Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9
1.1.Проблема создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в теории и практике……………………………………………….9
1.2. Структура и основные характеристики здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………………………………………….18
1.3. Организационно-управленческие аспекты создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………...30
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38
2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38
2.2. Целевая программа создания здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………….96
Выводы по второй главе……………………………………………………….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

здоровьесберегающей среды.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

«Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения ».

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9

1.1.Проблема создания здоровьесберегающей  среды образовательного учреждения  в теории и практике……………………………………………….9

1.2. Структура и основные характеристики  здоровьесберегающей среды образовательного  учреждения………………………………………………….18

1.3. Организационно-управленческие  аспекты создания здоровьесберегающей  среды образовательного учреждения………………...30

Выводы по первой главе………………………………………………………...37

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38

2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38

2.2. Целевая программа создания  здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55

2.3. Анализ результатов экспериментальной  работы………………….96

Выводы по второй главе……………………………………………………….103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….110

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….116

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы: Стремительно развивающееся современное общество все настоятельнее требует от сферы образования и развития личности достаточно высокого , качественного результата. Таким результатом сегодня необходимо считать не только высокие интеллектуальные достижения подрастающего поколения, но и сохранение в образовательном процессе здоровья всех участников процесса. Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.

Управление процессами здоровьесбережения в образовании сегодня представляет собой актуальную проблему, так как оно связано с множеством противоречий и не только объективных (экологических, политических, экономических), но и субъективных, находящихся внутри существующей образовательной системы, в особенностях деятельности конкретных участников образовательного пространства.

Решение проблемы создания здоровьесберегающих условий обучения воспитанников сталкиваются с рядом объективных противоречий, сдерживающих реализацию ее потенциальных возможностей в заданном направлении:

- социально-педагогического характера: между  необходимостью формирования культуры здорового образа жизни у детей и недостаточной разработанностью проблемы определения организационно-педагогических условий формирования культуры ЗОЖ воспитанников МКДОУ ;

     - научно-методического  характера: между требованиями к профессиональной компетенции педагогических кадров по реализации здоровьесберегающих начал образовательного процесса и их способностью проектировать и систематизировать на практике здоровьесберегающие образовательные технологии.

Данные противоречия определили проблему исследования, суть которой заключается в ответе на главный вопрос: какова роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ , способствующий формированию  культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении?

Соответственно целью данной работы явилось выявление необходимых организационно-педагогических условий, способствующих эффективности формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении

Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении будет более эффективным, если:

  • определены сущность и особенности формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении;
  • реализованы следующие организационно-педагогические условия:
    • создана материальная база для формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении;
    • осуществляется активное взаимодействие педагогов и воспитанников по преобразованию образовательной среды  детского сада , приданию ему здоровьесберегающих функций;
    • формируется ценностное отношение к здоровому образу жизни у воспитанников;

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы задачи работы:

- изучить состояние проблемы формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении в педагогической теории и практике;

- раскрыть сущность и  особенности формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении

- выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении;

Вопросы методологии управления раскрываются в работах В.Г. Афанасьева, С.Вира, В.В. Краевского, Г.Н. Серикова и др. Теория управления разрабатывалась В.М. Глушковым, Ю.В. Васильевым, М.И. Кондаковым, А.Я. Найном, Ф.Г. Паначиным, Г.Х Поповым и др. Педагогический анализ в управлении образованием рассматривается в работах Ю.А. Конаржевского, A.A.Орлова, М.Л.Портнова, М.М. Поташника, И.П. Раченко, Н.С. Сунцова, П.В. Худомин-ского, Т.Н. Шамовой и др. В ряде исследований (М.Г. Захарова, В.А. Елькиной, В.В. Кричевского, В.И. Зверевой, С.Г. Молчанова, Г.Г. Серковой и др.) мониторинг результативности управленческих действий руководителей школ рассматривается как важнейший вид управленческих умений.

В теоретико-методологическом плане исследование опирается на фундаментальные психолого-педагогические и социальные концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.C. Выготский, А.Ф. Лазурский, А.В. Мудрик, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.); на работы по проблемам методологии педагогических исследований (Г.Л. Вордовский, В.И. Загвязинский, А.А. Кыверялг, B.C. Леднев, A.M. Новиков, М.Н. Скаткин и др.); на идею значимости деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский) и общения в развитии личности (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, М.С. Коган, Б.Ф. Ломов, Л.А. Петровская и др.): на характеристику психолого-педагогических особенностей воспитанников (Л.И. Вожович, В.И. Максакова, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин н др.).

