Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:23, курсовая работа
Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9
1.1.Проблема создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в теории и практике……………………………………………….9
1.2. Структура и основные характеристики здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………………………………………….18
1.3. Организационно-управленческие аспекты создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………...30
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38
2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38
2.2. Целевая программа создания здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………….96
Выводы по второй главе……………………………………………………….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
3 этап: партнерство, основанное на принципах добровольности, долговременности и взаимной ответственности.
Особая роль в повышении качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ принадлежит родителям. Первые партнерские отношения у ДОУ сложились именно с родителями учеников. Педагог учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как партнер родителей. Поэтому в учреждении созданы условия, для формирования у родителей понятия, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, и они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и отстраняться от воспитательного процесса. Объединяющим моментом выступает семейная обстановка при проведении первого родительского собрания: круглый стол, во время общения все родители должны видеть глаза друг друга, игровое начало каждого родительского собрания, небольшое коллективное творческое дело, экскурсия по детскому саду.
Еще одним объединяющим началом в установлении партнерских отношений с родителями послужило создание родительских клубов. Эта форма работы оказалась наиболее эффективной. В рамках таких клубов существует традиция проведения совместных мероприятий с детьми, в том числе и по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Так же осуществляется выпуск стенгазет, создана фото- и видеобаза моментов жизни ДОУ и семьи.
При условии систематической целенаправленной совместной воспитательной деятельности семьи и ДОУ возможно формирование у подростков самосознания личностной и общественной ценности своего здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни.
Педагогический коллектив ДОУ работает так же в сотрудничестве с учреждениями города
• Управление по физической культуре и спорту г.Миньяра ( занятия,спартакиады на безе спортивно- оздоровительного комплекса «Крепыш»)
• Управление по физической культуре и спорту г.Аши и Ашинского муниципального района (спартакиады на базе дворца спорта «Металлург» г.Аши «Малышок»)
• Управление ГО и ЧС (экскурсия в убежище, беседы о ЧС)
• МОУ СОШ №1 г.Миньяра (совместные праздники, шефская помощь в изготовлении детских книжек-малышек, игрушек, и т.д.)
Многие мероприятия, проведённые совместно с организациями города значимые события из жизни ДОУ нашли отражение в средствах массовой информации.
Оздоровление детей, как и трудовое воспитание детей - самое главное, на что опираются педагоги в летнее время. Педагоги организуют активный отдых детей в постоянном общении с природой, развивая мотивацию детей к познанию и творчеству, содействуя их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщая к здоровому образу жизни в тесном взаимодействии с природой.По территории ДОУ проходит «Дорожка Здоровья».
Дети совместно с педагогами с удовольствием занимаются на ней.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени воспитанников, но далеко не все родители могут предоставить своим детям полноценный, правильно организованный отдых.
Педагогический коллектив, организующий летнюю работу, тщательно планирует подготовительную работу, устанавливает связь с предприятиями, подготавливает различные методические разработки по проведению мероприятий. Так же создана основа – нормативно – правовая база для обеспечения безопасности каждого ребенка и организации единого воспитательного пространства.
Все проводимые мероприятия по программе «Крепыш» планируются и координируются Советом «Здоровый образ жизни», куда входят как представители учреждения, так и родители.
Данная программа позволяет совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам валеологии, формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
2.2. Реализация системы формирования культуры здорового образа жизни в МКДОУ № 6 г.Миньяра
Для того чтобы определить результативность программы «Крепыш», реализуемой в МКДОУ по созданию организационно-педагогических условий формирования культуры здорового образа жизни в 2009– 2010 учебном году было проведено данное экспериментальное исследование.
В предварительной беседе с родиьтелями было получено их добровольное согласие. Было проведено анонимное анкетирование с целью выявления индивидуального образа жизни воспитанников и их отношения к своему здоровью. Результаты представлены в процентах и в обобщенном виде.
Субъективная оценка родителей, направленной на поддержание и развитие собственного здоровья, строилась на основе ответов на вопросы анкет, тестов.
Цель: Путем проведения опытно – экспериментальной работы выявить эффективность управления деятельностью педагогического коллектива по формированию культуры здорового образа жизни у детей.
Гипотеза: Реализация программы «Крепыш» в учебно-воспитательной работе в МКДОУ №6 позволяет создать условия по формированию культуры здорового образа жизни учащихся.
Задачи:
- провести диагностику методом опроса, тестирования;
- разработать программу
- провести исследовательскую
- определить эффективность
Проведенная исследовательская работа схематично отображена в Таблице 1
Ход эксперимента
Этапы эксперимента |
Задачи |
Содержание деятельности |
Срок выполнения |
I.Подготовительный |
Организационные |
- Составлен план проведения исследования. - Сформулирована гипотеза исследования. - Определена база эксперимента. - Разработана программа «Крепыш». |
Январь – август 2009 года. |
II.Практический |
Экспериментально - диагнострующие |
- Осуществлено внедрение программы «Крепыш» в учебно –воспитательную деятельность школы. - Проведен мониторинг результатов усвоения материала дисциплины. - Проведён сравнительный анализ полученных результатов. |
Сентябрь 2009– октябрь 2010 г. |
Аналититческие |
-выявлены результаты Программы внедрения программы «Крепыш» -сделаны выводы |
Ноябрь 2010- Март 2012г. |
Основные показатели состояния здоровья воспитанников являлись:
- общая заболеваемость;
- острая заболеваемость;
- частота пропусков ДОУ по болезни;
- количество детей с
-число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;
- процент часто болеющих детей;
- число воспитанников, занимающихся физкультурой и спортом;
- отношение учащихся к вредным привычкам;
- показатели физической
Показатели обученности: уровень валеологических знаний, текущая и итоговая осваиваемость программы воспитанниками, количество выпускников, продолживших образование. Эти показатели можно рассматривать как результат обученности дошкольников и активного участия воспитанников в оздоровительной и образовательной деятельности.
