Роль лидерства руководителя на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что лидерство считается неотъемлемой, более того, фундаментальной составляющей менеджмента и организационного поведения любой организации и входит в список обязательных требований, без выполнения которых она не может добиться успеха. Поэтому не удивительно, что в организациях, добивающихся всеобщего качества, лидерство играет важнейшую роль. Буквально каждая статья и каждая книга, написанная о качестве, подчеркивает роль лидерства. «Изучайте лидерство и внедряйте его» - один из 14 пунктов Деминга. Лидерство является первой категорией в наборе требований к претендентам на получение премии Болриджа, т.к. считается рычагом успешных систем качества.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические и научно – методические основы лидерства руководителя на предприятии 5
1.1 Сущность лидерства 5
1.2 Лидерство руководства – элемент стратегии TQM и принцип СМК 11
1.3 Качества руководителя, владеющего системой углубленных знаний 13
1.4 Вовлеченность руководства в процесс обеспечения качества – главный элемент стратегии TQM 16
2 Роль лидерства руководителя на предприятии ООО «Камасталь» 18
2.1 Характеристика предприятия 18
2.2 Роль лидерства руководителя ООО «Камасталь» 22
2.3 Совершенствование лидерства на предприятии 30
Заключение 38
Список использованных источников 41

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota-Tema-Rol_liderstva_rukovoditel.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

Ну и, наконец, на четвертой ступени создавать свою собственную лидерскую школу, где бы появлялись лидеры-последователи и осуществлялось руководство целой системой команд и бизнесов. На этом этапе просто необходимо умение управлять большими системами и структурами. Развивать видение и предвидение, потому что, только представляя отдалённые манящие перспективы, люди будут следовать за вами вперёд и вперёд, дальше и дальше [5, c. 72-73].

Лидерство и руководство

Если переносить теории лидерства в сферу бизнеса, то, вообще говоря, лидер не всегда является руководителем и наоборот. Руководитель - это часто формальная должность, выполняющая контролирующие и координирующие функции, а лидерство - это, скорее, психологический феномен. Хорошо, когда руководитель занимает лидирующую позицию и является вдохновителем и мотиватором коллектива, за которым хочется идти к достижению новых целей и взятию новых высот. Но часто это не так. Руководитель занимает исключительно менеджерскую позицию, в то время как лидером в коллективе является совершено другой человек.

 

Так почему же руководителю полезно быть лидером? Ну, во-первых, лидер является авторитетом в коллективе, а следовательно, он затрачивает значительно меньше усилий для управления и делегирования.

Лидеру доверяют и его примеру следуют. Значит, большая часть внутренней информации в коллективе проходит через него, а следовательно, у него значительно больше обратной связи. Он знает о том, что происходит в коллективе, и с большей вероятностью может предусмотреть различные ситуации и заранее спрогнозировать их решение [9, c. 59].

 

1.2 Лидерство руководства – элемент стратегии TQM 
и принцип СМК

 

В совершенствовании деятельности предприятий на основе принципов TQM руководству также отводится огромная роль. Руководство должно быть привержено идеологии TQM, искренне верить в ценности новой модели управления. Руководство организации разрабатывает стратегию развития, устанавливает цели, основные направления деятельности, а также способы их реализации, создает условия для решения производственных задач. Руководство должно интегрировать систему управления качеством в общую систему управления. Стиль руководства должен быть корпоративный, либеральный, в виде конкретных решений, однозначно передающих позицию руководства.

Целеполагание можно назвать некой универсальной деятельностью, так как любая деятельность включает в себя умение ставить цели. Правильно поставленная цель – это половина сделанной работы. Но при, казалось бы, относительной простоте этой задачи существует много проблем [20, c. 20].

Цели должны быть измеримыми и согласованными с политикой.

Политика – это основные намерения и направления деятельности предприятия. Политика обеспечивает базу для установления целей [17, c. 54].

Политика направляет людей на действия по достижению целей, поэтому необходимо уделять должное внимание ее разработке.

Организация результативна тогда и только тогда, когда она достигает поставленных перед собой целей и реализует заявленную политику.

Без общей цели система не может существовать. Цель организации – желаемое будущее (ключевой результат состояние объекта), к которому стремится организация в своей деятельности в установленные промежутки времени. Цель функционирования предприятия должна быть известна каждому сотруднику. Цель организации должна удовлетворять каждого, и каждый должен быть заинтересован в ее достижении – акционеры, персонал, поставщики, потребители, общество.

Установление целей и анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно как планы по качеству должны быть включены в стратегические планы развития организации. В стандарте МС ИСО 9001-2008 в гл. 5 прописана ответственность руководства [1].

Требования долговременной стратегии в области качества

Большое значение в стратегическом планировании имеют такие аспекты, как достижение целей, повышение уровня удовлетворенности потребителя, создание положительного делового образа предприятия.

Стратегия качества в организации должна предусматривать постоянное, непрерывное и личное участие высшего руководства в вопросах, связанных с качеством. Это одно из основных и обязательных условий успешного внедрения TQM. Иначе борьба за качество останется только лозунгом. Руководитель должен:

- включать аспекты качества в цели компании;

- финансировать качество;

- использовать моральные стимулы;

- использовать свой ресурс руководителя;

- принимать активное участие в улучшении процессов.

Стратегия разрабатывается высшим руководством и включает следующие элементы:

Потребитель – участник процесса создания высококачественного продукта. Идентификация (кто потребитель), определение круга потребностей, разработка системы показателей, определяющих удовлетворенность потребителей, которую необходимо заложить в основу системы мотивации сотрудников.

Качество продукции как результат качества процессов от «входа» до «выхода» на всех этапах, поэтому необходимо отслеживание → измерение → фиксация показателей → сравнение со стандартными значениями → корректирующие действия.

Постоянное улучшение качества в соответствии с трилогией Джурана:

- планирование качества на этапе планирования процессов с использованием «выхода» процесса;

- контроль качества на этапах процесса и корректировка;

- улучшение качества (снижение уровня дефектности → 0 дефектов) [20, c. 22].

Персонал – самое большое богатство компании. Следовательно, необходимо создать условия для максимального раскрытия и использования его творческого потенциала (способностей, возможностей). Цели компании приближены к целям сотрудников, материальное и моральное поощрение (спонсирование), делегирование полномочий, обучение персонала (подготовка), социально-психологический климат, самоконтроль, контроль со стороны коллег, умение работать в команде [19, c. 103].

Все решения должны базироваться только на фактах, а не на интуиции или опыте сотрудников, принимающих решения. Алгоритм принятия решений: выбор требуемых фактов → сбор фактов → интерпретация фактов → принятие решения.

Лидерство в обеспечении качества. Система углубления знаний 
для понимания и практического применения TQM [20, c. 22].

 

1.3 Качества руководителя, владеющего системой углубленных знаний

 

Определение системы углубленных знаний (СУЗ) дал Э. Деминг в 1993 г. [7].

Система углубленных знаний необходима современному руководителю и включает такие элементы, как системный подход, оптимизацию, теории вариаций и познания, психологию.

В основе системного подхода лежит рассмотрение объектов как систем (в комплексе).

Система – это сеть взаимосвязанных элементов объекта, которые работают совместно для достижения цели, стоящей перед объектом [8, c. 159]. Например: школы, колледжи и вузы составляют систему образования России.

Предприятие (организация) – это производственная система взаимосвязанных элементов. Элементы должны быть четко определены и описаны. Это могут быть общая и организационная структуры предприятия.

Руководство не должно принимать решения без учета эффективного взаимодействия элементов системы.

Все, кто работают внутри системы, должны четко знать свои обязанности, вносить свой вклад в ее улучшение и таким образом получать все большее удовлетворение от работы. Следовательно, управление системой требует знаний о внутренних взаимосвязях между всеми элементами и персоналом [20, c. 23].

Оптимизация – поддержка системы в стабильном состоянии длительное время [4, c. 88].

Системы бывают стабильные и нестабильные. Управляемой может быть только стабильная система. Задача руководства – стремиться к поддержанию предприятия системы в стабильном состоянии значительное время с целью дальнейшей оптимизации системы. В рамках соотношения «затраты – выигрыш – потеря» система должна быть оптимизирована.

Для оптимизации необходима работа каждого элемента, оцениваемого в зависимости от его вклада в достижение общей цели системы. Успех будет достигнут только тогда, когда деятельность каждого элемента системы будет подчиняться интересам общей цели.

Для эффективного управления системой существенным является понимание и восприятие вариаций – это случайные и закономерные изменения, которые постоянно происходят в обществе, на производстве, в организации.

При анализе затрат необходимо выделять потери, которые возникают в результате случайных вариаций и не влияют на общую тенденцию [20, c. 23].

При совершенствовании процесса необходимо исправлять вариации не случайного, а закономерного характера и стремиться уменьшать интервал вариаций.

Теория познания необходима современному руководителю, так как без теоретических знаний ничего нельзя ни изучать, ни анализировать, ни изменять. Поэтому в первую очередь надо овладеть теоретическими знаниями, ибо интерпретация данных производится на основе теории, практические примеры не могут помочь, пока они не проанализированы с точки зрения теории. Копирование успеха, не будучи осмысленным, может привести к нежелательным последствиям, количество практических примеров не основывает теорию. В то же время один пример, не объясненный проверенной теорией требует ее пересмотра. Поэтому руководству необходимо содействовать обучению персонала, в том числе основам TQM и повышению его квалификации.

Персонал, выполняющий работу, влияющую на соответствие продукции требованиям, должен быть компетентным на основе полученного образования, подготовки, навыков и опыта.

Психология – наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека.

Психология помогает понять друг друга, взаимодействия между работниками, между руководителем и коллективом. Знания о способностях, склонностях каждого сотрудника помогают руководителю в процессе мотивации персонала. Каждый человек рождается с естественным стремлением к учебе, познанию, работе.

Можно сформулировать следующие положения, касающиеся управления персоналом.

Людям присуща потребность в общении, уважении и самоуважении, поэтому руководство не должно лишать своих сотрудников достоинства и самоуважения, подавлять внутреннюю мотивацию. Никто не может работать и учиться с удовольствием, если будет постоянно думать об оценках и порицаниях.

Система углубленных знаний в TQM не может быть никому навязана. Но кто ею овладел, тот приобретет качества современного руководителя (лидера): его команда знает, как должна работать для достижения целей. Руководитель использует накопленный опыт для оптимизации всех усилий коллектива как системы [11, c. 94].

Понимает, что люди разные, пытается вызвать у каждого интерес и желание работать, стремится оптимизировать образование, умения, способности каждого. Воодушевляет людей на учебу, поощряет желание получить образование для людей, которые склонны к этому. Обучает, консультирует, но не осуждает работников. Знает, что делать с неудачами, как помочь персоналу. Использует три источника власти: официальные источники (статус), знания и авторитет лидера. Современный руководитель убеждает, но не принуждает. Изучает результаты с целью улучшения своей деятельности. Создает атмосферу доверия, свободы и инноваций. Не ждет совершенства, но постоянно способствует улучшению. Слушает и учится без передачи суждения о том, что он услышал. Понимает выгоды от сотрудничества и потери от конкуренции между работниками.

Таким образом, стратегия качества предприятия должна базироваться на непосредственном участии высшего руководства, владеющего системой углубленных знаний в обеспечении качества. Если раньше ценился работник, который выполнял указания руководителя – босс всегда прав, то в TQM ценность его работы оценивается потребителем – потребитель всегда прав [20, c. 24].

 

1.4 Вовлеченность руководства в процесс обеспечения качества – главный элемент стратегии TQM

 

Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий.

Высшее руководство должно обеспечивать установление в организации соответствующих процессов обмена информацией, включая информацию, относящуюся к результативности системы менеджмента качества.

Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества организации в целях достижения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности.

Этот анализ должен включать в себя оценку возможностей улучшения и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества.

Роль высшего руководства – велика:

- фокусировать всю деятельность компании на нуждах и пожеланиях как внешних, так и внутренних потребителей (акцент на потребителя);

- обеспечить возможности и реальное участие каждого в процессе достижения главной цели – удовлетворение запросов потребителей (вовлеченность);

- постоянно и непрерывно улучшать качество продукции;

- базировать свои решения только на фактах, а не на интуиции или опыте работников [20, c. 25].

 

2 РОЛЬ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «КАМАСТАЛЬ»

Информация о работе Роль лидерства руководителя на предприятии