Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9
1.1.Проблема создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в теории и практике……………………………………………….9
1.2. Структура и основные характеристики здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………………………………………….18
1.3. Организационно-управленческие аспекты создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………...30
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38
2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38
2.2. Целевая программа создания здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………….96
Выводы по второй главе……………………………………………………….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

здоровьесберегающей среды.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, учитывая все рассмотренные понятия и определение формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, мы можем определить данный процесс как целенаправленное осуществление процесса формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении на основе рефлексивно-оценочной деятельности участников образовательного процесса, способствующей их самоопределению и личностному развитию с проведением необходимой коррекции, обусловленной соответствием полученных результатов.

Следующим этапом нашего исследования стал выбор и обоснование теоретико-методологических подходов обеспечения процесса формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении. Рассматривая этот процесс как сложное и многоаспектное явление, считаем необходимым изучить его с разных позиций. Для этого обратимся к понятию «подход».

«Методологический подход» - принципиально методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [12, 74]. Теоретико-методологическую основу системы формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении составляют системный и деятельностный подходы. Основанием для такого вывода служат сущностные характеристики и содержание выделенных подходов.

Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем [154, 46].

Представителями системного подхода являются В.Г. Афанасьев [5], И.В. Блауберг [12], А.Г. Спиркин [131], Э.Г. Юдин [151]; в педагогике: Ю.К. Бабанский [6], В.П. Беспалько [10], Л.Г. Викторова [21], Т.А. Ильина [44], Ю.А. Конаржевский [55], А.Г. Кузнецова [68], Н.В. Кузьмина [69; 84], Г.Н. Сериков [123], В.А. Сластенин [127], В.А. Якунин [156] и др.

Цель применения системного подхода в нашем исследовании состоит в разработке системы формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Под системой понимается:

    1. комплекс взаимодействующих элементов [68, 21];
    2. упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство [66, 348];

5) целеустремленная целостность  взаимосвязанных элементов, имеющая  новые интегративные свойства, отсутствующие  у каждого из них, связанная с внешней средой [7, 284].

В качестве рабочего определения системы примем второе, т.е. будем рассматривать систему формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении как упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Раскроем основные положения системного подхода в применении к нашему исследованию:

  1. формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении является системой, т.е. необходимо выявление всех системных свойств данного объекта;
  2. формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении есть элемент метасистемы обучения;
  3. данная система, как и любая другая, имеет определенную структуру и характеризуется целостностью. Основным элементом системы формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, составляющим ее компоненты, является действие субъекта обучения; системообразующим фактором системы выступает цель – создание организационно-педагогических условий для формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении

Результат применения системного подхода в нашем исследовании заключается в том, что, выступая как мыслительный процесс исследователя и его результат, системный подход реализуется в системном изучении формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Системный подход обеспечивает общее направление научного познания в исследовании, не раскрывая особенностей взаимодействия руководителя, педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей). Для этой цели нам необходим деятельностный подход, который представляет собой методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности [154, 73].

Деятельностный подход разработан в трудах А.В. Брушлинского [19], Л.С. Выготского [25], В.В. Давыдов [34], А.Н. Леонтьева [72; 73], С.Л. Рубинштейна [117], А.А. Чунаева [144] и др.

Цель применения деятельностного подхода в нашем исследовании состоит в изучении формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении как вида деятельности, что позволяет раскрыть его сущность, структуру, особенности организации. Согласно деятельностному подходу в результате усвоения, организованного под руководством администрации участники образовательного процесса приобретают знания, необходимыми для формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Основу деятельностного подхода составляет категория деятельности. Деятельность - есть форма психической активности человека, направленная на познание и преобразование действительности и самого себя; высшая форма активности, основанная на сознании.

Раскроем основные положения деятельностного подхода в применении к нашему исследованию:

1) формирование культуры здорового  образа жизни в образовательном  учреждении в контексте деятельностного  подхода рассматривается как  деятельность администрации ОУ  и участников образовательного  процесса, связанная с обучением, т.е. ее можно отнести к подвидам трудовой деятельности;

2) центральным компонентом формирования  культуры здорового образа жизни  в общеобразовательном учреждении  является цель, состоящая для  руководителя в наиболее эффективной организации данного процесса; а для участников образовательного процесса  в необходимости воспринять, осознать, запомнить преподаваемый материал и научиться применять его в различных контекстах;

3) формирование культуры здорового  образа жизни в образовательном учреждении как деятельность имеет микро- и макроструктуру. В микроструктуру входят действия: восприятие, осознание, запоминание и применение; и операции: анализ, синтез, оценка, рефлексия, индукция, дедукция и т.д. Макроструктура (по А.Н. Леонтьеву) включает: мотив, указанную выше цель, ее декомпозицию на подцели, процесс усвоения, составными частями которого является цепочка действий, и результат, представленный в виде обеспечения качества усвоения;

4) формирование культуры здорового  образа жизни в образовательном учреждении представляет собой целенаправленную деятельность, субъектом которой выступают участники образовательного процесса и руководитель, организующий данный процесс, объектом — процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

 Результат применения деятельностного  подхода в нашем исследовании  заключается в рассмотрении процесса  формирования культуры здорового  образа жизни в образовательном  учреждении как деятельности, основной  компонент которой - формирование культуры здорового образа жизни - организован в ходе создания организационно-педагогических условий для формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Обозначенные системный и деятельностный подходы составляют исследовательскую базу нашей работы, позволяющую определить основные научные положения по изучаемой проблеме формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, и охарактеризовать ведущие направления ее исследования в теоретической деятельности, приводящей в заключении к разработке системы.