Основным в данной работе является медицинское обеспечение детей дошкольного возраста,которое заключается в осуществлении контроля за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привития гигиенических навыков и физической культуры, контроль за соблюдением санитарно - гигиенических норм и правил в организации образовательного процесса, применением здоровье сберегающих методик.
Проводятся ежегодные углублённые медицинские осмотры, на которых оцениваются уровень физического развития, группы здоровья, соответствие паспортного и биологического возраста.
На основании результатов углубленных медосмотра комплексно оценивается состояние здоровья детей, формируются группы по физическому воспитанию (основная, подготовительная, специальная), прописываются все рекомендации в отношении ребенка педагогам. Все дети детского сада осматривались врачом - педиатром 1 раз в квартал, ясельной группы 1 раз в месяц, кроме того, по показаниям и обращаемости. Профилактический осмотр включает объективное обследование органов и систем, оценку физического, нервно - психического развития, определение группы здоровья. По результатам здоровья составлялся план индивидуального оздоровления и, если необходимо, обследования и лечения; давались письменные рекомендации родителям всех детей и педагогам. Кроме того, родители «проблемных» в отношении здоровья детей приглашались на консультацию к педиатру.
Педиатром проведен осмотр 214 детей. По результатам медицинских осмотров детей можно разделить на следующие группы:
Состояние здоровья воспитанников оценивается по результатам изучения внутрисадовской медицинской документации по различным направлениям, учету посещаемости и пропущенных дней.
Динамика состояния здоровья учащихся
по результатам углубленного медицинского осмотра.
Таблица №2
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 | |
Осмотрено |
220 |
181 |
145 |
С патологией |
86 |
82 |
81 |
Ежемесячно проводится мониторинг заболеваемости в случаях, днях, выявляются причины заболеваемости, которые доводятся до сведения педагогов и родителей.
Ежегодно проводится оценка резистентности организма по следующим критериям:
-Высокая (острых заболеваний нет)
-Средняя (1-3 заболевания в год)
-Низкая (4-7 заболеваний в год)
-Очень низкая (8 и более заболеваний в год)
Отчёт по углублённому медосмотру детей за 2012 год МКДОУ № 6 г. Миньяр
Таблица №3
всего |
девочки |
мальчики | ||
Возрастные группы |
12 |
|||
Списочный состав |
214 |
109 |
105 | |
Количество осмотренных |
145 |
|
| |
% осмотренных |
67% |
|||
Количество детей с отклонениями |
81 (55,9%) |
41 |
40 | |
Количество детей на диспансерном учёте |
||||
Нарушение зрения |
3 |
- |
3 | |
Нарушение осанки |
6 |
2 |
4 | |
Нарушение слуха |
||||
Ожирение |
9 |
4 |
5 | |
Дефект речи |
23 |
12 |
11 | |
ЧБД |
22 |
12 |
10 | |
Атонический дерматит |
4 |
2 |
2 | |
Хр. риносинусит |
1 |
1 |
- | |
Хр. пиелонефрит |
1 |
1 |
- | |
Хр. гастрит |
1 |
1 |
- | |
Клин заболевание |
||||
Сколиоз |
||||
Плоскостопие |
6 |
3 |
3 | |
Туб. Контакт |
||||
Бронхиальная астма |
1 |
- |
1 | |
Последствие ПЭП |
||||
Вегето – сосудистая дистония |
||||
Хр. Гломерулонефрит |
||||
Экзема |
||||
Хр. Тонзилит |
||||
Фурункулез |
||||
Пупочная грыжа |
1 |
- |
1 | |
Паховая грыжа |
1 |
1 |
- | |
Об. Бронхит |
1 |
1 |
- | |
Хр. бронхит |
1 |
1 |
- | |
Термич. рубцы |
||||
Гиперактивность |
1 |
- |
1 | |
Гипер. Мочевой пузырь |
||||
Р. Манту |
98,2% |
|||
Группы здоровья |
1 группа |
89 |
44 |
45 |
2 группа |
49 |
25 |
24 | |
3 группа |
7 |
5 |
2 | |
4 группа |
- |
- |
- | |
Физическое развитие |
Среднее |
73 |
36 |
37 |
Ниже среднего |
25 |
14 |
11 | |
Выше среднего |
22 |
13 |
9 | |
Высокое |
22 |
11 |
11 | |
Низкое |
3 |
2 |
1 |