Наиболее значимыми для исследования явились работы ученых, посвященные проблеме формирования здоровья и реализации валеологического подхода в обучении (К.А. Абульханова-Славская, С.В. Алексеев, И.И. Брехман, В.Н. Ирхин, В.В. Колбанов, П.Ф. Лесгафт, И.И. Мечников, В.С. Соловьев, Л.Г. Татарникова и др.); труды, связанные с разработкой и внедрением идей здоровьесберегающего образования (Э.М. Казин, З.И. Колычев, А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, В.М. Чимаров и др.)

Решение поставленных задач обеспечивалось использованием методов:

Теоретического исследования – анализ социологической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы; изучение нормативной документации.

Экспериментальной базой для работы явилось МКДОУ № 6 г.Миньяра.

Этапы работы:

Первый этап  – постановка проблемы, формулирование целей и задач, поиск подходов к их решению, определение методологического инструментария, выбор методик исследования.

Второй этап – на основе изучения и анализа специальной, медико-социальной и психолого-педагогической и управленческой литературы по проблеме выполнено уточнение темы работы и основных ее положений.

Третий этап – работа по формированию культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении МКДОУ № 6. Проверка путей и организационно-педагогических условий, способствующих формированию культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении. Подведение итогов работы и оформление результатов.

Результаты работы уточняют и дополняют представления об образовательной среде учебных учреждений, создание которой рассматривается как условие повышения эффективности социального воспитания, укрепления здоровья подрастающего поколения, формирования у него культуры здорового образа жизни.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы имеют непосредственный выход в практику социального воспитания в условиях образовательных учреждений, способствуют более эффективной реализации потенциала образовательной среды, определяют пути её преобразования и придания ей статуса здоровьесберегающей

База исследования: - Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области.

Апробация и внедрение результатов исследования, результаты исследования, основные теоретические положения, выводы обсуждались и получили одобрение педагогического совета МКДОУ №6 г.Миньяра на семинаре по проблемам здоровьесбережения воспитанников.

Структура работы - квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной и цитируемой литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

    1. Формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении как психолого-педагогическая проблема

В данном параграфе освещаются результаты обзора научной литературы, посвященной проблеме по формированию культуры здорового образа жизни образовательного учреждения как актуальной. Раскрыты определения ключевых понятий проблемы, с помощью выявленных противоречий описано их содержание. В числе анализируемых источников: словари-справочники, учебная и методическая литература, диссертации, монографии, статьи из материалов научно-практических семинаров и конференций.

Сохранение здоровья является одной из глобальных проблем всего человечества, особенно остро этот вопрос стоит по отношению к подрастаю-щему поколению. Однако как показывает практика заставить кого-либо сохранять свое здоровье невозможно, навязать эту позицию нельзя. В этой связи нами осуществлялся поиск путей решения проблемы по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников образовательного учреждения. Мы пришли к выводу, что единственно правильным решением, является создание организационно - педагогических условий формирования культуры  здорового образа жизни образовательного учреждения.

Система педагогического образования не может считаться гуманной, если ценности здоровья не нашли в ней должного места. При самых разнообразных подходах к определению "здоровье человека" ученые едины во мнении, что один из признаков данного состояния гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных взаимодействием генотипа и среды. То есть здоровье человека—это всегда индивидуальный способ жизни, соответствующий психофизической конституции человека и его образу жизни (поведению), его воспитанию (культуре) (Н.М. Амосов, Л.Г. Апанасенко, И.В. Давыдовский, А.Я. Иванюшкин, А.Г. Щедрина и др.).

Наш исследовательский анализ понятийно-терминологического состава этой категории позволил сформулировать следующую его дефиницию:                    Здоровье - это нормальное состояние полного физического и духовного благополучия, а также социальной саморегуляции, означающей не только способность личности предвидеть результаты своей деятельности по формированию здорового образа жизни, но и отвечать за неё. 

Образ жизни — биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека. Образ жизни в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, но во многом зависит от мотивов деятельности, особенностей психики, состояния здоровья конкретного человека. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии "здоровый образ жизни" (Н.М. Амосов, П.И. Брехман, И.М. Быховская, В.И. Жолдак, К. Купер, Ю.П. Лисицын, А.Ф. Полис, С.В. Попов, Ф.Г. Ситдиков, Б.Н. Чумаков и др.).                                                                                                         Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Информация о работе Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения