Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9
1.1.Проблема создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в теории и практике……………………………………………….9
1.2. Структура и основные характеристики здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………………………………………….18
1.3. Организационно-управленческие аспекты создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………...30
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38
2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38
2.2. Целевая программа создания здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………….96
Выводы по второй главе……………………………………………………….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

здоровьесберегающей среды.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

В 2011году как общая заболеваемость, так простудная и прочая, по сравнению с 2010 годом стала больше в 3,7 раза, из – за увеличении контингента воспитанников ДОУ ясельного возраста на конец учебного года.

Наибольшую заболеваемость в течение года дает ясельная группа и дети младших группы. Это можно объяснить следующими причинами:

  1. особенности адаптационного периода.
  2. во 2-ю ясельную группу прибыли дети часто болеющие: 2  детей
  3. карантин по району по гриппу

Следует отметить, что в основном состояние здоровья детей не вызывает опасения, так как проводимый комплекс лечебно - профилактических мероприятий позволяет при определённых условиях добиться положительных результатов. Среди этих необходимых условиях - четкое взаимодействие с педагогами и родителями. Большое внимание уделяется чистоте содержания помещений, своевременному проведению санитарной обработке игрушек, мебели, выполнению требований по достаточной освещенности групповых помещений, кабинетов специалистов, где занимаются дети. Проводилось обучение персонала противоэпидемиологическим мерам борьбы с заболеваниями.

В работе с родителями освещались особенности организации режима дня, питания, закаливания детей дома, система воспитания, правила ухода за детьми.

Анализ заболеваемости в группах.

                                                                                                                              Таблица №  9.

Уч.год.

Группы.

 

 

Заболеваемость.

Переболел

1 ребенок (раз)

Факт.

На 1000

2009-2010

2010- 11

2011-12

2009-10

2010-11

2011-12

2009-10

2010-11

2011-12

Ясли (1 ранняя гр.)

86

90

90

4,095

4,090

4,000

4,0

4,0

4,0

Ясли (2 ранняя гр.)

70

79

69

3,684

3,160

3,136

3,6

2,9

2,7

1 мл.гр (2-Зг.)

69

76

70

3,280

3,304

3,043

3,2

3,3

3,0

2 мл.гр. (3-4г.)

72

76

68

3,272

3,454

3,090

3,2

3,4

3,0

2 мл. гр. №2

58

68

60

2,900

4,250

2,608

2,9

4,2

2,6

Ср.гр.(4-5л.)

49

48

40

2,578

1,956

2,000

2,9

1,9

2,0

Ст.гр.(5-6л)

40

38

36

1,904

2,000

2,400

1,9

2,0

2,4

Подг. гр.№1

36

30

30

2,000

1,570

1,570

2,0

1,5

1,5

1лог.гр.

30

32

29

2,727

2,909

2,636

2,7

2,9

2,6

2лог.гр.

38

32

30

3,166

2,660

2,500

3,1

2,6

2,5

Подг. гр. №2

42

31

28

2,100

1,882

1,550

2,1

1,8

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5


 

 

Количество случаев заболеваемости по годам

Таблица №10.

Заболевание

2009-2010

2010-2011

2011-2012

ОРВИ

Случаи

Случаи

Случаи

 

590- 600

600-550

550-560


Снижение заболеваемости.  С 2011 года наблюдается снижение количества случаев заболеваний. В начале 2010 года значительный рост связан с увеличением заболеваний ветряной оспой (неуправляемыми инфекциями), ОРВИ. Количество случаев заболеваний по месяцам: резкое увеличение заболеваемости приходится  на осень (октябрь-ноябрь) и весну (апрель). В этом учебном году наблюдается три вспышки в октябре, январе и в апреле.

Итог анализа заболеваемости за 2011-2012 учебный год в сравнении с 2010-2011 уч. годом показывает её понижение  в старших группах, и повышение в ясельных группах в этом учебном году, по сравнению с прошлым. Информация характеризует состояние здоровья воспитанников в аспекте наиболее распространенных заболеваний, в том числе, и респираторных заболеваний детей в течение учебного года.