Приступим к описанию системы формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении. Перечислим основные признаки системы, опираясь на представления В.А. Сластенина [127], Ю.К. Бабанского [6], Ю.А. Конаржевского [55] и A.M. Новикова [93].

1. Системообразующим фактором системы выступает цель, выражающая государственный и социальный заказ (формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении), конкретизируемая в виде подцелей.

2. Основным, условно выделенным далее неделимым элементом 
системы формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, составляющим ее компоненты, является действие субъекта обуче-ния, которым с точки зрения деятельностного подхода выступает руководитель и участники образовательного процесса.

Действия руководителя в совокупности составляют процесс предварительной подготовки к тому, чтобы эффективно организовать деятельность участников образовательного процесса, консультировать их в процессе формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, диагностировать данный процесс, оценить успешность реализации системы с точки зрения полноты достижения поставленной цели - обеспечить условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Совместные действия руководителя и участников образовательного процесса есть процесс управленческого взаимодействия, который подразумевает их взаимную активность, непосредственное и опосредованное влияние друг на друга и на самих себя. Управленческое  взаимодействие руко-водителя и участников образовательного процесса проявляется через информационные, заключающиеся в обмене информацией между субъектами взаимодействия; организационно - деятельностные, и коммуникативные связи (связи общения).

3. Системе в динамике присущи универсальные характеристики любой 
деятельности и взаимодействия, такие как цель, задачи, содержание, методы, 
средства и формы взаимодействия руководителя и участников образовательного процесса, а также результаты. Учитывая, что цель определяет необходимость разработки системы, а результат есть результат реализации системы в соответствии с поставленной целью, считаем, что система формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении включает содержательный, организационно - деятельностный и диагностико - коррекционный компоненты.

4. Система имеет определенную структуру и характеризуется 
целостностью. Статическая структура отражает закономерные устойчивые 
связи указанных компонентов, а динамическая - их связи как 
функционирующего и развивающегося целого. При этом динамическая 
синхронная структура образуется взаимопроникновением содержательного, 
организационно - деятельностного и диагностико – коррекционного компонентов;а диахронная структура определяет последовательность их реа-лизации.

Учитывая вышеизложенное, опираясь на системный и деятельностный подходы, обусловленные проблемой исследования, основные понятия и характеристики, представим разработанную систему формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении (рис. 1).

Перейдем к характеристике системы. Система формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении представляет собой упорядоченное единство содержательного, организационно - деятель-

ностного и диагностико - коррекционного компонентов, характеризуемая ингерентностью, дуальной структурностью, адекватностью.

Отметим, что формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении определено государственным и социальным заказом, необходимостью реализации качественного образования, предусмотренной Законами «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования, Национальной доктриной образования в Российской федерации, Концепцией Федеральной целевой программы развития образования, моделью «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях».

Как уже было сказано выше, основной целью разработки системы выступает необходимость формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении. Выступать основным системообразующим фактором цель может только при условии диагностичной декомпозиции подцелей, «которая допускала бы их однозначную диагностику и вполне определенные возможности для принятия оптимальных решений» [10, 45]. Цель обуславливает функционирование и развитие системы в целом и ее компонентов в частности.

Цель взаимосвязана со всеми компонентами нашей системы: -  с     содержа-тельным:     цель     определяет     содержание     когнитивного (содержащего ди-дактически обработанную информацию для усвоения) и управляющего   (инструктирующего   по   поводу  усвоения  когнитивного материала);

  • с организационно - деятельностным: цель определяет выбор средств, методов, приемов и форм организации процесса формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении;
  • с диагностико-коррекционным: цель связана с диагностическими методиками и их выбором и определяет необходимость коррекции.

Содержательный компонент отражает своеобразие процесса формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Рассматривая взаимосвязь содержательного компонента с организационно-деятельностным, мы считаем, что процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении во много зависит от того, каким образом он будет структурирован. Нам близка позиция И.Ф. Сафир [119, 13], которая, рассматривая проблему структурирования учебного материала, считает, что он может быть рассмотрен как сложная функционирующая система. Структура процесса формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении представляет собой совокупность выделенных в нем элементов и связей между ними, проявляющихся через особенности данных элементов. Исходя из философского представления о том, что все объекты не существуют изолированно, а взаимосвязаны, необходимо принимать во внимание тот факт, что характер объекта, влияющего на процесс, требует выделение тех его элементов и связей, которые соответствуют особенностям данного объекта. Значит, данный процесс может быть по-разному структурирован в зависимости от тех конкретных его сторон, которые соответствуют «срезам» объекта влияния.

Информация о работе Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения