Роль лидерства руководителя на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что лидерство считается неотъемлемой, более того, фундаментальной составляющей менеджмента и организационного поведения любой организации и входит в список обязательных требований, без выполнения которых она не может добиться успеха. Поэтому не удивительно, что в организациях, добивающихся всеобщего качества, лидерство играет важнейшую роль. Буквально каждая статья и каждая книга, написанная о качестве, подчеркивает роль лидерства. «Изучайте лидерство и внедряйте его» - один из 14 пунктов Деминга. Лидерство является первой категорией в наборе требований к претендентам на получение премии Болриджа, т.к. считается рычагом успешных систем качества.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические и научно – методические основы лидерства руководителя на предприятии 5
1.1 Сущность лидерства 5
1.2 Лидерство руководства – элемент стратегии TQM и принцип СМК 11
1.3 Качества руководителя, владеющего системой углубленных знаний 13
1.4 Вовлеченность руководства в процесс обеспечения качества – главный элемент стратегии TQM 16
2 Роль лидерства руководителя на предприятии ООО «Камасталь» 18
2.1 Характеристика предприятия 18
2.2 Роль лидерства руководителя ООО «Камасталь» 22
2.3 Совершенствование лидерства на предприятии 30
Заключение 38
Список использованных источников 41

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota-Tema-Rol_liderstva_rukovoditel.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

 


 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уральский государственный экономический университет

Центр дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

 

 

 

Всеобщее управление качеством

 

 

Тема: Роль лидерства руководителя на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Преподаватель: Протасова Л.Г.

                                                                        Студент: Максимов. Е.В.

                                                                          Группа: УК-12 П

 

 

 

 

 

 

Пермь

2014

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы состоит в том, что лидерство считается неотъемлемой, более того, фундаментальной составляющей менеджмента и организационного поведения любой организации и входит в список обязательных требований, без выполнения которых она не может добиться успеха. Поэтому не удивительно, что в организациях, добивающихся всеобщего качества, лидерство играет важнейшую роль. Буквально каждая статья и каждая книга, написанная о качестве, подчеркивает роль лидерства. «Изучайте лидерство и внедряйте его» - один из 14 пунктов Деминга. Лидерство является первой категорией в наборе требований к претендентам на получение премии Болриджа, т.к. считается рычагом успешных систем качества.

Лидерство очень важно для качества, поскольку лидеры разрабатывают планы и задают цели для организации. Если планы и цели не включают качество или, что еще хуже, противоречат качеству, любые усилия, связанные с качеством, окажутся бесплодными. Лидеры помогают сформировать культуру организации через основные решения и символические действия. Если они помогают создать культуру, в которой на первое место ставятся удобства или краткосрочные выгоды, а не качество, такая организация  в конечном счете потерпит неудачу. Лидеры распределяют ресурсы. Если ресурсы тщательно выделяются на программы, направленные на сокращение  краткосрочных затрат, в то время как программы качества страдают от недостатка ресурсов, качеств будет принесено в жертву. Вот почему так важно развивать лидерство в любой организации.

Цель данной работы - изучить роль лидерства руководителя на предприятии на примере ООО «Камасталь».

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические и научно - методические основы лидерства руководителя на предприятии;

- изучить роль лидерства руководителя на предприятии ООО «Камасталь»;

- разработать рекомендации по совершенствованию лидерства на предприятии ООО «Камасталь».

Объектом исследования является промышленное предприятие ООО «Камасталь».

Предмет исследования – лидерство руководителя на предприятии ООО «Камасталь».

В работе использовались следующие методы: сравнительный, графический, монографический, наблюдение, инструменты управления качеством и др.

Эмпирической базой исследования являются аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых-экономистов, а также собственные разработки автора.

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО  – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность лидерства

 

Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям лидерство - это способ влияния и управления. Для многих лидер - это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели.

Лидерство - это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и захотел. Вообще слово лидерство (leadership) произошло от английского глагола «lead», что значит «вести» [5, c. 71].

Если понятие лидерства уходит своими корнями в ведение, значит, есть ведущий, то есть лидер, и есть ведомые — те, кто следует за лидером. Легко согласиться, что настоящий лидер должен иметь последователей. Тогда лидерство можно оценивать наличием самих последователей или командой, идущей за ним.

Допустим, лидер ведёт за собой, следовательно, у него есть цель. Действительно, что такое лидер без цели? Кумир, окруженный толпой почитателей? Если лидер не может указать своим последователям, в каком направлении двигаться, то куда за ним будут идти? Тогда лидерство определяется наличием цели, а лидер умением выбирать и направлять людей к этой цели.

Лидер должен обладать внутренней силой, притягательностью (харизмой). К лидеру должны тянуться. Лидер даёт людям веру, надежду, импульс. И конечно, для того чтобы определить цель для своих последователей, лидер должен уметь мотивировать, уметь доносить мысли, идеи до окружающих. Уметь создавать вокруг себя пространство, в котором хотелось бы находиться, и будущее, в которое хотелось попасть [6, c. 83].

В современном мире лидеру полезно обладать ещё рядом важных навыков: не просто видеть цели и ставить их, но и обладать способностью к видению. Видение - это некоторая сверхцель, умение заглянуть в отдалённое будущее.

Будущее, которое лидер начинает формировать уже здесь и сейчас. Видение - выход за рамки нашей системы. Какие тенденции и метаморфозы будут происходить спустя время? Какие люди, сообщества и компании, окружающие нас, могут стать нашими союзниками, а какие - конкурентами? Какая информация будет в дальнейшем существенна, а какая нет? Создание какого продукта будет перспективно в будущем? Лидер должен уметь отвечать на эти вопросы.

Жиль Пажу дает ещё одно определение: «лидерство — создание мира, к которому хотят принадлежать люди» [10, c. 11].

Любой широко известный в истории лидер обладает навыками видения. Например, Уолт Дисней, создавший индустрию развлечений, задавший тон развитию мультипликации и развлекательного бизнеса на десятки лет вперёд. Генри Форд, давший новый импульс машиностроению и внедривший идею конвейерного производства. Или Циолковский, основоположник теории реактивного движения и межпланетных сообщений, один из теоретиков авиации и воздухоплавания, основоположник космонавтики. Лидер умеет формировать события, исходя из своего видения, и одновременно является привлекателем для других людей, для которых эти события становятся значимыми.

И конечно, для современного лидера просто необходимо знать тот мир, который нас окружает, с его законами и рамками. Он должен владеть необходимой информацией, поскольку только человек, обладающий достаточной информацией, может быть лидером в современном мире - мире информационных потоков и сумасшедших скоростей. Но просто обладать информацией недостаточно - важно уметь фильтровать информационные потоки, выделять главное, отслеживать нужные связи, выделять ключевые элементы и рассчитывать нужные точки опоры и воздействия, а также уметь видеть границы различных систем и уметь выходить за их пределы. То есть обладать навыками системного мышления [13, c. 204].

В общем виде модель лидерства можно представить так:

Лидер формирует видение, ставит цели, задачи. Лидер должен не только осознавать это видение для себя, но и уметь мотивировать людей на достижение целей, уметь объяснять, почему это важно, зачем это нужно и что это даст в будущем.

Само ядро лидерства, в первую очередь, определяется лидером как человеком. Но чтобы притягивать к себе людей, лидер должен обладать харизмой. Как было сказано выше, харизматичный лидер сам по себе является привлекателем для других. Такому лидеру хотят подражать и следовать за ним. Его сложно не заметить в толпе. Поэтому харизматичность является неотъемлемой составляющей настоящего лидера. Неспроста этому феномену в политике уделяется такое огромное значение, где харизматичность формируют при помощи специальных политтехнологий.