Оздоровительные мероприятия, проводимые в учреждении медицинскими работниками, были направлены на профилактику заболеваний, сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих ДОУ:

  • фитотерапия (успокоительный сбор, настойка элеутерококка, полоскание горла отварами трав календула, шалфея, эвкалипта);
  • витаминотерапия (витамин «С», поливитамины);
  • занятия в плавательном бассейне;
  • утренний приём детей на воздухе;
  • утренняя разминка летом на воздухе;
  • закаливание  (сон без маечек в теплый период года, хождение босиком после сна для детей раннего возраста);
  • занятия    физкультурой    с    использованием    корригирующих    упражнений    с общеразвивающими. Анализируя содержание лечебно - оздоровительной и профилактических закаливающих форм работы можно отметить, что работа в данном направлении является действенной, так как по отзывам родителей, педагогов, по состоянию здоровья детей на конец года, она сохраняет, укрепляет здоровье дошкольников.

Приведенные данные в условиях работы детского сада позволяют обозначить результаты, связанные с условиями деятельности педагогического коллектива МКДОУ: мотивация деятельности воспитателей по укреплению и сохранению здоровья детей способствует проведению и организации педагогами валеологически обоснованных занятий. Активному включению педагогов в разработку занятий из цикла «Здоровье» способствует информированность о здоровьесберегающих технологиях обучения и воспитания детей. Внедрением и использованием валеологических технологий занимаются все воспитатели учреждения.

       Сохранение и  укрепление здоровья детей неразрывно  связано с физическим развитием  воспитанников. Педагогами по физической  культуре и воспитателями на  основе диагностики координировалось  содержание педагогического процесса. В течение учебного года работа по физической культуре проводилась в системе. В учреждении созданы благоприятные условия для физического развития детей:

 

Но, не смотря на положительную динамику развития, имеются 

проблемы:

  • Недостаточно  разнообразны формы организации двигательной активности (организации спортивных упражнений и игр на воздухе, организации Дней здоровья, самостоятельная двигательная активность детей), нарушения режима прогулки из-за погодных условий, болезни детей.

 

Первостепенной задачей в целях снижения заболеваемости на протяжении нескольких лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Для ее решения в ДОУ постоянно проводятся систематическая планомерная работа, оздоравливающие процедуры и мероприятия. На основании годовой задачи оздоровительного направления педагогический коллектив МДОУ решал следующие вопросы:

  1. Продолжать формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, праздникам и др. мероприятиям.
  2. Закреплять и расширять необходимые знания  в области гигиены, медицины, физической культуры.
  3. Продолжать формировать у дошкольников жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению и укреплению здоровья.

Продолжать формировать у детей желание к здоровому образу жизни при активном участии родителей.

В нашем детском саду созданы благоприятные условия для физкультурно–оздоровительной работы с детьми. В спортивном зале, имеется весь необходимый инвентарь и оборудование для физического развития дошкольников. В каждой возрастной группе имеется физкультурный центр, оснащенный спортивным оборудованием, пособиями для подвижных игр и индивидуальной работы с детьми по физическому воспитанию. Ежегодно в дошкольном учреждении проводятся «Неделя здоровья», где дети  развивают двигательные навыки, закрепляют полученные знания о здоровом образе жизни. Двигательный режим дошкольников насыщен играми, музыкальными развлечениями, экскурсиями, соревнованиями.

Программа позволяет освоить более сложные двигательные действия, основанные на элементах акробатики и гимнастики, содействует гармоничному физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья, обеспечению адаптационных возможностей к физическим нагрузкам.

В дошкольном учреждении ведется кружок «Непоседы» (легкая атлетика) под руководством руководителя Зыковой И.А.  для  всех желающих детей старшего дошкольного возраста,  посещающих детский сад и кружок по плаванию «Дельфиненок» (рук. Решетникова Е.В.). Кружковая работа помогает уделять внимание и дифференцировать работу с детьми с разным уровнем физического развития.

