и тоже время различно для различных предприятий.

Оно различно как для предприятий  различных областей бизнеса, так  и для предприятий сходного профиля, возможно работающих на одном и том  же экономическом пространстве.

От чего же зависит благоприятность  и соответственно не благоприятность  отношения окружающей предприятие  среды, в чем выражается данное отношение, каковы основные факторы данных отношений.

Основным и определяющим фактором окружающей предприятие среды  является взаимоотношения между предприятием и властью.

Под властью понимается совокупность органов и конкретных должностных  лиц, способных принимать решения, оказывающие на деятельность предприятия  ощутимое влияние.

Уникальность взаимоотношения  предприятия и власти заключается  в том, что власть является овеществлением государства и взаимоотношения  предприятия и власти являются ничем  иным, как взаимоотношением предприятия  и государства.

Государство же в лице власти представляет из себя большую часть, если не всю окружающую предприятие среду.

Государство разрешает появление  предприятия, регистрирует это появление (по существу, регистрируя предприятие государство само создает предприятие), определяет практически все параметры предприятия и условия его деятельности, постоянно контролирует и проверяет деятельность предприятия, вплоть до его ликвидации (которая опять же регистрируется, а значит и производится самим государством).

Из чего же состоит власть, как она работает и как эта  работа может отражаться на деятельности предприятия.

 

2. Функции государственных органов управления и их реализация на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Функции государственного управления

Проблема управленческих функций позволяет создать оптимальную  структуру и систему управления, определить объективные потребности  органов управления в различных  материалах и средствах.

Функция управления — это  конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего  и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции  управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание  правовых актов управления, подчиняющее  воздействие). Наряду с функциями  государственного управления выделяются функции органов государственного управления (т. е. их управляющее воздействие  на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т. е. органов представительной и  судебной властей). Эти функции имеют  ряд сходных признаков (например, по субъекту и объекту управления). Одним из важных вопросов является правовое установление функций государственного управления в функциях органов государственного управления, т. е. последние должны иметь  нормативно определенную компетенцию, обеспечивающую качественное выполнение функций государственного управления.2 [15]

В учебнике функции управления рассматриваются как функции  органов исполнительной власти (государственного управления).

В самом общем виде функции  государства и его органов  — это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом.

Функции государственного управления обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функции предопределено стоящими перед государством и государственным  управлением целями и спецификой объекта государственного управления и включает конкретное направление  организационно-правового воздействия органа государственного управления на конкретные объекты управления.

Основные функции государственного управления — это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные  для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности  в сфере государственного управления.

К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности. В теории это называется информационным обеспечением управления. [28]

2. Прогнозирование и моделирование  развития системы государственного  управления, государственных органов,  стандартов государственного управления. Прогнозирование — предвидение  изменений в развитии и результате  каких-либо событий или процессов  в системе государственной деятельности, в государственных органах на  основе полученных данных, профессионального  опыта и практики, достижений  научно-теоретического анализа.  Прогнозирование — это необходимый  инструмент в деле принятия  важнейших управленческих решений,  без него невозможно определить  последствия социальных процессов,  будущее состояние общества в  целом, мобильность и эффективность  деятельности государственных органов. [28]

3. Планирование — это  определение направлений, пропорций,  темпов, количественных и качественных  показателей развития тех или  иных процессов в системе государственного  управления и, в частности,  реализации государственных функций  (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с  организованной преступностью и  коррупцией в системе государственной  службы и т. д.). Кроме того, это  разработка целей, задач и направлений  развития и реформы государственной  деятельности и государственного  управления. В процессе реализации  функции планирования создаются  программы по развитию отношений  в различных отраслях и сферах  государственного управления (федеральные,  региональные и комплексные программы), а также программы по изменению  и улучшению деятельности органа  государственного управления и  его структуры. [28]

Информация о работе Роль внутренней и внешней среды в функционировании и развитии организации