Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:23, курсовая работа
Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9
1.1.Проблема создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в теории и практике……………………………………………….9
1.2. Структура и основные характеристики здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………………………………………….18
1.3. Организационно-управленческие аспекты создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………...30
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38
2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38
2.2. Целевая программа создания здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………….96
Выводы по второй главе……………………………………………………….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Таким образом, учитывая все рассмотренные понятия и определение формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, мы можем определить данный процесс как целенаправленное осуществление процесса формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении на основе рефлексивно-оценочной деятельности участников образовательного процесса, способствующей их самоопределению и личностному развитию с проведением необходимой коррекции, обусловленной соответствием полученных результатов.
Следующим этапом нашего исследования стал выбор и обоснование теоретико-методологических подходов обеспечения процесса формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении. Рассматривая этот процесс как сложное и многоаспектное явление, считаем необходимым изучить его с разных позиций. Для этого обратимся к понятию «подход».
«Методологический подход» - принципиально методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [12, 74]. Теоретико-методологическую основу системы формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении составляют системный и деятельностный подходы. Основанием для такого вывода служат сущностные характеристики и содержание выделенных подходов.
Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем [154, 46].
Представителями системного подхода являются В.Г. Афанасьев [5], И.В. Блауберг [12], А.Г. Спиркин [131], Э.Г. Юдин [151]; в педагогике: Ю.К. Бабанский [6], В.П. Беспалько [10], Л.Г. Викторова [21], Т.А. Ильина [44], Ю.А. Конаржевский [55], А.Г. Кузнецова [68], Н.В. Кузьмина [69; 84], Г.Н. Сериков [123], В.А. Сластенин [127], В.А. Якунин [156] и др.
Цель применения системного подхода в нашем исследовании состоит в разработке системы формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.
Под системой понимается:
5) целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой [7, 284].
В качестве рабочего определения системы примем второе, т.е. будем рассматривать систему формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении как упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
Раскроем основные положения системного подхода в применении к нашему исследованию:
Результат применения системного подхода в нашем исследовании заключается в том, что, выступая как мыслительный процесс исследователя и его результат, системный подход реализуется в системном изучении формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.
Системный подход обеспечивает общее направление научного познания в исследовании, не раскрывая особенностей взаимодействия руководителя, педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей). Для этой цели нам необходим деятельностный подход, который представляет собой методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности [154, 73].
Деятельностный подход разработан в трудах А.В. Брушлинского [19], Л.С. Выготского [25], В.В. Давыдов [34], А.Н. Леонтьева [72; 73], С.Л. Рубинштейна [117], А.А. Чунаева [144] и др.
Цель применения деятельностного подхода в нашем исследовании состоит в изучении формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении как вида деятельности, что позволяет раскрыть его сущность, структуру, особенности организации. Согласно деятельностному подходу в результате усвоения, организованного под руководством администрации участники образовательного процесса приобретают знания, необходимыми для формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.
Основу деятельностного подхода составляет категория деятельности. Деятельность - есть форма психической активности человека, направленная на познание и преобразование действительности и самого себя; высшая форма активности, основанная на сознании.
Раскроем основные положения деятельностного подхода в применении к нашему исследованию:
1) формирование культуры
2) центральным компонентом
3) формирование культуры
4) формирование культуры
Результат применения
Обозначенные системный и деятельностный подходы составляют исследовательскую базу нашей работы, позволяющую определить основные научные положения по изучаемой проблеме формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, и охарактеризовать ведущие направления ее исследования в теоретической деятельности, приводящей в заключении к разработке системы.
Приступим к описанию системы формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении. Перечислим основные признаки системы, опираясь на представления В.А. Сластенина [127], Ю.К. Бабанского [6], Ю.А. Конаржевского [55] и A.M. Новикова [93].
1. Системообразующим фактором системы выступает цель, выражающая государственный и социальный заказ (формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении), конкретизируемая в виде подцелей.
2. Основным, условно выделенным далее
неделимым элементом
системы формирование культуры здорового
образа жизни в образовательном учреждении,
составляющим ее компоненты, является действие субъекта
обуче-ния, которым с точки зрения деятельностного
подхода выступает руководитель и участники
образовательного процесса.
Действия руководителя в совокупности составляют процесс предварительной подготовки к тому, чтобы эффективно организовать деятельность участников образовательного процесса, консультировать их в процессе формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, диагностировать данный процесс, оценить успешность реализации системы с точки зрения полноты достижения поставленной цели - обеспечить условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.
Совместные действия руководителя и участников образовательного процесса есть процесс управленческого взаимодействия, который подразумевает их взаимную активность, непосредственное и опосредованное влияние друг на друга и на самих себя. Управленческое взаимодействие руко-водителя и участников образовательного процесса проявляется через информационные, заключающиеся в обмене информацией между субъектами взаимодействия; организационно - деятельностные, и коммуникативные связи (связи общения).
3. Системе в динамике присущи универсальные
характеристики любой
деятельности и взаимодействия, такие
как цель, задачи, содержание, методы,
средства и формы взаимодействия руководителя
и участников образовательного процесса,
а также результаты. Учитывая, что цель
определяет необходимость разработки
системы, а результат есть результат реализации
системы в соответствии с поставленной
целью, считаем, что система формирования
культуры здорового образа жизни в образовательном
учреждении включает содержательный,
организационно - деятельностный и диагностико
- коррекционный компоненты.
4. Система имеет определенную структуру
и характеризуется
целостностью. Статическая структура
отражает закономерные устойчивые
связи указанных компонентов, а динамическая - их связи как
функционирующего и развивающегося целого.
При этом динамическая
синхронная структура образуется взаимопроникновением
содержательного,
организационно - деятельностного и диагностико
– коррекционного компонентов;а диахронная
структура определяет последовательность
их реа-лизации.
Учитывая вышеизложенное, опираясь на системный и деятельностный подходы, обусловленные проблемой исследования, основные понятия и характеристики, представим разработанную систему формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении (рис. 1).
Перейдем к характеристике системы. Система формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении представляет собой упорядоченное единство содержательного, организационно - деятель-
ностного и диагностико - коррекционного компонентов, характеризуемая ингерентностью, дуальной структурностью, адекватностью.
Отметим, что формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении определено государственным и социальным заказом, необходимостью реализации качественного образования, предусмотренной Законами «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования, Национальной доктриной образования в Российской федерации, Концепцией Федеральной целевой программы развития образования, моделью «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях».
Как уже было сказано выше, основной целью разработки системы выступает необходимость формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении. Выступать основным системообразующим фактором цель может только при условии диагностичной декомпозиции подцелей, «которая допускала бы их однозначную диагностику и вполне определенные возможности для принятия оптимальных решений» [10, 45]. Цель обуславливает функционирование и развитие системы в целом и ее компонентов в частности.
Цель взаимосвязана со всеми компонентами нашей системы: - с содержа-тельным: цель определяет содержание когнитивного (содержащего ди-дактически обработанную информацию для усвоения) и управляющего (инструктирующего по поводу усвоения когнитивного материала);
Содержательный компонент отражает своеобразие процесса формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.
Рассматривая взаимосвязь содержательного компонента с организационно-деятельностным, мы считаем, что процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении во много зависит от того, каким образом он будет структурирован. Нам близка позиция И.Ф. Сафир [119, 13], которая, рассматривая проблему структурирования учебного материала, считает, что он может быть рассмотрен как сложная функционирующая система. Структура процесса формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении представляет собой совокупность выделенных в нем элементов и связей между ними, проявляющихся через особенности данных элементов. Исходя из философского представления о том, что все объекты не существуют изолированно, а взаимосвязаны, необходимо принимать во внимание тот факт, что характер объекта, влияющего на процесс, требует выделение тех его элементов и связей, которые соответствуют особенностям данного объекта. Значит, данный процесс может быть по-разному структурирован в зависимости от тех конкретных его сторон, которые соответствуют «срезам» объекта влияния.