  Для успешного решения этих  задач мы использовали различные  средства физического воспитания  в комплексе: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной  жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия, гимнастика после сна, физминутки, гимнастику для глаз). Большое внимание уделяется профилактике плоскостопия: с детьми проводятся специальные упражнения, используется такое физическое оборудование, как массажные коврики, дорожки здоровья, шипованые коврики. 

В оздоровительной работе с детьми в ДОУ используется факторы среды (воздух, вода, солнце), как отдельно, так и в виде комплексных мероприятий. При этом выполняются следующие требования:

    • Индивидуальный подход.
    • Систематичность.
    • Постепенность.
    • Положительный эмоциональный фон; условия проветривания.

В течение учебного года не систематично работали бассейн, сауна, фитобар. Требуется капитальный ремонт из – за утечки воды.  Постоянно функционировал массажный кабинет под руководством медсестры по оздоровлению Шарафутдиновой Н.Ф.. Оздоровительный комплекс и второй  прекрасно оборудованный физкультурный зал можно было использовать  в работе более рационально. Занятия по физкультурно - оздоровительному процессу в зимний период (январь-февраль) на прогулке проводились не систематически. В связи с погодными условиями, низкой температурой  посещаемость детьми детского сада была очень низкой.

Физкультурные занятия проводятся в спортивном, тренажерном залах, а также на спортивной площадке с учетом индивидуальных особенностей ребенка и погодных условий. В старшем дошкольном возрасте проводятся занятия, которые позволяют развивать у мальчиков такие качества как сила, выносливость; у девочек - грациозность, пластику. Используются различные виды занятий: игровые,  обучающие, сюжетные, тренирующие. Физкультурно-оздоровительная работа поставлена таким образом, чтобы дети были физически подготовлены к обучению в школе. Дети старшего возраста активно принимают участие в различных соревнованиях («Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья»). В бассейне детского сада проводятся праздники на воде: «Праздник Нептуна», на которые приглашаются родители детей. Занятия в бассейне способствуют оздоровлению детей, формированию правильной осанки, развитию координации движений и других физических качеств, а также снижению заболеваемости. Всё это помогает разрешить проблему раннего формирования культуры здоровья наших воспитанников.

В настоящее время эта проблема актуальна, своевременна и достаточна сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознание потребности   систематических занятий физической культурой и спортом.

Созданный в стенах ДОУ комплекс условий, обеспечивающий укрепление здоровья дошкольников, с выполнением необходимых требований по основным компонентам здорового образа жизни:

  1. Правильное питание.
  2. Рациональная двигательная активность.
  3. Развитие дыхательного аппарата.
  4. Закаливание организма.
  5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния, эмоционально воздействует на детский организм и развитие личности ребенка.

 Физкультурно – оздоровительная  работа в течение учебного  года, проводимые в учреждении  медицинскими работниками, направлены  на профилактику заболеваний, сохранения  и укрепления здоровья дошкольников, посещающих МДОУ  осуществлялась  в следующих формах:

  1. Комплексное обследование.
  2. Групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия.
  3. Утренняя гимнастика с элементами коррекции и дыхательными упражнениями.
  4. Музыкально – ритмические движения.
  5. Физкультурные занятия на улице.
  6. Занятия в плавательном бассейне.
  7. Фитотерапия (успокоительный сбор, настойка элеутерококка, полоскание горла отварами трав календулы, шалфея, эвкалипта).
  8. Витаминотерапия (витамин «С», поливитамины).
  9. Спортивный досуг.
  10. Гимнастика глаз.
  11. Пальчиковая гимнастика.
  12. Артикуляционная гимнастика.
  13. Гимнастика после сна, дыхательные упражнения, коррекционные упражнения.
  14. Оздоровительный бег.
  15. Подвижные игры и физические упражнения на улице.
  16. Элементы точечного «9 волшебных точек» и «аурика» по методике А.А. Уманской, и общеукрепляющего массажа.
  17. Воздушное и водное закаливание
  18. Утренняя разминка на воздухе в летний период.
  19. Закаливающие (сон без маечек в теплый период года, хождение босиком  после сна для детей раннего возраста).
  20. Спортивные досуги и развлечения, праздники – дни здоровья.

Информация о работе Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения