Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 21:09, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что лидерство считается неотъемлемой, более того, фундаментальной составляющей менеджмента и организационного поведения любой организации и входит в список обязательных требований, без выполнения которых она не может добиться успеха. Поэтому не удивительно, что в организациях, добивающихся всеобщего качества, лидерство играет важнейшую роль. Буквально каждая статья и каждая книга, написанная о качестве, подчеркивает роль лидерства. «Изучайте лидерство и внедряйте его» - один из 14 пунктов Деминга. Лидерство является первой категорией в наборе требований к претендентам на получение премии Болриджа, т.к. считается рычагом успешных систем качества.
Введение 3
1 Теоретические и научно – методические основы лидерства руководителя на предприятии 5
1.1 Сущность лидерства 5
1.2 Лидерство руководства – элемент стратегии TQM и принцип СМК 11
1.3 Качества руководителя, владеющего системой углубленных знаний 13
1.4 Вовлеченность руководства в процесс обеспечения качества – главный элемент стратегии TQM 16
2 Роль лидерства руководителя на предприятии ООО «Камасталь» 18
2.1 Характеристика предприятия 18
2.2 Роль лидерства руководителя ООО «Камасталь» 22
2.3 Совершенствование лидерства на предприятии 30
Заключение 38
Список использованных источников 41
Торговая марка под названием «Мотовилиха» работает уже 275 лет и столько же лет совершенствуется металлургия на этом заводе. Сегодня здесь производится листовой и сортовой прокат, поковка, штамповка, которые призваны помочь оборонному комплексу, машиностроению, нефтяной и газовой промышленности, строительству и другим отраслям.
ООО «Камасталь» является одним из подразделений ОАО «Мотовилихинские заводы». В составе ЗАО МЗ «Камасталь» можно отметить наличие мартеновского, копрового, листопрокатного, сортопрокатного, кузнечно-прессового, кузнечно-штамповочного, термического, инструментального цехов, контрольно-измерительного приборов и автоматики, а также цехов по добыче и переработке флюсового известняка и ремонта металлургических печей.
Выплавку стали производят в мартеновских печах, также можно отметить наличие установки внепечной обработки, которая произведена фирмой FUCHS SISTEM TECHNIK.
Разливку производят при помощи машин непрерывной разливки и в слитки. Наиболее качественные стали выплавляют с помощью установок ЭШП. Листовой прокат производит толстолистовой стан «2000», сортовой прокат - крупносортный стан «750» и мелкосортный стан «350». Для кузнечного производства здесь подготовлены прессы усилием 1500 т, 2000 т, 3000 т, радиально-ковочная машина SPX-55. Штамповку изготовляют при помощи молотов, прессов, горизонтально-ковочных машин.
Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Камасталь».
Организационная структура предприятия (Рисунок 1) относится к типу линейно – функциональных структур. Вертикальные связи и разграничение полномочий прослеживаются очень четко, горизонтальные связи слабые, поддерживаются на уровне личных контактов и дружеских отношений частного характера. Часть горизонтальных связей существует в силу инерции организации.
Основными видами продукции завода являются:
1) Листовой прокат.
2) Сортовой прокат.
3) Поковки.
4) Штамповки.
5) Пружины и рессоры.
С уверенностью смотреть в будущее предприятию позволяет не только реализация программы реконструкции завода, но и социальная политика руководства. ООО «Камасталь» было и остается социально-ориентированным предприятием, где постоянно проявляется забота не только о материальном благополучии, но также о совершенствовании индустрии отдыха и оздоровления работников.