Помимо харизматичности, лидер должен транслировать правильные убеждения и вдохновляющие идеи. Это даёт окружающим пищу для размышления, наполняет лидера, как сосуд изнутри, создаёт внутренний стержень, опору. Люди понимают, что за словами и внешней оболочкой стоит конкретное дело, конкретная мысль, внутренняя убежденность.

Наконец, лидер должен обладать определенным набором качеств и умений, которые позволяют ему расширять своё поле влияния. На характеристиках и качествах настоящего лидера строятся целые феноменологические теории. Выделяют огромное число черт, которые необходимы лидеру. В разных исследованиях их насчитываются десятки, а то и сотни [18, c. 155].

Ключевые качества современного лидера.

Видение

Настоящий лидер должен уметь смотреть вперёд. Он должен уметь предвидеть будущее и, исходя из своего видения, направлять свою команду вперёд к цели.

Мотивация

Лидер должен уметь стимулировать себя и свою команду. В любой, даже самой безвыходной ситуации лидер верит в то, что выход существует. Лидер должен уметь вдохновлять и побуждать других к действию.

 

Распознавание слабых сигналов (чувствительность)

Современный мир - мир перемен. Лидер должен быть внимателен к изменениям, происходящим во внешнем мире, в его команде. Умение получать обратную связь и быстро реагировать, упреждать - значит быть на полшага впереди всех.

Гибкость в поведении

Лидер должен уметь реагировать не только быстро, но и обладать разными стратегиями поведения. К каждому человеку должен быть свой подход, важно его не только найти, но и провзаимодейтвовать с ним, учитывая свои и его интересы, действовать из позиции выигрыш-выигрыш, где обе стороны получают взаимную выгоду [6, c. 85-86].

В дополнение ниже перечислен список наиболее важных лидерских качеств:

- целеустремлённость;

- внутренняя целостность;

- системность мышления;

- любознательность;

- активность, инициативность;

- желание большего;

- организованность;

- последовательность;

- коммуникабельность;

- создание доверия;

- самообладание;

- смелость;

- умение говорить, убеждать;

- умение слышать и слушать.

И, конечно, одной из важнейших характеристик лидера может служить реализация всех этих навыков и умений в поведении. Любое слово должно воплощаться в действиях и поступках. Если лидер много говорит и мало делает, доверие к нему резко падает [10, c. 12].

 

Лидерские ступени

Лидером не рождаются, лидером становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого - вопрос в том, каким образом его можно развивать и до каких пределов. Вообще говоря, существуют лидеры совершенно разных форматов. А рост лидера может проходить в несколько этапов, в зависимости от компетенций и масштабов лидерства. Вот эти ступени лидерского роста:

Внутреннее лидерство. Это базовый этап развития лидерской компетенции. Предпосылки для возникновения и развития лидерства. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.

Ситуативное или контекстуальное лидерство (микролидерство). Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируется необходимостью, чем возможностью. Например, в экстремальной ситуации, когда сам контекст диктует необходимость появления лидерских качеств. Если не я, то кто? Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.

Командное или тактическое лидерство (макролидерство). Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.

Системное или стратегическое лидерство (металидерство). Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. То есть он руководит руководителями-лидерами. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Он даже не мотивирует, он вдохновляет.

Таким образом, эволюция лидерства может проходить по следующей схеме:

На первом этапе развивается умение управлять собой: работать со своими состояниями, умением ставить и достигать цели, мотивировать себя на работу и на высшие достижения.

На следующем этапе брать лидерство в каких-то определенных ситуациях. Учиться захватывать инициативу, коммуницировать и общаться с людьми и вместе с ними двигаться к выполнению поставленных задач и целей.

На третьем этапе формировать собственную команду, мотивировать её, служить для людей привлекателем. Делать так, чтобы за вами хотелось следовать. Параллельно развивать прочие лидерские навыки: умение координировать действия своей команды, умение говорить, убеждать, внутреннюю смелость, целеустремлённость, стойкость, коммуникабельность.

Информация о работе Роль лидерства руководителя на предприятии