Основные финансовые показатели ООО «Камасталь» представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные технико – экономические показатели деятельности ООО «Камасталь»
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2012 г. |
2013 г. |
Темп роста, % |
Выручка от реализации |
млн.руб. |
3897,2 |
4703,92 |
120,07 |
Себестоимость |
млн.руб. |
3024,9 |
3157,9 |
104,40 |
Прибыль чистая |
млн.руб. |
412,1 |
565,7 |
137,28 |
Рентабельность по чистой прибыли |
% |
10,57 |
12,08 |
114,33 |
Среднесписочная численность работников |
чел. |
944 |
971 |
102,83 |
Среднегодовая стоимость ОФ |
млн.руб. |
12334,5 |
12911,7 |
104,68 |
Фондовооруженность одного работника |
млн. руб./ чел. |
13,07 |
13,3 |
101,80 |
Производительность труда одного работника |
млн. руб. / чел. |
4,13 |
4,82 |
116,76 |
Прибыль на одного работника |
млн.руб./ чел. |
0,437 |
0,583 |
133,49 |
Затраты, приходящиеся на 1 руб. выручки |
руб./руб. |
0,776 |
0,674 |
86,95 |
Таким образом, анализ технико – экономических показателей деятельности предприятия выявил следующие результаты:
1. Выручка от реализации за анализируемый период увеличилась на 20,07 % или 806,72 млн. руб. При этом наблюдается также рост себестоимости на 4,4 %. Темп роста выручки превышает темп роста себестоимости.
2. За анализируемый период наблюдается также рост чистой прибыли с 412,1 до 565,7 млн. руб. Рост прибыли привел к увеличению рентабельности продукции по чистой прибыли на 1,32 %, т.е. в 2011 г. на 1 рубль выручки приходится 10,57 руб. прибыли.
3. Рост среднегодовой стоимости основных фондов привел к росту фондовооруженности одного работника (т.е. стоимость основных фондов, приходящаяся на одного работающего) с 13,07 до 13,3 млн. руб.
4. Вместе с тем, наблюдается увеличение
производительности труда с 4,
Основные принципы управления деятельностью ООО «Камасталь»:
Процессно – ориентированный подход, направленный на реализацию миссии, целей и стратегии. Деятельность предприятия направлена на конечные результаты, оцениваемые потребителями, что позволяет быстро реагировать на изменения их требований и оперативно принимать комплексные решения по организации процессов.
- управление деятельностью на основе системы сбалансированных показателей, управления процессами и системы управления по отклонениям;
- мотивирование персонала на достижение Целей, реализацию Миссии, Стратегии и развитие организационной культуры;
- автоматизация процессов. На предприятии внедрена информационная система управления SAP R/3.
Основные принципы управления развитием предприятия:
- Наличие четко сформулированных и актуализированных Миссии, Ценностей, Целей и Стратегии;
- Лидерство;
- Применение модели делового совершенства Европейского фонда качества менеджмента EFQM для самооценки, определения сильных сторон менеджмента и зон для улучшения;
- Проектное управление. Для результативного и эффективного освоения инноваций создан проектный офис. Реализация внедрений проводится путем реализации портфеля проектов развития;
- Непрерывное совершенствование бизнес-процессов. Профессиональное использование программного продукта ARIS (Architecture of Integrated Information Systems) - «Архитектура интегрированных информационных систем» для описания, анализа и планирования проектов непрерывного совершенствования бизнес – процессов.
На ближайшие 10 лет ООО «Камасталь» уверенно видит себя одной из авторитетных организаций региона в области логистики и обеспечения крупных и средних промышленных предприятий материально-техническими ресурсами. ООО «Камасталь» имеет высокую деловую репутацию, его имя известно и уважаемо в деловых и общественных кругах, имеет стабильные взаимоотношения с партнерами, гибкую систему управления и действует по принципу самообучающейся компании, что позволяет быстрее и полнее удовлетворять потребности клиентов.
Проанализируем роль лидерства руководителя ООО «Камасталь» на основе модели делового совершенства EFQM (Критерий №1 «Лидерство»). Критерий имеет 5 субкритериев:
Субкритерий «1А»
Лидеры разрабатывают миссию, видение, ценности и этику и являются ролевыми моделями культуры Совершенства.
ПОДХОД: Лидеры – созидатели ценностей, обеспечивающих динамичное развитие организации.
Лидер ООО «Камасталь» – это руководитель, имеющий высокий уровень деловой репутации, участвующий в создании ценностей, отождествляющий себя с ценностями организации и имеющий значительный потенциал влияния. Руководит данным процессом генеральный директор ООО «Камасталь». Процесс включает: изучение лидерами опыта использования Концепций «Ценности Организации»; встречи и обсуждения аспектов ценностей с персоналом и партнерами; творческие встречи у руководителя по обсуждению философии организации; определение сфер лидерского влияния и взятие обязательств Лидерами; проведение стратегических ежегодных семинаров по обсуждению ценностей и их роли в развитии; разработка и принятие документов, отражающих позицию лидеров в отношении Ценностей, Миссии, Видения и Стратегии.
Результатом данного процесса является актуализированные Видение, Миссия, Ценности организации и личные программы развития лидеров.
Видение ООО «Камасталь»: К 2015 г. ООО «Камасталь» будет крупнейшей металлургической компанией, лидером в сегменте металлопроката.
Миссия ООО «Камасталь» звучит так: Динамичное развитие на благо партнеров по бизнесу, сотрудников, компании и общества в целом.
Основные ценности ООО «Камасталь»:
1) Клиентоориентированность;
2) Качество;
3) Дисциплина;
4) Целеустремленность;
5) Профессиональные кадры.
РАЗВЕРТЫВАНИЕ
В процесс создания и актуализацию ценностей вовлечены все руководители верхнего уровня (4 человека), владельцы бизнес-процессов (4 из 7) и пока незначительная часть руководителей среднего уровня (3 из 10) организации. Фактом участия в процессе созидания ценностей является разработка и принятие личной программы развития лидера и оценка деловой репутации лидера по итогам отчетного периода.
Ценности организации актуализированы на последнем стратегическом семинаре (сентябрь 2011 г.). Философской основой для разработки ценностных приоритетов является стремление и достижение Совершенства в направлениях:
- Клиентоориентированность;
- Качество;
- Дисциплина;
- Целеустремленность;
- Профессиональные кадры.
ОЦЕНКА И ПЕРЕСМОТР
В основе актуализации процесса создания ценностей компании, лежит объективная оценка эффективности работы по активизации лидерства и изучение лучшей практики. Опыт лидерства является предметом обсуждения на творческих встречах у руководителя ООО «Камасталь». Результатом таких встреч являются предложения по совершенствованию процесса создания ценностей.
В 2008 году сформулированы ключевые ценности ООО «Камасталь», где нашла отражение клиентоориентированность, затем была разработана Миссия, Цели и Стратегия. С 2009 года взят курс на подготовку руководителей высшей квалификации по программе МВА. Два руководителя завершают данный курс, разрабатывая в качестве аттестационных работ решения по актуальным проблемам ООО «Камасталь». В 2010 году лидеры ООО «Камасталь» обозначили социальную ответственность как ключевую ценность, что привело к созданию целого спектра работ по изучению общественного мнения и планирования мероприятий.
Ежегодный стратегический семинар является главным событием, где производится объективная оценка результатов работы ООО «Камасталь» и роль лидеров в достижении целей.
Генеральный директор ООО «Камасталь» совершенствование работы видит в активизации подготовки лидеров компании, создание системы многоуровневого лидерства, в мотивировании лидеров на взятие творческих обязательств по развитию репутации, креативности и динамичности организации. С этой целью в 2011 году открыт проект «Лидерство».
Субкритерий «1В»
Лидеры лично гарантируют разработку, внедрение и непрерывное совершенствование системы менеджмента организации
ПОДХОД: Лидеры гарантируют совершенствование системы менеджмента ООО «Камасталь».
В ООО «Камасталь» постоянно совершенствуется стиль и структура управления. Лидеры, в лице Топ – менеджеров, владельцев бизнес процессов и руководителей функциональных служб непосредственно участвовали в разработке Политики в области менеджмента ООО «Камасталь» и стратегической программы развития компании. Процесс внедрения и совершенствования системы менеджмента представляет собой выявление ключевых сфер лидерской ответственности, взятие обязательств по принятию решений в организации, процедур отчетности за исполнением обязательств.
РАЗВЕРТЫВАНИЕ
1. Процесс разработки, внедрения и совершенствования системы менеджмента ООО «Камасталь» четко структурирован, назначены конкретные Лидеры за управлением данным процессом.
Информация о работе Роль лидерства руководителя на предприятии